Совсем скоро будет выбрано место проведения чемпионата Европы 2024 года среди женщин. Долгая работа заявочных комитетов подходит к концу. Последний шанс показать себя чиновникам Европейской федерации гандбола они получат 25 января в Стокгольме. Три десятиминутные презентации – и руководители ЕГФ сделают свой выбор.
Российская заявка предполагает проведение матчей Евро-2024 на пяти аренах в четырех городах: Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Астрахани. В ноябре и декабре инспекторы ЕГФ осмотрели их и высоко оценили готовность нашей страны к турниру.
Наши конкуренты – две совместные заявки: Чехия / Польша / Словакия и Венгрия / Швейцария / Австрия.
О подготовке к решающему голосованию и ключевых особенностях чемпионата Европы в России «Быстрому центру» рассказала директор по развитию Федерации гандбола России Ольга Бугаенко.
– Работа над заявкой потребовала много времени. Началось все с подготовки необходимой документации в августе прошлого года, после этого приняли две комиссии ЕГФ. Ее представители посетили все города, претендующие на право принять матчи турнира, внимательно знакомились с инфраструктурой. Сейчас вносим последние штрихи, готовимся представить российскую заявку в Стокгольме, – сообщила Ольга.
– Одним из штрихов стал слоган турнира?
– Это одно из требований к заявке: выразить одной фразой, каким мы видим наш чемпионат. В качестве девиза были выбраны слова ‘In Your Hands!’ – «В твоих руках!»
– Что вы хотели этим сказать гандбольной Европе?
– Нет ничего невозможного, когда стремишься к мечте. Если делать свое дело, то все получится. Эта мысль проходить красной нитью сквозь нашу заявку.
Турнир, если Россия получит право на его проведение, станет серьезной мотивацией для молодых гандболистов, которые сейчас занимаются и верят, что когда-нибудь станут чемпионами.
Добавлю, что к финальной презентации мы готовим несколько сюрпризов.
– Отстранение России от крупнейших международных стартов, инициированное Всемирным антидопинговым агентством, на российской заявке не сказалось?
– Чемпионаты Европы не вошли в список «главных турниров», поэтому ни о каких ограничениях, по крайней мере – официально, нам не сообщали. Поэтому работаем в том же режиме, в каком начинали кампанию.
– Заявки конкурентов изучены?
– В минимальном объеме: только то, что выложено в открытый доступ на официальном сайте ЕГФ.
– На основании имеющихся данных можно обозначить наши сильные стороны?
– В первую очередь то, что в заявке всего одна страна, богатая историческими и культурными традициями. Думаю, за прошедшие годы мы сумели доказать миру, что соревноваться у нас – интересно и вовсе не страшно. Надеюсь, все получится и болельщики из разных стран смогут к нам приехать. Может быть, им удастся открыть для себя Россию с новой стороны.
– Страна одна, а расстояния внушительные…
– Это так. Но в заявке мы особо отметили, что транспортное сообщение между городами налажено отлично, ни один перелет не займет больше трех часов. Есть регулярные рейсы, можно организовать чартерные перевозки.
Кстати, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом «Сапсан» очень понравился инспекторам, они с удовольствием на нем прокатились.
– По каким критериям выбирались города, попавшие в заявку?
– Ростов-на-Дону и Краснодар, присутствовавший в списке изначально, были выбраны как крупные гандбольные центры, а Москва и Санкт-Петербург внесены в заявку не только из-за статуса: здесь накоплен немалый опыт проведения крупнейших международных форумов. Кроме того, эти города привлекательны для туристов.
К сожалению, по итогам первой инспекции представители европейской федерации не одобрили проведение турнира в Краснодаре. Пришлось вносить изменения. С другой стороны, заявленная вместо него Астрахань тоже была в предварительном списке, однако тогда мы остановились на четырех городах, решив не раздувать заявку сверх необходимого.
Четыре города – оптимальный вариант для проведения турнира и формирования сетки матчей. К Астрахани у инспекторов претензий не нашлось. Понравились и арена, и люди, которые там работают: их горящие глаза и желание принять соревнования.
– К Москве тоже возникали претензии.
– Если точнее, вопросы были только к арене в Крылатском. Замена ей нашлась оперативно – Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой в Лужниках. Он подошел по всем параметрам.
– Другие замечания у инспекторов были?
– Наоборот, получили максимально положительный отклик. Мы со своей стороны дали понять, что готовы провести чемпионат Европы на высшем уровне и в строгом соответствии со всеми требованиями.
– Опыт, накопленный федерацией при организации масштабных гандбольных соревнований, вошел в перечень аргументов?
– Разумеется, все это отражено в нашей заявочной книге. И не только это. Не забывайте, что Россия принимала главные мировые старты в разных видах спорта, а также зимние Олимпийские игры-2014.
Нашей задачей было показать, что страна успешно справляется с проведением самых важных стартов, причем делает это на «отлично». Но главным, повторюсь, было не это. Инспекторов, безусловно, интересовали арены, но больше всего внимания они уделяли людям, которые на них работают. Европейским чиновникам важно, чтобы команды оказались в комфортной среде. Необходимы знания английского языка, профессионализм и множество других требований к сотрудникам спортивных комплексов.
– Инфраструктуре за пределами залов уделялось столь же пристальное внимание?
– Конечно. Оценивали доступность арен, наличие парковок, другие логистические параметры. Осмотрели отели, которые мы предлагаем для размещения команд и официальных лиц. Интересовались буквально всем. Даже расстояниями от аэропортов до гостиниц и тем, как мы планируем решать проблему пробок.
– Какие еще нюансы заявки вошли в зону пристального интереса?
– Огромное значение придается маркетинговой политике. Требования, касающиеся ее, расписаны до мельчайших деталей. В заявке надо было указать все подробно. К примеру, что будет сделано для продажи максимального количества билетов. Какие развлечения предусмотрены на аренах и в фан-зонах – все для того, чтобы болельщики остались довольны.
Рекламная политика не менее важна. Анонсы турнира, различные мероприятия, предваряющие чемпионат Европы. Они, к слову, должны пройти не только в России. Тур талисмана турнира и прочее в том же духе.
Такое количество деталей только радует. Есть полное понимание, что нужно сделать и как.
– Командам комфорт будет обеспечен, в этом сомнений нет. А что насчет болельщиков?
– Планируем предложить мировым туристическим компаниям сформировать специальное предложение для болельщиков, которые захотят посетить чемпионат Европы. Что-то похожее мы видели на мировом форуме в Германии. Надеюсь, задумку удастся воплотить в жизнь. Такой тур должен включать билеты на матчи, перелеты, проживание, экскурсии по городу. Может быть, посещение театров, музеев. Все должно быть максимально продумано, чтобы болельщик не знал забот.
В любом случае рассчитываем на максимальное количество гостей.
– Вы упомянули о фан-зонах.
– Они будут обязательно, это одно из требований европейской федерации. Не уверена, что мероприятия пройдут на открытом воздухе – все же турнир намечен на конец года, когда холодно. Но во всех городах-организаторах будут места, где можно посмотреть матчи, поучаствовать в конкурсах, взять автограф у известного спортсмена.
В обязательном порядке планируются мастер-классы для юных гандболистов. Возможность пообщаться с кумирами, сфотографироваться – все это даст детям мотивацию для тренировок.
– Расходы по проведению турнира лягут на плечи Федерации гандбола России?
– Региональные власти прислали на наш адрес письма, в которых выражают поддержку и готовность всячески поддержать федерацию, в том числе финансово. Расходы, вероятнее всего, будут разделены пропорционально числу матчей, намеченных в том или ином городе.
– Матчи уже распределены?
– Предполагается, что все четыре города примут игры предварительной стадии. Поединки основного раунда пройдут в двух столицах. Ну а финальный уик-энд состоится в Москве. Рассчитываем, что на «ВТБ-Арене» в дни решающих игр будет аншлаг.
– Как обстоят дела с готовностью арен?
– Модернизация потребуется почти везде. К примеру, гимнастический дворец Ирины Винер-Усмановой открыт всего полгода назад, и там никогда не играли в гандбол. Это создает определенные сложности.
На «Сибур-Арене» в Санкт-Петербурге гандбольные матчи проводились не раз, всегда – идеально в плане организации. Знаем чего ждать от тех залов, где гандбол принимают регулярно. Но поработать еще придется, чтобы привести все в соответствие с регламентом.
В Ростове-на-Дону планируется строительство новой арены. Это пойдет на пользу и городу, и местному клубу.
– Успеют?
– Рассчитываем на это. Гарантии нам дали, поэтому надеемся, что арена появится в положенный срок.
– На ваш взгляд, шансы заполучить чемпионат Европы реальны?
– Трудно предположить, как проголосуют представители национальных федераций. Делаем для успеха все, зависящее от нас, и надеемся на лучшее.
Сергей Макаров, «Быстрый центр»
Фото: IHF