Публикация
Мария Сидорова: «Старший сын не представляет свою жизнь без хоккея»
19.07.2022
2839

Мария Сидорова: «Старший сын не представляет свою жизнь без хоккея»

Начальник женской сборной России ответила на «20 вопросов не о гандболе» от «Быстрого центра»

Начальник женской сборной России Мария Сидорова ответила на 20 нетипичных вопросов «Быстрого центра».

Экс-вратарь московских «Вешняков», тольяттинской «Лады», звенигородской «Звезды» и сборной России Мария Сидорова. А еще серебряный призер Олимпийских игр-2008, двукратный чемпион мира, вице-чемпион Европы, шестикратный чемпион страны, обладатель Кубка кубков и Кубка ЕГФ. В 2015 году Мария завершила карьеру и сейчас занимает должность начальника команды в женской сборной России.

– Начнем с хоккея. Это ведь любимый вид спорта и вашего мужа, и сыновей.
– Ну, младший сын, Ваня, которому шесть лет, в хоккейной школе пока не занимается. Возможно, в сентябре отдадим. На коньках кататься умеет, клюшка есть, но в садике в приоритете у него был футбол. А вот старший, Данил, действительно без хоккея свою жизнь уже не представляет. Как и Антон, мой муж. Он из-за травмы рано закончил карьеру, стал мальчишек тренировать. Сначала у нас в Балашихе, в «Олимпийце», а с прошлого года – в «Крыльях». Работает там с пацанами 2009 года рождения. Даня – один из них.

Вы-то хоккеем прониклись?
– Раньше вообще не интересовалась. Все изменилось, когда к нам в Балашиху перебрался хоккейный «Авангард». Четыре сезона здесь базировался – пока в Омске строилась новая арена. Домашние матчи «Авангарда» Даня старался не пропускать, а я часто ходила с ним. Ну и втянулась. Команда классная, играла ярко, агрессивно, год назад завоевала Кубок Гагарина. Да многие в Балашихе успели полюбить «Авангард»! С какого-то момента воспринимали его уже как родной клуб. Хотя понимали, что рано или поздно он вернется в Омск. Сейчас из Подольска к нам переезжает «Витязь». Конечно, масштаб другой, но что делать – теперь и за эту команду будем болеть.

– Раз вы за хоккеем следите – как вам история с вратарем Иваном Федотовым, которого после окончания контракта с ЦСКА забрали в армию?
– Сложный вопрос. Мы ведь до сих пор не знаем всей правды, о каких-то нюансах не говорят. В то же время надо понимать, что речь идет не о рядовом хоккеисте, а об игроке национальной сборной, серебряном призере Олимпиады. На мой взгляд, в такой ситуации должен быть индивидуальный подход. Если человек принес стране олимпийскую медаль, нельзя взять его и засунуть в часть. Год без специализированной подготовки может поставить крест на карьере профессионального спортсмена.

– В одном из ваших интервью наткнулся на фразу: «Расписались мы с Антоном на Арене Балашиха“». Как же надо любить хоккей, чтобы вместо загса отправиться в ледовый дворец!
– Не преувеличивайте (смеется). Да, с недавних пор свадебные церемонии проходят и на футбольных стадионах, и на хоккейных аренах. Но это не наш случай. Просто загс в Балашихе расположен прямо в здании ледового дворца. В интервью я об этом не упомянула, вот и прозвучало двусмысленно.

– Где вы с Антоном познакомились?
– В Тольятти. Я там за «Ладу» играла, а он уже с хоккеем закончил. В январе 2006-го после матча Лиги чемпионов приезжаю домой, вдруг звонок. Ира Близнова: «Маша, ну что ты сидишь одна, скучаешь… Давай к нам, с мужем ждем гостей». Отвечаю: «Неохота. Устала, да и настроения нет». Но Ира оказалась настойчивой. Я приехала, там уже собралась большая компания – футболисты, хоккеисты, еще кто-то... Среди них был и Антон. Не скажу, что это любовь с первого взгляда. В тот вечер мы просто поболтали, обменялись телефонами. Периодически созванивались, но до мая почти не виделись. «Лада» постоянно была в разъездах, какие уж тут свидания… А потом наступил отпуск. Мы встретились, сходили в кино, посидели в кафе. И уже не расставались!

– У старшего сына любимый хоккеист есть?
– Александр Овечкин, конечно, вне конкуренции. Думаю, как и у многих мальчишек. А номер два – Алексей Емелин. Даня сам играет в обороне, поэтому всегда обращает внимание на хоккеистов этого амплуа. «Авангард» в последние годы был у сына перед глазами, а Емелин – один из лучших защитников лиги, капитан команды. И все же я как-то спросила: «Почему именно Емелин?» В ответ услышала: «Во-первых, он очень крутой защитник. Во-вторых, из Тольятти». Даня-то в этом городе родился. Так что с Емелиным они земляки.

– Почему старшего сына назвали Данилом, а не Даниилом или Данилой?
– Начну издалека. Китайцы – невероятно суеверны, зациклены на восьмерке, которая, по их мнению, приносит счастье. Вот почему Олимпийские игры в Пекине стартовали восьмого числа восьмого месяца восьмого года. Провожая меня на Игры, мама сказала: «Ну все, вернешься с медалью – и через год родишь!» К тому времени я уже решила, что после Олимпиады сделаю паузу в карьере, уйду в декрет. В Пекине наша сборная завоевала серебро, а Даня появился на свет 08.08.09. Символично! С мужем заранее договорились: «Будет мальчик – имя выбираешь ты. Если девочка – я». В роддоме перед выпиской Антон поднялся ко мне в палату и сообщил, что определился с именем. Я спросила: «Ну и какое же?» – «Данил». На всякий случай уточнила: «Не Даниил, не Данила, а Данил?» – «Да». Больше вопросов не задавала.

– Младшему сыну имя тоже выбирал папа?
– Не-е-ет! Тут уже я взяла инициативу в свои руки. Сказала: «Будет Ваня». Хорошее русское имя, созвучно с Даней. Плюс со святцами сверилась и окончательно убедилась – подходит!

– Вы строгая мама?
– Ух, даже очень! С девочками, наверное, вела бы себя иначе. А с пацанами в каких–то моментах надо пожестче. Чтобы выросли мужчинами, а не тюфяками. Кстати, у сыновей фамилия мужа – Сизенко. А я осталась Сидоровой. Теперь, когда на меня обижаются, в шутку говорят: «Ты не наша мама! Так что голос на нас не повышай!»

– Подзатыльники от вас прилетают?
– Нет. Но могу дать по попе ладошкой. Слегка. И посмотреть строго-строго. Чтобы ребенок все осознал и сделал выводы. Я люблю, когда дома порядок. Если вижу, что в их комнате бедлам, начинаю ругаться. Сейчас-то проще. Дети подросли, старший уже и полы может помыть, и пыль протереть, и вещи аккуратно сложить в стопочку. Ну и младший ему помогает.

– Как вы любите проводить отпуск?
– Родители приучили меня к активному отдыху. На природе. Мы с детства каждый год в августе отправлялись в Астраханскую область. Целый месяц жили в палатках на берегу Волги. Приезжали большой компанией – четыре семьи, все с детьми. Рыбалка, грибы-ягоды, посиделки у костра, суп в котелке, печеная картошка… Романтика! Автомобилей еще ни у кого не было. Всю провизию – от соли и сахара до тушенки и макарон – тащили на себе, в сумках, рюкзаках. А добирались так. Из Балашихи на электричке в Москву, потом на поезде до Волгограда. Там пересаживались на кораблик – и в Астраханскую область, в поселок Черный Яр. Оттуда местные мужики на моторных лодках перевозили на один из островов. Молодым напомню – в те времена не существовало гаджетов, навигаторов, мобильных телефонов. И ничего, справлялись, никто не терялся. Такие путешествия закаляют характер. После них на бытовые неудобства в гостиницах уже не обращаешь внимания. Кровать есть – ну и прекрасно. А если еще и душ с туалетом в номере, а не на этаже – вообще сказка!

– За все поездки с родителями – ни единого ЧП?
– Да всякое случалось. Например, в тех краях очень много змей. В основном гадюк. Мы их жутко боялись. Но в палатки они не заползали – грелись на солнышке у воды, на упавших деревьях. Когда же пару раз кто-то из взрослых близко сталкивался со змеями, то просто лопатой отрубал им голову. Наиболее экстремальной получилась первая поездка. Когда приехали в июне. Ни родители, ни их друзья не знали, что в Волгоградской и Астраханской областях это самый ужасный месяц. Из-за мошкары. Ее там столько, что можно с ума сойти! Мы все измучились. С утра до вечера ходили в шляпах, обмотанные марлей. Да и лагерь разбили в неудачном месте. На краю обрыва. В один из первых дней моя младшая сестра, которой было четыре года, поскользнулась – и рухнула в реку. Высота приличная, плавать Оля еще не умела. Могла бы и утонуть. Слава Богу, отец не растерялся, сразу прыгнул за ней и вытащил из воды.

– А вы за какие ситуации в жизни благодарны своему ангелу-хранителю?
– Ангел-хранитель у меня сильный, убеждалась несколько раз. Первый случай – в 1984 году. На даче мама и бабушка смотрели по телевизору церемонию закрытия Игр «Дружба» – соревнований, которые Советский Союз организовал с другими соцстранами вместо Олимпиады. Я на участке играла с соседским мальчишкой. В какой-то момент мы открыли калитку и пошли гулять. Ни слова никому не сказав. Мне было пять лет, ему чуть больше. Сначала по поселку бродили, потом забрели в лес. Когда к речке свернули, увидели маленький плот. Решили прокатиться. Свалились в воду, кое-как вылезли. Дальше долго сидели на берегу, вещи сушили. Домой вернулись затемно. Когда там уже все были близки к инфаркту. Сейчас-то я понимаю – это чудо, что с нами ничего не случилось.

– А второй эпизод?
– Через два года поехали с мамой в «Детский мир». Мне там купили шубу, после чего уговорила маму пойти на Красную площадь. По ее словам, прямо уперлась: «Хочу в Мавзолей, к дедушке Ленину!» Не знаю, как теперь, а раньше туда с тюками и большими сумками не пускали. Пришлось сдать шубу в камеру хранения. Мы отстояли гигантскую очередь, посмотрели на забальзамированного вождя. Когда вышли, мама сказала: «Стой вот здесь, у металлического заборчика. И жди меня! Я быстренько схожу за шубой». Но после смены караула заборчик убрали, и я растерялась. Кругом толпа, все куда-то несутся. Двинулась в одну сторону, потом в другую… Кончилось тем, что ко мне подошел милиционер с вопросом: «Девочка, где твои родители?» Я назвала имя, фамилию, объяснила, как сюда попала. Меня отвели в ближайшее отделение, и вскоре туда примчалась мама.

– Дорога дарила вам приключения?
– Когда в «Ладе» играла, часто на машине моталась из Тольятти в Москву и обратно. Тысяча километров в один конец. Это около 14 часов за рулем. Но меня совершенно не напрягало, я люблю водить. Теперь-то езжу аккуратно, стараюсь не нарушать. А прежде была такой нахалкой! На трассе лихачила, шла на обгон там, где запрещено, лавировала между фурами… Сейчас вспоминаю – вздрагиваю. А тогда даже не задумывалась о последствиях. Опять же спасибо ангелу-хранителю, что все обошлось. Или вот история. Еду в Москву. Где-то на полпути, в районе Пензы, должна забрать Антона, который в то время играл за ХК «Саров». Притормаживаю, он говорит: «Господи, да у тебя же заднее колесо спущено!» А я и не заметила. Музыку врубила погромче и втопила. Страшно представить, к каким последствиям это могло привести, если бы не встретилась в тот день с Антоном. А так он установил запаску, мы доехали до шиномонтажа, где пробитое колесо быстренько залатали.

– Ваш первый автомобиль?
– «Жигули», 12-я модель, цвет – «снежная королева». Спонсоры «Лады» подарили за чемпионство в 2002 году. Машину я сразу затонировала. Причем такой пленкой, что по вечерам, когда возвращалась с тренировки, не могла припарковаться. Смотрела в зеркала и ничего не видела! Приходилось окна открывать! Если в этот момент шел снег или дождь, особенно себя проклинала. Через пару лет получила «калину». Тоже удобная машинка, мне нравилась. Дальше были уже иномарки. В 2008-м за олимпийское серебро Пекина подарили BMW X3, а сейчас езжу на X5.

– У Юлии Манагаровой прозвище Маня. А у вас?
– Ко мне всегда обращались по имени – и в клубе, и в сборной. Да я сама прозвища не люблю. Вот, например, Катю Маренникову девчонки окрестили Макатей. Но у меня даже язык не поворачивается так ее называть. Мы много лет дружим, в игровые времена жили в одном номере. Для меня она – Катя, Катюша, Катерина. Кстати, и Манагарову Маней не называю. Хоть она и говорит – мол, настолько привыкла к этому обращению, что на «Юлю» уже не оборачивается. Но я со всеми по имени. Единственное исключение – Оксана Роменская. Вот она всю жизнь для нас была Ромочка. Или просто – Рома.

– Напоследок серия традиционных для этой рубрики вопросов. Евгений Кафельников сообщил мне когда-то: «Не переношу блондинок и коньяк». Что не любите вы?
– Ненавижу лицемеров, хитрецов. Тех, кто в глаза говорит одно, а за спиной – другое. Что же касается еды и напитков, то никаких предпочтений у меня нет. Я всеядная, непривередливая. Разве что к крепкому алкоголю равнодушна. Уж лучше шампанское или вино. А в жару можно и бокал пива себе позволить.

– Сколько книжек вы прочитали в этом году?
– Ой, вот сейчас стало стыдно, прямо в краску вогнали… До книг в последнее время руки не доходили. Только младшему сыну по вечерам сказки читаю. А-а, и со старшим недавно проштудировали «Тараса Бульбу». Даню сразу предупредила: «Прочитаешь несколько глав – и мне пересказываешь». Ну и сама полистала, освежила в памяти.

– Пловчиха Юлия Ефимова как-то сказала: «Я вредная, вспыльчивая, упорная». Вы найдете три слова, чтобы так же, по-честному, охарактеризовать себя?
– Я доверчивая, добрая. Но и вспылить могу. На сыновей иногда срываюсь, за что потом себя корю. Другой недостаток – нерешительная. Вот сестра у меня резкая, заводная. А мне сначала надо все взвесить, продумать, просчитать до мелочей. Я семь раз отмерю и… Нет, не режу. Продолжаю дальше мерить.

   

Александр Кружков / «Быстрый центр»
Фото: Алексей Ерёмин / ФГР, личный архив Марии Сидоровой

Подпишись и следи за новостями сайта

Читайте также

Подпишись и следи за новостями сайта