Легендарная российская гандболистка Полина Кузнецова в конце прошлого сезона завершила свою блистательную спортивную карьеру, вместившую в себя множество побед и завоеванных медалей. Список ее достижений по-настоящему впечатляет.
Полина является победителем Лиги чемпионов (2008), обладателем Кубка ЕГФ (2007), семикратным чемпионом России (2005–2007, 2016, 2019, 2020, 2022), семикратным серебряным (2008, 2009, 2010, 2021, 2023-2025) и трехкратным бронзовым (2013, 2015, 2017) призером чемпионата России, восьмикратным обладателем Кубка (2009-2011, 2014, 2019-2021, 2025) и трехкратным Суперкубка (2018, 2019, 2021) России, чемпионом и обладателем Кубка Македонии (2018).
Еще более значимых высот Кузнецова добилась в составе национальной команды России. В числе ее главных достижений – триумф на Олимпиаде в Рио (2016) и серебряная медаль Олимпийских игр в Токио (2021). Помимо этого Полина является двукратным чемпионом мира (2005, 2007), двукратным серебряным призером чемпионатов Европы (2006, 2018), бронзовым призером чемпионата мира (2019), двукратным обладателем Кубка мира (2007, 2011), чемпионом мира среди молодежи (2005), чемпионом Европы среди молодежи (2004) и среди юниорок (2003).
Но сейчас она живет в свое удовольствие, отдыхает от спорта, уделяет много времени семье, а также, что любопытно, учится в Российском международном олимпийском университете. Второй учебный модуль у нее проходит на площадке Олимпийского комитета России в Москве, в считанных минутах ходьбы от офиса ФГР, куда Полина с удовольствием и заглянула.
– Два года назад я получила второе высшее образование и думала, что этого мне вполне хватит, – говорит Кузнецова. – Была уверена, что больше не сяду за учебную парту. Тем более, что о РМОУ (Российский международный олимпийский университет) даже не слышала. А подвиг меня на новый образовательный цикл футболист Влад Радимов, с которым мы давно дружим. Как-то увиделись в Санкт-Петербурге, и он начал агитировать меня на это дело. Помог с контактами, я подала документы и таким образом попала в этот ВУЗ. Видимо, принимая во внимание спортивные достижения, мне предоставили грант, в соответствие с которым оплачивают проживание во время учебных модулей и сам процесс обучения.

– Вы уже понимаете, в каком направлении хотели бы двигаться дальше в жизни или же пока учитесь для общего развития?
– Скорее, второе. Пока еще сама не понимаю до конца, чем буду заниматься, но решила, что это точно не будет лишним. Новые знания никогда не помешают, тем более, когда не представляешь, куда тебя жизнь может занести. Последние два года игровой карьеры я проводила с мыслью, что с гандболом скоро придется закончить. И, конечно, меня отчасти мучила неизвестность. До сих пор пока не знаю, в какой сфере буду полезна и что мне будет интересно.
– Вы уже отучились на первом модуле в Сочи, сейчас проходите второй цикл в Москве? Что из услышанного усваивалось наиболее сложно?
– Очень трудно было впитывать информацию, которую нам читали на лекции о правовом регулировании. Для меня это прямо тяжело. Это как другая сторона спортсмена. Пытаешь вникать, но в определенный момент мозг отключается. Но педагоги нам сказали, что если даже пять процентов отложится в памяти, то это уже можно считать хорошим результатом.

– Бытует мысль, что спортсменам очень тяжело перестраиваться, когда они меняют привычный жизненный ритм на что-то другое.
– Все зависит от самого человека и от того, насколько ему это интересно. Иногда начинаешь вникать в услышанное и думаешь, что вряд ли будешь этим заниматься. Потом становится легче, когда знания подкрепляются практикой. Все-таки теория и практика – это разные вещи, и когда они совпадают, то наступает ощущение, что учеба прошла не зря.
– Услышали на лекциях что-то близкое для себя?
– Конечно, определенная информация вызывала интерес. Например, нам подробно рассказывали о том, как проходят процедуры аккредитации спортивных федераций, клубов, это довольно любопытно. Все, что касается статистики тоже было преподнесено очень здорово. Важно, что мы имеем возможность задать любые вопросы. Кстати, на первом модуле в Сочи, довольно часто студенты спрашивали о гандболе, о том, как в нашем виде все обустроено. Многое зависит от аудитории обучающихся.
– Наверняка, вам гораздо проще постигать азы науки вместе со своей хорошей знакомой и партнеру по олимпийской сборной в Токио Ольгой Фоминой.
– Безусловно. Я изначально была рада, что будем учиться в одной группе с Олей. Даже живем эти две недели в Москве вместе. Конечно, так гораздо легче. Хотя мы все уже познакомились, общаемся и даже дружим с другими слушателями.

– Не вдохновляет ли вас пример Владлены Бобровниковой, которая недавно возглавила Комиссию спортсменов ОКР, делая первые шаги в работе функционера?
– Вообще мы с ней довольны разные по характеру люди. Владлена – более медийная, я такой никогда не была. Даже медиагруппа «Ростов-Дона» знала, что меня по возможности лучше не привлекать для каких-то активностей. К тому же у Владлены было больше времени отдохнуть от гандбола. Я пока к такой активной жизни не готова. Не исключаю, что попозже и у меня появится вдохновение на новую деятельность, но пока так, как есть.
– После более чем двадцатилетней профессиональной карьеры сейчас идет ваш первый год без гандбола. Какой он?
– Ритм жизни поменялся, внутреннее состояние – тоже. Вы даже не представляете, как мне сейчас хорошо, как я кайфую. После стольких лет в гандболе сама думала, что мне постоянно нужна движуха, вовлечение в активный процесс, но оказалось, что нет. В основном занимаюсь домашними делами, в целом мне сейчас очень комфортно. Тем более, что учеба в университете разбавляет мой новый образ жизни. Чувствую, что стала спокойнее, терпеливее, где-то в прошлом остались нервные потрясения, словом, пребываю на позитивной волне. Сижу дома и думаю, завтра уже не нужно идти на тренировку – непривычно, но пока в удовольствие.

– Возможно, это происходит потому, что долгие годы играли в гандбол без перерыва?
– На сто процентов попали в точку. Игровой период был очень продолжительным, и я очень рада, что так сложилось. Получить столько эмоций, завоевать немало наград – об этом раньше и мечтать не могла. Могу сейчас признаться, что последние два-три года фактически доигрывала, иногда даже случались депрессии. Речь сейчас больше о психологической усталости. Это ощущение впервые появилось после Олимпийских игр в Токио, а затем усилилось, когда Россию отстранили от международных турниров.
– Но есть и другие примеры, когда завершившие карьеру спортсмены по-прежнему едва ли не каждый день рвутся на площадку, потому что для них это своего рода наркотик.
– Видимо, не доиграли свое. Недавно эту тему обсуждали как раз с Ольгой Фоминой. Она говорит, что желание играть у нее не пропало, просто физически очень тяжело. У меня такого нет. При этом мы с друзьями играем в падел, у нас есть целая группа поклонников этого вида. Также мы с мужем увлекаемся йогой, словом, не даем себе скучать.
– Сын наверняка уже почувствовал, что мама всегда рядом.
– Конечно, он уже ходит в шестой класс, стал старше, у него появились друзья. Но вечерами все равно любит подойти, поговорить, обняться лишний раз. Больше уделяю ему времени, стараюсь помогать, если необходимо, по школьным делам. Ну представьте, раньше я то на сборах, то на тренировках, то на выездах, а сейчас всегда рядом. Он стал более ответственным и спокойным.

– Наверняка, вы пристально следите за карьерой своей сестры Анны Вяхиревой. Довольны тем, как у нее складываются дела в «Бресте»?
– Как она играет во французском клубе, мне очень нравится. Но не могу сказать, что «Брест» - именно ее команда во всех смыслах. Она там получает огромную нагрузку, играет фактически без замен. Тем более, что травму получила Ана Грос. Действительно пашет за себя и за того парня, убивается на площадке. Поэтому вижу, что присутствует определенная усталость, и выходные для Ани как праздник. А так мне сложно говорить за нее. Считаю, что Аня вполне адаптировалась, выступая за зарубежные клубы, и в целом у нее все хорошо.
– Уже больше девяти лет прошло с момента победы нашей женской сборной на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. По вашим ощущениям это было очень давно или же как вчера?
– С того момента как будто была настоящая временная пропасть. Это вообще специфические ощущения. После окончания предыдущего сезона прошло всего полгода, а мне кажется, что это было очень давно. Время иногда сжимается, иногда растягивается, в моем случае - второе. Вспоминаю о победе в Бразилии в основном, когда об этом спрашивают. Вот недавно в университете мы говорили о своих заслугах, эта тема поднималась. Вообще стараюсь не жить прошлым, ведь нужно двигаться вперед. Но абсолютно согласна, что это огромное достижение всей нашей сборной, всего российского спорта, которое всегда будет в памяти.

– В следующем году зафиксируем десятилетие той феноменальной победы. Наверняка, будете рады увидеться со всеми причастными к тому успеху, если предоставится такая возможность.
– Даже не обсуждается. Мне бы этого хотелось, нам есть, что вспомнить, о чем поговорить, посмеяться. А если еще на игровую площадку выйдем в спортивной форме, это будет классно.
– Как вы считаете, сильно ли влияет на уровень гандбола тот факт, что российские сборные и клубы продолжительное время отстранены от участия в международных турнирах?
– Уже три с половиной года мы не играем на международной арене. Нет смысла лукавить, это серьезно сказывается на общем уровне гандбола в стране. Думаю, что как только мы вернемся и начнем выступать на чемпионатах мира и Европы, Олимпийских играх, в еврокубках, то сразу увидим эту разницу. При этом нужно быть реалистами и в то же время - оптимистами. Момент возвращения все равно наступит, и к нему нужно быть готовыми, не опускать руки, продолжать работать в полную силу. Сейчас же пока мы продолжаем вариться в своем, внутрироссийском котле.
– При этом и Федерация гандбола России под руководством Сергея Шишкарёва, и Олимпийский комитет России проводят колоссальную работу, чтобы ускорить процесс возвращения. Тем более, что есть пример водного поло, где россияне в 2026 году уже выступят на международных стартах, пусть и в нейтральном статусе.
– Безусловно, понадобится время, чтобы вернуться на прежний уровень. Это непросто. Ряд игроков, которые сейчас должны были составить костяк сборной, уже не получили этого бесценного международного опыта. Но, конечно, мы верим, что это скоро произойдет. А вернуться в год десятилетия нашей победы в Бразилии – было бы очень красиво!
Фото: личный архив Полины Кузнецовой, Алексей Еремин / ФГР, Артем Гусев / «Ростов-Дон», IHF