Главный тренер женской молодежной сборной России Алексей Гумянов подвел итоги «Кубка дружбы – 2022» в интервью «Быстрому центру».
На товарищеском турнире в Минске национальная команда выступила двумя составами. Россия-1 заняла первое место, вторая российская команда стала бронзовым призером. Серебро забрал «БНТУ-БелАЗ», а замкнула четверку сборная Белоруссии U-18.
– Очень доволен тем фактом, что наш сбор завершился участием в товарищеском турнире. Считаю, что каждую тренировочную сессию должны венчать матчи, чтобы в боевых условиях мы смогли оценить свои наработки. В этой связи мы очень благодарны Федерации гандбола России, предоставившей команде отличные условия для занятий в Сочи, а затем выделившей финансирование в объемах, позволивших отправиться в Минск такой большой делегацией, что гандболисток хватило на два состава. За счет этого каждая из девушек не сидела на скамейке и имела шанс проявить себя.
Самые добрые слова заслуживает и Белорусская федерация гандбола (БФГ), которая специально подстроилась под менявшиеся у нас сроки сборов и создала нам в Минске комфортные условия для проживания и тренировочного процесса.
– В столицу Беларуси вы прибыли загодя. Как построили работу в те дни, что у вас были до старта турнира?
– Непосредственно за день до начала «Кубка дружбы-2022» у нас был выходной, а до этого трудились три дня в двухразовом режиме. В основном занятия в Минске были направлены на тактические аспекты, наигрывали связки, улучшали взаимопонимание между гандболистками. Утром делали акцент на защиту и переходы, вечером переключались на игру в нападении. Начинали день рановато, так как сразу после нас занималась мужская сборная Беларуси. Но это позволяло подглядеть за работой Юрия Шевцова, что любопытно.
– Работали над связками общей группой или уже акцентированно для каждого из двух составов?
– Да, мы уже целенаправленно работали двумя командами. «Россия» и «Матушка», обе работали над своими взаимодействиями. Хотя при делении сборной на два состава тренерский штаб постарался сохранить клубные связки. В одной команде у нас была ростовская задняя линия (Пуляева-Решетникова-Смирнова), а в другой армейская (Суздальцева-Коняева-Коробко).
– Но Леру Клишину вы от одноклубниц оторвали и делегировали к «матушкам».
– Да, к донским я отрядил краснодарку Леру Вайкум, а ее тезка Клишина мне нужна была рядом с волгоградкой Настей Чешевой, так как та заранее планировалась для игры и на позиции линейной. Поэтому я посчитал такой вариант оптимальным для того, чтобы ростовчанка получила побольше времени, чего могло не получиться в паре с Вайкум.
– Насколько я понимаю, вы впервые побывали в Доме гандбола. Какие первые впечатления он на вас произвел?
– Честно говоря, когда я слышал словосочетание «Дом гандбола», то представлял себе огромное сооружение с объемными колоннами (смеется). Но размеры оказались не такими внушительными. Примерно, думаю, как наши ФОКи. Очень удобная гандбольная площадка, там созданы все условия для того, чтобы заниматься нашим любимым видом спорта. Комфортное покрытие, хорошее освещение – уютное место. Есть небольшие трибуны, различные подсобные помещения, комфортные раздевалки, кафешка.
А вообще столица Беларуси нас по-настоящему впечатлила. Мы жили в Минск-Сити – и это потрясающий новый район города. Там расположены Аллея Победы и Белорусский университет физической культуры и спорта, вокруг которого почти все пространство занято различными красивыми и не похожими друг на друга спортивными сооружениями, буквально для всех видов спорта: от шорт-трека до художественной гимнастики. Кстати, Дом художественной гимнастики – вот это настоящий дворец (улыбается)!
– В выходной что-то придумывали для команды особенное? Или у всех было свободное время?
– Обычно стараемся чем-то занять, но тут были достаточно длительные сборы. Плюс на следующий день стартовал турнир, так что предоставили девчатам полную свободу. Конечно, они побродили по центру Минска... ну и про магазины не забыли, надо же было запастись подарками для Вероники Карпец, которая отпраздновала в воскресенье 18-летие. Заодно и песню подготовили: «Вероника чика-чика» (улыбается).
– В официальной заявке на турнир «Матушки» так и не появилось. Почему?
– Принимающая сторона попросила, чтобы мы использовали более официальное наименование, так как велась прямая трансляция турнира. Кстати, по этой же причине нам не дали понаблюдать за матчем двух российских команд с трибун, как тренерский штаб изначально планировал. Чтобы картинка со скамеечки запасных не пустовала.
– Но если вы решили самоустраниться и дать девочкам возможность саморегулироваться по ходу игры, то можно было и сидя на скамейке не напрягать голосовые связки. Однако...
– Однако пришлось вмешаться (улыбается). Честно говоря, не понравился мне настрой команд в начале матча. Зато потом разошлись не на шутку. Первая игра после длительной паузы всегда бывает тяжелой, поэтому тренерский штаб и занялся подсказками. Перед началом встречи договорились, что все получат равное игровое время. Кто знает: если бы мы иначе осуществляли ротацию, то, возможно, и результат был бы другой.
А вообще лично мне хотелось бы, чтобы они сыграли вничью и потом уже по итогам матчей с белорусскими соперницами расставились по местам. Но такое могло произойти только случайно: мы, конечно, за честную игру!
– Хорошо, что вы сами сказали про возможное влияние ротации состава на результат. Сторонники теории заговора после матча писали в соцсетях, что тренерский штаб был по каким-то причинам заинтересован в победе «России-1». И поэтому блестяще отыгравшая первую половину встречи Юля Бабенко практически весь второй тайм провела на скамеечке.
– Ну что я могу сказать на это. Задача тренерского штаба на турнир: дать возможность проявить себя каждой из 22 гандболисток. Где нам еще было это делать, как не в очном матче?!
– В конце первого игрового дня на общекомандном собрании вы поставили и другую задачу: обоими составами обыграть БНТУ-БелАЗ.
– Нам хотелось, чтобы девочки сами поверили в себя. Конечно, минчанки – вице-чемпионки Беларуси и располагают более опытными гандболистками, но они задействовали на турнире весьма ограниченные ресурсы: всего 10 игроков. На их первом матче мне показалось, что функционально они еще далеки от оптимальных кондиций, и в этом был наш шанс на успешный результат.
От наших сборных требовалось показывать скоростной гандбол: не только в позиционном нападении, но и в быстрых переходах. Необходимо было заставить соперника на протяжении 60 минут поддерживать высокий темп. Почему-то изначально был уверен, что БНТУ-БелАЗ не выдержит таких скоростей.
Думаю, что со стороны минчанок имела место и недооценка нашей команды в первой встрече. На «Матушку» в финальный день соревнований они вышли гораздо более заряженными.
– И «Матушка» откровенно провалила первый тайм. С чем вы это связываете?
– После поражения от «России-1» девчата были очень сильно расстроены. На них было страшно смотреть. Настраивались обязательно победить БНТУ-БелАЗ и, видимо, слегка перегорели. Но и соперницам надо отдать должное. Повторюсь, минчанки вышли на площадку серьезно заряженными.
В начале матча у нас были потери, соперницы за это регулярно наказывали. К тому же в первом тайме не пошла игра у Лизы Старковой. Стоило ей во второй половине начать тащить, совершенно иначе заиграла и вся команда. Очень рад, что наш тренерский штаб принял решение дать играть Старковой в «Матушках» одной, без замен. Чтобы она поняла, что за ее спиной никого нет. Психология – не самая сильная ее сторона.
Да, проиграли, но я все равно девчонками доволен. Они боролись до самого конца, поддерживали друг друга и выполнили тренерскую установку на матч. Опять были слезы... Но никогда не забуду сценку на награждении. Стоят, понурив головы и пряча мокрые глаза. И тут объявляют: «Лучшая левая крайняя турнира – Ева Гакаме!» Ева прямо расцвела в этот момент (улыбается). Юля Бабенко, правда, не изменилась в лице, когда ее награждали.
– Какой из матчей в Минске вас порадовал больше всего качеством показанного гандбола?
– Все игры сложились так, что удовлетворенность возникала только от одного из двух таймов. Причем, как правило, лучше нам удавались вторые половины. Даже несмотря на то, что в зале было жарковато, а у нас имелось ограниченное число замен. Это радует: значит, правильно провели подготовительный процесс. Теперь будем работать над тем, чтобы девчата выглядели ровно на протяжении всех 60 минут. Но не исключаю: если бы играли одним составом, то удалось бы и в Минске избежать провальных отрезков.
– Матчи против белорусских сверстниц вышли не такими напряженными, как встречи с БНТУ-БелАЗ. Как вам в целом уровень сборной Беларуси (U-18)?
– Определенно – это команда на вырост. Честно, я думал, что соперник будет выглядеть послабее. Конечно, физически они уступают россиянкам, но там хватает хороших девчонок. Много высокорослых девчат – материал для работы очень неплохой. Понравилась их левая полусредняя, неплохо сыграли разыгрывающая и линейная. С ними занимаются хорошие специалисты. И думаю, если мы почаще будем встречаться, то это пойдет белорускам на пользу.
– Показалось, что в целом передняя линия россиянок смотрелась на турнире заметно сильнее задней. Что достаточно непривычная картина для нашей сборной (U-18).
– Чего скрывать: некоторые игроки задней линии меня прямо расстроили на играх в Минске. Не хочу называть фамилий, девчата сами все знают, мы с ними на эту тему общались. К сожалению, многие из полусредних не были нацелены на броски издали, а значит, они психологически и не готовы еще к ним. Но, с другой стороны, сумели продемонстрировать гибкость и смогли доиграть до крайних и линейных, чему нельзя не порадоваться.
– И все-таки не могу вас не попросить конкретизировать. Я правильно понимаю, что одна из тех, чьи действия в Минске вас расстроили – Алина Решетникова?
– Алинка действительно меня огорчает больше всех. И прежде всего потому, что я на каждом углу говорю: это игрок высочайшего интеллекта и потенциала. Несмотря на то, что она не очень скоростная девочка, тем не менее на квадратном сантиметре способна обыграть любую соперницу, за доли секунды увидеть всю площадку и принять верное решение. Ей необходимо становиться лидером сборной, а она в Минске им не была. Все растут, все развиваются – и ей это надо делать. Но при этом я уверен, что если Решетникову в этом сезоне задействуют в основе «Ростова», то она там не затеряется. Алине там даже будет проще проявить себя, поскольку партнерами станут состоявшиеся мастера.
– Юля Бабенко была признана лучшей правой полусредний турнира. Это очередной камушек в огород наших левшей?
– Мне понравился прогресс со стороны Кати Коробко. Взрослеет и набирается уверенности в себе, уже не скромничает на площадке, как прежде. Но прибавлять есть куда, особенно при игре в защите.
Насте Долговой пока не хватает физической мощи для хорошего броска. Но звенигородка сильно выросла за последний год. Нужно немного подождать и не перегружать ее спину. Но затем обязательно займемся ее торсом, руками и ногами. Настя отлично видит поляну – и это ее конкурентное преимущество.
У Алины Казанджян очень хорошая левая рука, но скажу так: скромность должна быть в плане поведения за площадкой, но не во время матча. И это большой недостаток майкопчанки.
Лена Смирнова хорошо прибавила по сравнению с предыдущими сборами, но сильно проседает в защите. Это общая проблема всех наших правых полусредних, им заметно не хватает жесткости при игре в обороне.
А Юля Бабенко и вправду спрогрессировала за последний сезон и примерила на себя майку лидера сборной. Поалуй, единственная из всех наших игроков задней линии, кто всегда идет на бросок. Оговорюсь, что даже на Юлю приходится прикрикивать и требовать атаки издали, тем более если ее акцентированно не встречают.
– Но по защите вопросы, наверное, не только к нашим левшам. Команда в целом смотрелась в обороне неубедительно. Или у вас иное мнение?
– Нет, мне тоже не понравилась наша защита. Во многих моментах нас просто спасали Настя Казьменко, Вероника Карпец и Лиза Старкова. Но объективно – нам и не хватило времени на сборах для построения надежной обороны. Многие, кто приехал на тренировочную сессию в Сочи, и мяча еще не держали этим летом. Поэтому приходилось уделять внимание очень многим деталям, времени на все просто не хватало.
Если вспомним недавно завершившийся девичий чемпионат мира, то победительница турнира – сборная Южной Кореи – в общей сложности готовилась к мировому форуму в течение полугода! Отсюда и убедительный результат. Считаю, что и нам в будущем на заключительном этапе подготовки к крупным международным соревнованиям необходимо проводить вместе около полутора месяцев.
– По следующим сборам уже есть понимание, где и когда они будут?
– Планируем собраться в следующий раз уже в конце октября. Постараемся сделать так, чтобы наши тренировочные сессии по ходу сезона проходили в зарезервированных для сборных окнах – и чтобы по срокам не совпадали с матчами внутрироссийских соревнований. И обязательно постараемся, чтобы сборы завершились турниром.
В ФГР уже пришло приглашение из Израиля. С нами очень хотят поиграть их национальная сборная и местные команды. Надеюсь, этот вариант сложится. Девчонок надо стараться стимулировать в нынешних условиях отсутствия у нас крупных международных стартов, чтобы они продолжали с большой охотой приезжать в сборную.
Хотя проблем с мотивацией у учениц я и так не наблюдаю. А еще их очень подстегивает внимание со стороны тренерского штаба взрослой сборной. Вы не представляете, насколько девчонкам было приятно, что на сборах в Сочи на каждой их тренировке уже с утра пораньше присутствовала Людмила Бодниева!
Владимир Чернов / «Быстрый центр»
Фото: EHF, БФГ, ФГР