Публикация
Дарья Дмитриева: «Месяц назад окончила институт психологии»
21.10.2025
182

Дарья Дмитриева: «Месяц назад окончила институт психологии»

Разыгрывающий сборной России и венгерского «Ференцвароша» – о личной жизни, образовании и планах на будущее

Разыгрывающий сборной России и венгерского «Ференцвароша» Дарья Дмитриева в интервью «Быстрому центру» рассказала о личной жизни, образовании и планах на будущее.

– Даша, однако же интересно, как спортсмены празднуют дни рождения, особенно круглые даты.
– В этот раз настроение было такое, чтобы отметить его тихо – и дома. Мы как раз вернулись с горной подготовки в Словении. Встретились втроем – я, Драгана Цвиич, с которой вместе играли в ЦСКА, ну и моя собака.

– Это да, особенно не затусишь.
– Я же и говорю – тихо. Шумно отмечала в ЦСКА, когда было 25. Собрала почти всю команду в кафе… 27 лет тоже организованно отметила, уже с «Кримом». Я родилась 9 августа – а это практически всегда выездные сборы. А так да, позвала бы самых близких мне людей. Катю Литвинову (теперь уже – Чернову – БЦ), с которой вместе играла в «Динамо», я теперь крестная у ее сына. Женю Зайцеву (Петрову – БЦ) – с ней тоже очень давно дружу. Полину Ведехину (Шаркову – БЦ), понятно, тоже. Она в этом году приехала посмотреть на меня в «Финале четырех» – но не случилось.

– Все еще будет! Пока же вернемся в 9 августа. Какие мысли приходили в голову в тот день – в «круглом» возрасте, как ни крути, тянет на промежуточные итоги. 
– Думала о том, что сделала за это время и как кардинально изменилась моя жизнь за последние три года – которые провела вдали от России. Я всегда хотела поиграть в Европе и неизменно говорила об этом в интервью, но, если честно, особенно туда не стремилась, хотя предложений, понятно, хватало. Но зачем, если тебя все устраивает – и вокруг свои? Главной причиной моего отъезда, конечно, стала возможность играть в Лиге чемпионов. Думаю, что это хороший вариант для всех игроков сборной. Мы не можем выступать на уровне национальных команд, но еврокубки открыты, и в них можно получить неоценимый опыт международных игр.
Поначалу, конечно, трудностей хватало. Первый год в «Криме» очень здорово закалил. Я переходила туда одна, без каких-то знакомых девчонок – и адаптироваться к новой реальности было непросто. Язык другой, люди новые, которые знают тебя только по играм.  Менталитет, хоть и похож на наш, но все же другой. И тренер тоже другой. Я вывела себя из зоны комфорта, и первый год многое во мне перевернул. Тренер «Крима» Драган Аджич разговаривал по-сербски, а с девчонками я общалась по-английски. На второй год я не только развила свой инглиш, но и выучила сербский, и уже полностью понимала, чего от меня хотят и что надо делать.

– Откуда нарисовались венгры?
– «Фради» хотел меня и после первого года в «Криме», но я подумала, что это будет слишком быстро. Надо было как следует адаптироваться в Словении. Когда же венгры через год повторили предложение, подумала: «Почему бы и нет?» Тем более в моей жизни много знаков, связанных с Венгрией. Мой первый матч в Лиге чемпионов был против «Ференцвароша». Первую игру в составе сборной на чемпионате Европы я играла против Венгрии в Дьере.

– Где вам комфортней?
– Любляна, хоть и красивая, но маленькая и тихая. И сами словенцы такие же. В субботу у них очень спокойно, а в воскресенье на улицах вообще никого не встретишь. А я все-таки больше привыкла к шумной и вечно гудящей Москве. Будапешт, конечно, похож на нее куда больше. Он тоже живой, много людей, толпы туристов. И все работает допоздна.

– Но давайте же к советам младым и юным.
– Не хочется быть нравоучительной, как это часто бывает у представителей более взрослого поколения, но… Этим летом случайно попала на чемпионат Европы U-17 в Черногории. Посмотрела несколько игр и не могла отделаться от ощущения – неужели мы были такими же в этом возрасте?

– Такими – это какими?
– Да какими-то вялыми, без огня в глазах. Вспоминаю себя в 16 лет, когда начала тренироваться с основным составом волгоградского «Динамо». У нас, молодых, энтузиазма и желания работать было хоть отбавляй. Ольга Акопян, Аня Седойкина, Таня Хмырова та же – мы смотрели на них широко отрытыми глазами: «Смотри, как она классно обыгрывает, как классно бросает!» Наши учителя были рядом, и мы старались за ними тянуться. Есть такие моментики – старшие и младшие, во всех командах. Но мы всегда задавали вопросы, и старшие девочки никогда не отказывали в советах. Нам было интересно все, а от нас никто не отмахивался. И мы росли еще быстрее. Так что, девочки, никогда не стесняйтесь подходить к старшим – вам помогут, это 100 процентов.

– Обычно еще добавляют – надо пахать!
– Нет, пахать, конечно, надо. И выгрызать свое место в составе. Но при этом надо не забывать и отдыхать – понятно, без лишнего фанатизма. То, что мозги надо перегружать, совершенно очевидно. Молодым девочкам в 15-17 лет всегда хочется потусить. Собрались, пошли куда-то всей командой – от этого вреда точно не будет.

– В Москве хорошо тусить в любом возрасте.
– Не спорю. В этом городе всегда есть куда поехать. Но все далеко. И пока куда-то поедешь, то уже устанешь. И поэтому мы с девчонками в ЦСКА, по сути, мало куда выбирались. И вовсе необязательно ездить в клубы. Хватит любой неформальной обстановки. Вкусно покушать, выпить хорошего вина, расслабиться душой и телом. И, конечно, поговорить обо всем на свете. Не обязательно о гандболе.

– У мужчин любой разговор обязательно сведется к женщинам.  
– У нас не так, мы какие-то совместные истории вспоминаем и разные поучительные случаи. Нет, конечно, можем обсудить и личные дела, но это уже если близкие подруги.

– Так давайте обсудим – как правильно выбирать спутника жизни.
– Тут все очень индивидуально. Можно, конечно, нарисовать в голове любую картинку, что, в принципе, все и делают, но реальность может оказаться абсолютно иной. Она мечтала о двухметровом красавце, а судьба свела с абсолютно невзрачным, по мнению окружающих, парнем. Но ей с ним классно, и никто другой не нужен. У кого-то сразу возникает «химия», кто-то, наоборот, думает – ну нет, только не этот, а потом он так убеждает спутника своими поступками, что другие варианты уже и не рассматриваются. Скажу одно – нравится человек, пробуйте строить отношения. Обожжетесь – ничего страшного, это нормально, это опыт. Я, например, вышла замуж в 20 лет – думаю, все-таки рановато. Но зато потом многое вынесла из этого опыта. Начала понимать, что нужно лично мне.  А до этого ты о многих вещах даже не задумываешься. Ну что мы, маленькие девочки, знаем о жизни? Только тренерские наставления: «Надо сосредоточиться на соревнованиях, поэтому все ваши мальчики в сторону». Это еще детские тренеры в нас закладывали. Но их можно понять – надо же команду собрать. И тебе вроде тоже все понятно – если решила посвятить себя гандболу, то в какие-то нюансы не вникаешь, у тебя просто на это нет времени. А потом, когда что-то происходит в твоей жизни, ты такая – вау, оказывается, и так еще бывает! И вот тогда уже начинаешь разбираться со своей жизнью серьезно – что ты на самом деле хочешь и куда собираешься двигаться дальше. Мне, например, было тяжело жить на расстоянии.

– Тоже мне проблема. Муж взял и снялся с места – за успешной женой, делов-то!
– Декабристы в другую сторону, да? Каждая семья сама решает этот вопрос, люди договариваются между собой, как им будет лучше. Если мужу в кайф, то пусть ездит. Мужчина всегда может найти себе занятие по душе. И меня, честно вам скажу, не сильно не будет волновать, кем он будет работать – айтишником в Силиконовой долине или грузчиком в соседнем магазине. Главное, чтобы он кайфовал от работы и приходил домой счастливым. Мне не важен статус, мне важно его состояние. Самое грустное, когда человек по-настоящему не может найти себя в жизни. Когда работа для него – тяжелый крест, и он приходит домой подавленным и удрученным. Ай, все надоело! Но тогда надо менять работу.

– Зачем вообще работать, если жена и так зарабатывает достаточно – за себя и за того парня! Жди ее на диване. Ну, ужин еще можно приготовить.
– Ну уж нет, спасибо. Такой вариант меня не устраивает. Да и любую женщину тоже, можете в этом не сомневаться. Вообще-то надо с самого начала понять, готовы ли вы идти в одном направлении. Выкладываешь партнеру, что тебе нужно в жизни, а он решает, подойдет ему такой человек или нет.

– Выкладывайте.
– Ох… С вами все равно как сеанс с психологом. А психолог-то вроде как я. Ну ладно, мужчина должен развиваться. Необязательно в плане работы и накопления материальных ценностей. Хотя – окей, это тоже важно. Развиваться интеллектуально, с ним должно быть интересно.

– Прекрасный переход к моим любимым минским армейцам. Замечательные ребята, светлое завтра белорусского гандбола. А книжек не читают, предпочитают тик-ток.
– В их оправдание можно сказать, что сейчас многое можно узнать из интернета. Но книги, согласна, это сила. Я читаю – и довольно много. 

– С какого возраста начали? И подталкивали ли вас к этому тренеры?
– Наши тренеры еще советского разлива уроки проверяли и грозили отстранить от тренировок, если будем получать плохие оценки! Кстати, считаю, правильно делали. А книги я не особо любила – лет примерно до 25. Прям мучилась – начинала, оставляла, через неделю снова начинала и уже не помнила, о чем там шла речь.

– И что же вдруг случилось в 25?
– Не знаю, просто почему-то захотелось. Прочитала какой-то роман – понравилось! Потом целую серию этих романов прочитала, а затем начала двигать в другую сферу – в сферу психологии. Там уже настало время других книжек. Месяц назад закончила институт психологии по специальности «спортивный психолог». Это как повышение квалификации – 9 месяцев. 

– Да уж, квалификацию вы повысили, поздравляю! Диплом психолога для будущего мужа это все равно как корочка следователя.
– Ха-ха, но вообще-то я пошла туда в первую очередь для того, чтобы поработать со своей головой. Потом сидишь, вспоминаешь какие-то ситуации и говоришь себе – ага, так вот как на самом деле надо было правильно поступать…

– Знаем мы вашего брата, разберетесь со своей головой, потом доберетесь до мужниной. И тогда уж точно – ага.
– Не, с родными и близкими работать нельзя, потому что твое мнение будет в любом случае субъективным. Вообще-то я пошла на спортивного психолога еще и потому, что, возможно, это поможет мне и в карьере действующего спортсмена. А потом уже можно будет и с кем-то работать индивидуально.

– Надо признать, очень продуманное решение. К психологам ведь еще и мужчины обращаются. Да, среди нас есть и такие.
– И их не так мало, как вы думаете.

– Вот и я об этом. Ну и к кому пойдет этот спаянный общими проблемами отряд – к какой-нибудь Марфе Ивановне с 50-летним опытом работы или к знаменитой спортсменке и, чего уж там, настоящей красавице Дарье Дмитриевой?
– Я бы пошла к Марфе Ивановне…

– Вот вы и идите, а мужики пойдут к чемпионке – я их знаю. Тем более к незамужней.
– Хочу раскрыть секрет – в кодексе психолога совершенно исключены любые отношения психолога с клиентом.

– Ну и кого и когда это останавливало?
– Это, понятно, зависит от самого психолога. И с каким запросом он приходит в терапию. А вообще, конечно, зарекаться ни от чего нельзя. Как, впрочем, и верить в сказки. Я о том, что идеального человека и партнера в жизни просто не существует. Чем заканчиваются все наши народные сказки? Свадьбой.

– И стали они жить-поживать и добра наживать.
– И друг друга лучше узнавать! А это уже постоянная работа над отношениями, поиск общих решений и компромиссов. Хотя их не найти, если вы не смотрите в одну сторону. Поэтому лучше все обговорить на берегу и подойти к такому серьезному решению, как брак, осознанно и с полной ответственностью.

– Принца надо еще найти. 
– Ну да, на улице теперь никто не знакомится, все через социальные сети. Но я их особенно не веду, хотя тик-ток иногда посматриваю, много там интересного. Так я за минских армейцев впишусь. Зря вы на них… 

– Ладно, с армейцами разобрались, с девочками тоже, мужиков разрулили. Что у нас по тренерам? С западными-то нормально работать?
– Да мне нормально и с нашими. В Будапеште раньше был венгр Габор Элек – по менталитету он очень близок к Евгению Васильевичу. Такой же горлопан – как мне рассказывали девочки.   Сейчас «Ференцварош» тренирует датчанин Йеспер Йенсен. Там, понятно, другой стиль. Вернее, система, в которую он ставит игроков. А так как они все квалифицированы, то она работает.

– Психолог в вашей команде есть?
– Нет, но он нужен. Все-таки каждый по-разному подходит к игре. Для кого-то тяжелые матчи легче играть, чем с командой уровнем ниже. Для кого-то – наоборот. А всех надо как-то привести к одному знаменателю. Например, у меня менталитет победителя. И практически в каждой игре, даже если проигрываем, я все равно уверена, что в итоге победим. И наша вратарь Кинга Янурик как-то сказала: «Даша, ты меня всегда вдохновляешь. Всегда, как бы тяжело ни складывался матч, смотрю на тебя – и это придает мне уверенности». Слышать это, не скрою, было приятно.  Вообще-то эта профессии довольно схожа с тренерской. А я помню, что о вас сказала в своем интервью Ольга Фомина: «У Дмитриевой ярко выраженный талант организатора. Поэтому она и тренером отличным может стать, я даже в этом не сомневаюсь».– Да, слова приятные, всегда интересно, как выглядишь со стороны. Но сейчас, признаюсь, о тренерстве не думаю.

– Чего же хочется добиться еще?
– Выиграть Лигу чемпионов. Победить со сборной на чемпионате мира и Олимпиаде. И играть. Я ведь только сейчас поняла, как это – кайфовать от гандбола. От каждого матча. Я бы, ей-Богу, играла до 70. Но боюсь, мои связки и суставы рано или поздно скажут: «Даша, ты же вроде на психолога выучилась, да? Дай нам отдохнуть уже, ну сколько ж можно…»

  

Сергей Щурко / «Быстрый центр»
Фото: Василий Пономарёв, Евгений Резник / ФГР, личный архив Дарьи Дмитриевой, Максим Серегин / ЦСКА, ihf, «Ференцварош»

  

Подпишись и следи за новостями сайта

Читайте также

Подпишись и следи за новостями сайта