Публикация
Дмитрий Торгованов: «В Сиднее сетку с мячами на удачу таскал самый старший – Андрей Лавров»
30.09.2025
271

Дмитрий Торгованов: «В Сиднее сетку с мячами на удачу таскал самый старший – Андрей Лавров»

Олимпийский чемпион Сиднея-2000, главный тренер «Зенита» поделился воспоминаниями от Олимпиады

Олимпийский чемпион Сиднея-2000, главный тренер «Зенита» Дмитрий Торгованов в интервью «Быстрому центру» поделился воспоминаниями от Олимпиады.

– После успеха в Сиднее прошло ровно четверть века. Вам не кажется иногда, что это было будто бы вчера?
– Такие события, как победа на Олимпийских играх, не забываются. Никогда не сотрется из памяти, как вся команда выбежала на площадку, когда прозвучала финальная сирена в финальном матче, как поднимались на пьедестал почета. Вообще было много интересных моментов. Начиная с перелета в Австралию. Сутки туда добирались с дозаправкой, кажется, на Бали, где даже не выходили из самолета. А на обратном пути у нас была посадка в Сингапуре. В Сиднее, когда вышли из самолета, больше всего удивило, что кругом были не воробьи да голуби, как у нас, а попугаи! И маленькие, и большие. После утомительного перелета это повеселило.   

– В аэропорту, помнится, возле ленты багажа водили собак, которые обнюхивали вещи. Причем на предмет не только запрещенных средств, но и продовольственных продуктов, которые не разрешены к ввозу из опасения, что они нанесут ущерб окружающей среде.
– У спортсменов еды с собой, так или иначе, не было.

– Как акклиматизировались на далеком континенте?
– С климатом все было нормально. Проблему представляла большая разница во времени. Вроде пора спать, а не спится. Хорошо, что приехали заранее, дней за 5-6 до старта. Даже успели сыграть контрольный матч с французами.

– С каким настроем ехали на Игры? Хотелось наверняка обязательно взять реванш у шведов, которым уступили в финале чемпионата мира-1999 и чемпионата Европы-2000?
– В 99-м в Египте проиграли скандинавам один мяч, а в чемпионате Европы в Хорватии я не участвовал из-за травмы. Смотрел по телевизору, как наша команда потерпела обидное поражение в матче с двумя овертаймами, хотя в начале второй половины вела 7 мячей. Но до финала надо было еще дойти. В Сиднее выступали и другие сильные команды, помимо Швеции. Игроки сборной Югославии, с которой мы встретились в полуфинале, например, прямо заявляли, что не пустят нас дальше.

– Поначалу-то сборная России проводила матчи на турнире неровно: едва не упустила победу в стартовой игре с Египтом, уступила два мяча в первом тайме Южной Корее.
– Немцам и вовсе проиграли 23:25.

– Это случилось, когда выход в плей-офф был уже обеспечен. Другое дело, что в итоге удалось занять первое место в группе и избежать встречи со Швецией до финала благодаря Египту, который обыграл Германию. Немцы же вылетели в 1/4 финала от Испании. Обсуждали с ними впоследствии перипетии турнира?
– Зачем? Мы выиграли – вопрос закрыт. Что обсуждать? Мы в команде обсуждали другое. После поражения от Германии кто-то в России написал, что, мол, игроков сборной, которые живут и играют за границей, интересуют только собственные контракты. Что им убиваться за страну?!

– Тогда это была популярная тема, касавшаяся, впрочем, в первую очередь футбола. Вместе с тем гандбольная сборная на Играх в Австралии была реально составлена из одних легионеров.
– Да, только Денис Кривошлыков на тот момент еще не уехал в испанский «Адемар Леон». В Германии, помимо меня, играли Лев Воронин, Александр Тучкин, Вячеслав Горпишин, Василий Кудинов, Дмитрий Кузелев, Игорь Лавров, Олег Ходьков, Сергей Погорелов, Дмитрий Филиппов и Павел Сукосян. Андрей Лавров защищал ворота «Загреба», а Станислав Кулинченко перешел из этого клуба в словенский «Целе», присоединившись к Эдуарду Кокшарову.  После той публикации мы закусили удила. Ведь ехали в Сидней за золотом. Команда твердо решила: «Должны дойти до конца!»

– В итоге и дошли. В финальной игре не смутило, что зал был целиком заполнен шведскими болельщиками и потому окрашен в желто-синие цвета?
– Так ведь шведы, если вспомнить историю, ни разу не выиграли Олимпийские игры! Их подъем начался после того, как в 1990 году в Чехословакии они обыграли в финале чемпионата мира сборную СССР. Но на олимпийских турнирах шведы три раза подряд становились вторыми: в Барселоне проиграли нашей Объединенной команде, в Атланте – хорватам, в Сиднее – нам. Потом дважды вообще не квалифицировались на Игры, а в Лондоне в 2012 году потерпели в финале поражение от французов.  В Сиднее в нашей команде была своеобразная примета: сетку с мячами на игры и после них таскал Андрей Иванович Лавров. Как правило, это делают самые молодые в команде, а тут, наоборот, самый старший. На удачу мы соблюдали этот ритуал весь турнир, вплоть до финала. Видимо, помогло: в нем Лавров отбил 41% бросков.

– Для вас Сидней-2000 был уже второй Олимпиадой. Спустя четыре года вы поехали и в Афины, где российская команда завоевала бронзу. Какие Игры вам больше понравились?
– Естественно, те, на которых мы победили! А еще в Атланте в 1996-м были проблемы с питанием и доставкой участников на спортивные объекты. Так что поставлю ее на третье место после Сиднея и Афин.

– В Атланте вы ведь пенальти не реализовали в концовке драматичного матча с Хорватией. Что вспоминается?
– Это был уникальный матч, который хорошо помню, хотя прошло почти 30 лет. Ведем 7 мячей. Валерий Павлович Гопин перехватывает мяч, выбегает один к воротам и попадает в штангу! Хотя он в таких ситуациях практически никогда не промахивался. И с этого момента игра покатилась в другую сторону. При равном счете я не забил 7-метровый. Хорваты, которые уже радовались ничейному результату, бросили в створ ворот. Лавров сделал непонятное движение, взмахнул руками – и мяч пролетел у него над головой. Тотчас прозвучала финальная сирена – 24:25. Если бы я забил, были бы в четверке. Тогда из группы две лучшие команды выходили в полуфинал. А так хорваты вытеснили нас со второго места в группе, ну а потом выиграли олимпийский турнир.

– Гандбольная легенда гласит, что после этого вы до конца игровой карьеры не брались за исполнение семериков. Это правда?
– Как раз тогда, в 96-м году, я уехал в немецкий клуб «Валлау-Массенхайм». Как-то мне предложили бросить 7-метровый. Отнекивался, но все-таки пошел. Но больше в официальных матчах пенальти не бросал. Только на тренировках.

– На ОИ-2004 Россия проиграла в полуфинале опять-таки Германии – 15:21. Отчего у нашей команды тогда была поразительно низкая результативность?
– Вратари Лавров и Хеннинг Фриц отразили по 50% бросков! Только немцы произвели их намного больше (42 против 28 – БЦ). Мы совершили слишком много потерь. Хотя я, к слову, все свои 5 бросков реализовал. Хорваты, которые вышли в финал раньше, очень опасались встречи с нами. Они хотели видеть в соперниках сборную Германии, которая была для них удобнее. В итоге Хорватия и стала чемпионом. Между тем, считаю, самой сильной командой на том турнире была Франция. Мы тяжело шли по турниру и пробились в плей-офф с 4-го места в группе. Французы же в другой группе одержали пять побед в пяти матчах. Но нам в 1/4 финала проиграли – 24:26.

– Возвращаясь к Австралии: удалось что-то посмотреть?
– Мы даже не выходили из олимпийской деревни, да и в ней не тусовались. На обед и ужин ходили вместе всей командой. Решили, что сначала сыграем, а все развлечения будут потом. 

– Но победу отмечали с размахом?
– Финальный матч для удобства телевизионной трансляции на Европу назначили на 21.30. После игры и церемонии награждения приехали в олимпийскую деревню ночью. Хорошо, что столовая работала круглосуточно! Потом отмечали окончание Игр с российскими волейболистами, которые на следующий день свой финал, к сожалению, проиграли. Как говорят в таких случаях, вспомнить есть что, а рассказать нельзя.

  

Александр Просветов / «Быстрый центр»
Фото: Getty Images

  

Подпишись и следи за новостями сайта

Читайте также

Подпишись и следи за новостями сайта