7 марта в Москве состоится гала‑матч в честь десятилетия победы женской сборной России на Олимпийских играх 2016 года в Рио‑де‑Жанейро. «Матч ТВ» пообщался с игроком той сборной Ольгой Акопян.
– В этом году исполнится десять лет победе гандбольной сборной России на Олимпиаде в Бразилии. Какие главные воспоминания у вас остались о турнире и о стране в целом?
– Думаю, все девочки из той сборной говорят одно и то же, самое главное воспоминание – наша победа. Это для нас самое яркое на той Олимпиаде. Победа вспоминается первой, когда думаешь о том турнире. Если копнуть поглубже… Здорово, что побывали в такой далекой стране, смогли посетить уникальный архитектурный объект – статую Христа-Искупителя. Тяжеловато было бы самим туда поехать в путешествие, спланировать отпуск. Сама по себе Олимпиада – яркое событие. Когда заселяешься в олимпийскую деревню, все воспринимается по-другому. Классная атмосфера, вокруг много топовых спортсменов со всего мира. Там ты проживаешь отдельно взятую спортивную маленькую жизнь. Радуешься победам российских представителей в других видах спорта, которые живут с тобой рядом, переживаешь не только за свою команду. Я была на двух Олимпиадах в качестве спортсмена и на одной в качестве ассистента тренера, каждая из них – отдельно взятая история. Столько классных событий там разворачивается.
– Какие у вас были чувства перед финалом с Францией: больше присутствовал мандраж или же уверенность в победе?
– Все девочки и тренеры были уверены в этой победе. Перед финалом мандража уже не чувствовалось, внутри у всех было желание победить и забрать золото. Безусловно, тяжелым был полуфинал с Норвегией, очень драматичным. Пройдя такое, было бы глупо оступиться на последней ступеньке. Уверенность, безусловно, преобладала в каждой из нас. И те, кто болели за сборную в России, не сомневались, что мы победим, такое редко бывает.
– Вы стали автором «золотого» гола в финале. Что для вас значит этот момент?
– Рада, что так сложились обстоятельства. Это было не принципиально, естественно, получилось так, как получилось. Я почувствовала игру ближе к концу матча, два моих гола один за другим добавили уверенности в том, что это уже победа. Внутри были неописуемые эмоции от того, что у нас в кармане золото Олимпийских игр, которого все так долго ждали. Для меня это было значимо вдвойне, так как после турнира я заканчивала спортивную карьеру. По нынешним меркам, это, возможно, рановато (31 год – прим. «Матч ТВ»), но тогда я так для себя решила. Было здорово закончить на такой мажорной ноте: решающим голом в матче за олимпийское золото. Лучшего сценария не придумаешь.
– В чем была главная сила той сборной?
– Коллектив, дух, настрой и семейная атмосфера. Наша команда еще с отборочных игр, подготовки в Сочи, поступательно двигалась к победе в Бразилии. Когда мы оступились в четвертьфинале чемпионата мира в Дании в 2015 году, понимали, что способны на многое. Именно тогда команда становилась по-настоящему сплоченной. Во многом это связано с приходом Сергея Николаевича (Шишкарева) на пост главы ФГР. Он приехал к нам в Данию, здорово общался со всеми представителями федераций разных стран, показал свои творческие способности. Даже несмотря на наше поражение в четвертьфинале того чемпионата мира, Сергей Николаевич правильно настраивал нас на Олимпиаду, мы и сами чувствовали свою силу. Хотели показать, проявить себя, свой командный дух. Дружеская атмосфера сложилась, сейчас так уже специально не придумаешь. Все было подобрано идеально.
И, конечно, весомый и во многом определяющий фактор командного успеха – работа тренерского штаба во главе с Евгением Васильевичем Трефиловым. На Олимпиаде в Бразилии он и его помощник Левон Оганесович Акопян были невероятно нацелены на результат, всегда общались с нами по любому вопросу, делали все для того, чтобы коллектив был максимально сплоченным. Трефилов даже предлагал отменить тренировку, как, например, после полуфинала с Норвегией, видимо, чтобы мы имели больше времени для отдыха. Но мы отказались, понимая важность решающей игры на турнире. Еще раз хотелось бы сказать огромное спасибо Евгению Васильевичу и всему тренерскому штабу за их вклад в ту победу.
– В марте будет гала-матч, посвященный той победе. Насколько это крутое мероприятие, приятно будет снова встретиться?
– Здорово, конечно. Ажиотаж вокруг этого гала-матча чувствуется уже сейчас. Будет круто собраться всем вместе спустя 10 лет. Понятно, что мы видимся периодически, общаемся между собой, чат у нас есть. Но пережить снова ту атмосферу, испытать положительные эмоции, выйти своим коллективом на площадку с Евгением Васильевичем (Трефиловым) в качестве тренера… Будет классная, добрая и позитивная атмосфера, должно получиться интересно.
– Каково для вас будет снова выйти на площадку в качестве игрока спустя 10 лет?
– Пока сложно сказать (смеется). Эмоции будут классные, все мы понимаем, что предстоит скорее показательный матч. Будет забавно и интересно посмотреть, на что мы способны спустя 10 лет. Пользуясь случаем, хочу пригласить всех болельщиков и любителей гандбола на это яркое и масштабное мероприятие. Будем рады сыграть при полных трибунах.
– Вам тяжело дался переход к карьере тренера после завершения карьеры игрока?
– Да, непросто. По щелчку это не случилось. Даже в интервью после Олимпиады я говорила, что тренер – сложная профессия. Понимала это и изначально не настраивалась на нее. Так сложились обстоятельства, здесь нужно сказать спасибо Сергею Николаевичу. Это произошло с его подачи. Когда создавался клуб ЦСКА, главным тренером назначили Яна Лесли, а меня пригласили в качестве ассистента. Для меня это поначалу было очень стрессово, особенно потому, что была вне спорта практически три года. А тут сразу и другой город, и работа с иностранцем. Спасибо девчонкам из первого состава ЦСКА, я со многими играла и всех хорошо знала. Поэтому для меня было не так страшно, плюс мой супруг тоже участвовал в этом проекте. Поддержка со всех сторон мне придала уверенности, постепенно я начала втягиваться в процесс. В итоге затянуло так, что до сих не отпускает (смеется).

– Пауза в три года после завершения карьеры была осознанной?
– Да, потому что я всю карьеру играла в «Динамо» из Волгограда. Но обстоятельства, в том числе с финансированием клуба, сложились так, что предолимпийский сезон я провела в тольяттинской «Ладе», где тогда главным тренером был Левон Оганесович Акопян, по совместительству мой свекор. Я была патриотом своего города и своего клуба, не хотела менять команду. Понимала, что и переезд может даться непросто. Тем более уже решила завершать карьеру после Олимпиады, перевозить всю семью было непростым шагом. На год переехали в Тольятти, потому что понимала, что потом я все-таки отдохну. Сейчас для всех это проще, но на тот момент было сложно. Поэтому и решила выдохнуть после Олимпиады, правда, пауза затянулась, спустя полтора-два года размышляла над тем, чтобы возобновить игровую карьеру. Даже были какие-то предложения, но решила, что не стоит. Подумала пойти в тренеры, провела пару тренировок в «Динамо», когда Николай Александрович Измайлов уезжал на курсы. Тогда я как раз всерьез задумалась о карьере тренера, и потом поступило предложение от ЦСКА. Возможно, это судьба.
– Каково главное отличие между карьерой игрой и карьерой тренера?
– Игроком, на мой взгляд, быть легче в моральном плане. Физическая нагрузка бешеная, безусловно, это очень тяжело. Но на площадке тебе нужно делать то, что тебе говорят, стараться показать свой максимум согласно установке. Тренер должен заниматься и стратегией, и психологией, подготовкой и изучением каждого соперника: как лучше сделать, какой состав, какие комбинации. Очень много подготовительных моментов, плюс в игре сначала тренер всем дирижирует, а игрок только потом исполняет. Очень много всего приходиться контролировать, будучи тренером.
– Вы сейчас тренируете «Звезду» и молодежную сборную России, сильно отличается специфика работы в клубе и в национальной команде?
– Нет, мы же не в другой вид спорта уходим. Единственное, что игроков в клубе ты видишь каждый день, а в сборной ты иногда не успеваешь следить за всеми, потому что гандболистки представляют разные клубы.В целом специфика одна и та же, только на сборах национальной команды стараешься за короткий промежуток времени объять необъятное, плюс посмотреть игровые связки, оценить, как девчонки прибавили, чему новому научились, какие навыки обрели.
– Если сейчас собрать нашу сборную, на что бы мы рассчитывали на Олимпиаде или чемпионате мира?
– Очень сложный вопрос. Слишком длительное время мы находимся вне международных соревнований. Уверена, что мы просядем несильно. У нас довольно хороший чемпионат России, силы многих команд примерно равны, за исключением топ-клубов: «Ростов-Дона» и ЦСКА. Игроки этих команд и составляют костяк сборной, к которым точечно добавляются игроки из других клубов. Судя по последнему чемпионату мира, с моей точки зрения, в пятерку мы бы попали, это минимум. Зная характер наших девочек и присущую России силу духа, точно боролись бы за медали. Конечно, уже очень хочется проверить свои силы в спаррингах на международном уровне.
– В ближайшее время должны рассмотреть вопрос допуска наших юношеских сборных. Это будет большим шагом?
– Для нас любой допуск – шаг вперед. Насколько мне известно, уже 2 марта в международной федерации планируют рассмотреть вопрос возвращения российских молодежных сборных на международную арену. Как только допустят юниоров, думаю, что откроют путь и главным командам. Очень этого хочу, сильно надеялась на то, что мы с молодежной сборной сможем сыграть на чемпионате мира. Потому что сейчас это последний год у команды, затем сборная прекратит свое существование. Когда мы только собирали команду 2006–2007 г.р., возникла всем известная политическая ситуация. Мы думали, что отстранение не затянется надолго. Настраивали девочек, что все будет хорошо, скоро мы вернемся к международным играм. Сейчас понимаем, что в конце июня пройдет чемпионат мира среди команд нашего возраста, на данный момент вопрос по допуску не решен. Очень грустно, что мы не смогли попробовать свои силы на международном уровне, потому что нынешняя молодежная сборная в ближайшее время составит костяк основной сборной России. Пока радуемся позитивным новостям в других видах спорта и ждем, когда они дойдут и до гандбола. Это точно случится, вопрос только во времени.
Никита Максимов / «Матч ТВ»
Фото: Андрей Голованов, Станислав Кравченко / «Звезда»