«Наша ракета», «гандбольный Месси». Самый ценный игрок Олимпийских игр в Рио и чемпионата Европы — 2018 во Франции, лучший правый полусредний Лиги чемпионов. Разговор с одной из ярчайших гандболисток современности, лидером «Ростов-Дона» и сборной России Анной Вяхиревой наша редакция планировала давно. Но вклиниться в забитый до предела график профессионального спортсмена ой как нелегко. Даже если спортсмен в это время восстанавливается после тяжелой травмы. Тут тебе и медицинские процедуры, и тренировки. Не до журналистов, до дому бы добраться.
Ждать нам пришлось примерно месяц, прежде чем Аня нашла несколько минут в своем расписании. Беседа состоялась на балкончике в спортзале школы олимпийского резерва, где и базируется «Ростов-Дон».
– Вопрос, который вам уже, наверное, оскомину набил. Но не спросить не могу. Вас называют «гандбольным Месси». Приятно такое сравнение?
– К футболу я отношусь довольно ровно, но все-таки приятно, что именно с этим футболистом меня сравнивают. Потому что считаю, что он лучший.
– А кто круче: Роналду или Месси?
– Конечно Месси!
– А кто круче: Анна Вяхирева или Полина Кузнецова (сестра Анны, также выступающая за «Ростов-Дон» – прим. Ред.)?
– Я бы смогла ответить, если бы мы играли хотя бы на одной позиции. Но так как у нас совершенно разные амплуа, то здесь нет ответа.
– А кто из гандболисток в мире вообще может сравниться с вами по уровню мастерства?
– Их очень много, на самом деле. И все друг на друга не похожи, разноплановые. В этом и красота гандбола, что одинаковых игроков практически невозможно найти.
– Понятно, что гандбол для вас – спорт №1. А что на втором месте?
– Мне очень нравится баскетбол. Периодически слежу за матчами NBA, когда, конечно, есть на это время.
– А любимый баскетболист есть?
– Есть. Стефен Карри команды Golden State Warriors.
– 7 апреля «Ростов-Дон» сыграл первый матч ¼ Лиги чемпионов против «Ференцвароша». Скоро предстоит ответная игра. Финал Четырех уже близок. Скажите, у вас есть шанс сыграть в нем, успеете восстановиться?
– На Финал Четырех точно успею. Надеюсь, что все сложится хорошо. Осталось меньше месяца до полной реабилитации. Возможно, смогу выйти раньше. Когда? Пока сама не знаю. Все будет зависеть от тренеров, от моего самочувствия.
– Это реально очень классная новость!
– Да, я сама очень рада. После операции мне говорили, что восстановление займет три месяца. Окончательно восстановлюсь после травмы примерно к началу мая. Но я уже начала тренироваться в общей группе. Пока, конечно, не в самых лучших кондициях, не могу бросать сильно. Однако все равно рада, что уже участвую в тренировочном процессе.
Этот разговор состоялся еще до второго четвертьфинального матча Лиги чемпионов против команды из Венгрии. «Ростов-Дон» буквально катком прошелся по «Ференцварошу» 33:22. Главным событием матча стала даже не сверхуверенная победа ростовчанок, а возвращение Ани на площадку. Как позднее признается сама спортсменка в интервью клубной пресс-службе, она абсолютно не ожидала, что примет участие в игре.
Да не просто выйдет, а за отведенные ей несколько минут несколько раз раскидает соперниц своими фирменными финтами, отдаст голевой пас и поставит эффектную точку в первом тайме. Нужно было видеть лицо Ани – улыбка буквально не сходила с него, даже тогда, когда девушке доставалось от гандболисток «Ференцвароша».
– Я безумно счастлива, что удалось сыграть. Рада, что не было страха, лишь одно удовольствие.
– Задам немного каверзный вопрос. А что бы вы предпочли: принять участие в Финале Лиги чемпионов, стать лучшим игроком матча, но команда при этом проиграет. Либо остаться на скамейке, но клуб победит?
– Сложный вопрос (улыбается). Я всегда за команду, она у меня на первом месте, а не личные достижения. Поэтому я выберу второй вариант. Хотя, конечно, это дико сложно – наблюдать, как твоя команда сражается, а ты ничем помочь не можешь.
– Совсем недавно в Ростове состоялся Финал Кубка России по гандболу. Вы на этом турнире выступили в роли ведущей телеканала Матч ТВ. Как ощущения? Впервые оказались в таком амплуа?
– Было прикольно. В прямом эфире, да еще в качестве соведущей – это было впервые. Думала, что будет сложнее, волновалась, немного нервничала. А оказалось – все гораздо проще.
– Поговорим теперь немного о ваших подругах по команде. Анна Сень и Маисса Пессоа. Порой кажется, что на площадке они готовы разорвать соперниц, так что лучше не приближаться. А какие они в, скажем так, мирной жизни?
– Веселые и позитивные девчонки. У нас все в команде, в принципе, любят пошутить. Если бы я выбрала какое-нибудь одно слово, то назвала бы их юморными. Конечно, в жизни нет таких эмоций, которые проявляются на площадке. На игре все меняются немножко, какое-то второе спортивное «я» выходит из человека и начинает делишки делать.
– У футболистов и хоккеистов есть традиция: новичков команды заставляют, к примеру, забраться на стол и спеть какую-нибудь песню или стихи прочитать. В «Ростов-Дон» недавно пришли Милана Таженова и Кристина Кожокарь. Заставляли ли их что-то подобное делать?
– У нас в этом плане все спокойно, мы же девочки (смеется). Хотя в прошлом году на корпоративе кого-то заставили петь, стоя на стуле. Но это было единственный раз. Так что когда я пришла в клуб, обошлось.
– А есть у вас так называемый «лидер раздевалки»? Тот, кто заводит команду в перерывах. С трибун кажется, что Галя Мехдиева — именно такой человек.
– У нас лидер раздевалки – это наш тренер Амброс Мартин. Именно после его речей у нас кровь кипит и хочется бежать, горы сворачивать. А вообще, у нас все друг друга настраивают, все красавчики!
– А сильно Амброс отличается от предыдущего тренера Фредерика Бужана?
– Сильно. Но не хочу говорить, чем именно (улыбается).
– А от Трефилова Евгения Васильевича (главного тренера сборной России по гандболу — прим. Ред.) ?
– Еще сильнее (смеется)! Абсолютно разные типажи. Но главный тренер моей жизни — это папа.
– Самый ценный игрок Олимпийских игр, чемпионата Европы. Следующая цель – MVP чемпионата мира?
– Победа в Лиге чемпионов. Я никогда не ставлю перед собой цель – стать лучшим игроком турнира. Всегда нужно работать на команду. А все остальное – это просто приятный бонус. Гандбол – это командный вид спорта. Я не получила никакого удовольствия, став MVP чемпионата Европы, завоевав лишь «серебро» (в финальном матче ЧЕ-2018 россиянки уступили француженкам – прим. Ред). Всегда хочется максимума.
– Вот вы уже – олимпийская чемпионка. Для многих это — пик карьеры. Вы ОИ выиграли, когда вам был 21 год. Какая ваша главная мечта, теперь уже в жизни?
– Все банально. Хочу семью, детей. Наверное, все как у всех.
– То есть, Анна Вяхирева, лучшая гандболистка планеты – простой, обычный человек?
– Ну да.
– Просто хорошо играет в гандбол?
– Да, повезло! (смеется).
– Кстати, у вас с детства талант был к гандболу или пришлось много потрудиться, чтобы стать той Анной Вяхиревой, которую знает весь мир?
– Думаю, тут два в одном. Потому что работаю я не меньше, чем мне дано таланта. Практически все детство потрачено на тренировки. Хотелось, конечно, быть как все обычные девчонки – гулять, развлекаться. Но на тот момент меня никто не спрашивал, заставляли каждое утро тренироваться. Осознание, что все было правильно, приходит потом. Поэтому сейчас я ни о чем не жалею.
– А чем бы вы хотели заниматься помимо гандбола. К примеру, у Анны Сень и Владлены Бобровниковой – свой бизнес. Не видите себя бизнесменом, либо тренером?
– Ну уж точно не тренером. Я не вывезу, нервов не хватит. Со спортом связанной быть не хочу.
– Может, телеведущей, либо спортивным комментатором? Опыт то уже есть.
– Может быть. Когда-то мечтала работать на радио, почему-то мне это интересно, хотя я ничего о нем и не знаю. В принципе, мне всего 24 еще, так что есть время подготовиться. (смеется).
– Известный в прошлом футболист, голкипер сборной России Сергей Овчинников в интервью не раз говорил,что, будучи игроком, специально эпатировал публику, заводил болельщиков.
– Знаете, гандбол – такой вид спорта, где для того, чтобы завести зрителей, ничего делать то особо и не надо. Следя за этой бешеной динамикой, люди сами начинают закипать, бурлит адреналин, всплеск эмоций. Заводить зрителей любят мужчины-гандболисты. У девушек же я этого пока не видела. Зрителям, думаю, вполне хватает наших эмоций ,которые мы показываем на площадке.
– А можно относиться к матчу как к шоу?
– Зрители, конечно, считают это шоу. Мы, отчасти, тоже, потому что понимаем, что люди приходят на нас смотреть и хочется доставить им максимум удовольствия той же победой. Во время игры ты об этом не думаешь, просто сам еще кайфуешь.
– А после насыщенного спортивного дня находится время на хобби, на личное?
– Когда по две тренировки в день, не очень получается себе время уделить. А когда полувыходной или выходной, стараюсь как-то отвлекаться. Потому что тяжело быть все время в гандболе. Поэтому, если есть время, могу книжку почитать или сериальчик посмотреть.
– Поговорим о болельщиках. Во время выездного матча с «Ференцварошем» венгерские болельщики вели себя, скажем так, не очень хорошо. Ругались, оскорбляли, кидали монетки на площадку. Даже Амброс попытался их успокоить, что не особо помогло. Что в таких случаях делать спортсменам, как не замечать откровенного хамства?
– В течение игры – легко. Ты абстрагируешься от трибун, от всего происходящего. Но когда ты не играешь, то очень сложно не замечать, как в тебя летят монеты. И ты ничего поделать не можешь. Но это наша работа, мы обязаны не реагировать, не нам с ними разбираться. А если отвечать как-то в таких ситуациях, можно сделать только хуже. Кстати, подобными выходками «славятся» именно венгерские болельщики. Но в других странах Европы фанаты очень лояльны. Они наоборот, могут встретить наших болельщиков, посидеть вместе где-нибудь.
– А что вы можете сказать о болельщиках «Ростов-Дона»? Вам нравится атмосфера на домашних матчах?
– Ой, наши вообще большие молодцы. Особенно сектор 13, постоянно радует нас перфомансами. В Ростове в кайф играть, здесь любят гандбол, постоянно подбадривают и это круто. Родные стены всегда помогают. А когда еще и так болеют, то вдвойне.
– Мечтаете уже сыграть в новом Дворце спорта, который власти обещают построить?
– Пока своими глазами его не увижу – не поверю. Конечно, очень хочется.
– А если прокрутить всю жизнь назад и вернуться в возраст шести лет, когда вы начали заниматься гандболом. Вы бы хотели бы для себя точно такую же жизнь? Или изменили бы что-то в ней, выбрали другой путь?
– Если бы я тогда выбирала, возможно, это был бы баскетбол. Ну или просто учеба. А вообще, я самый везучий человек на свете.
– Почему?
– Потому что все, что в моей жизни происходит – не просто так. Мне не на что жаловаться. Хотя раньше возникали мысли уйти из гандбола. Особенно когда была еще в возрасте «молодежки». Приходилось играть за много сборных сразу. Но, наверное, это не очень серьезные мысли были, а просто от усталости, когда опускаются руки и хочется все бросить. Длилось такое состояние максимум неделю.
– Самая трудная победа в вашей жизни? Не обязательно в спорте.
– Наверное, для спортсмена самая трудная победа – это пережить травму. Когда ты вылетаешь. И вылетаешь, не дай бог, надолго. Пережить это тяжело и физически, и психологически. В этот момент очень легко сломаться. Поэтому я назову каждое свое возвращение на площадку после травмы – своей самой большой победой.