Публикация
«Отмечали мы громко и ярко, чувствовали себя королевами мира». Владлена Бобровникова о золоте Рио-2016
20.08.2025
98

«Отмечали мы громко и ярко, чувствовали себя королевами мира». Владлена Бобровникова о золоте Рио-2016

Олимпийская чемпионка вспомнила золотые мгновения Игр в Бразилии

20 августа исполняется 9 лет победе сборной России на олимпийском турнире в Рио-де-Жанейро. «Быстрый центр» расспросил о главных моментах тех Игр Владлену Бобровникову, левую полусреднюю «золотой» команды, которая стала одной из главных героинь самого, пожалуй, яркого матча сборной России в XXI веке — противостояния с Норвегией в полуфинале Рио-2016.

Слова Шишкарёва вселяли уверенность

— Начнем немного издалека. В 2013-м сборная не попала на ЧМ, в 2014-м не вышла из группы на ЧЕ. После этого ФГР возглавил Сергей Шишкарёв и заявил, что сборная не только поедет на ОИ, но и выиграет золотые медали. Как лично вы и команда отнеслись к таким словам нового человека в отечественном гандболе?

— Как раз в то время я только попала в сборную, а чемпионат Европы оказался моим первым турниром с национальной командой, хотя мне было уже 27 лет. Когда играла в Италии, даже не думала, что когда-то попаду в сборную, но потому перешла в «Ростов-Дон» и мечта осуществилась.

На том чемпионате Европы мы попали в очень сложную группу, все матчи были упорными, но из группы не вышли и заняли низкое место. Понятно, что это не было нашим уровнем.

На чемпионате мира-2015 у нас подобрался отличный состав, думаю, мы должны были брать медали, но споткнулись на Польше в четвертьфинале. Тогда Федерацию уже возглавлял Сергей Шишкарёв. После матча он сказал нам, что мы вернемся в элиту и победим на Олимпиаде. Это внушало надежду, ведь мы понимали, что у нас действительно классный состав, звезды на каждой позиции, а пятое место на чемпионате мира — совсем не наше. Его речь придала уверенности, пусть победа на Олимпиаде тогда и казалась чем-то недостижимым.

— Когда стало известно, что отборочный турнир к Олимпиаде пройдёт в России, в Астрахани, обрадовались? Сильно ли помогли домашние трибуны, ведь в соперниках были сильные Швеция и Польша?

— Сначала было некомфортно из-за того, что снова придется играть с только что выбившей нас с ЧМ Польшей, но когда нам сообщили об играх в Астрахани, мы сильно воодушевились. Ведь это праздник гандбола у нас дома! Свои болельщики, друзья и семьи на трибунах. Конечно, помню, как мы уверенно прошли квалификацию. И организация отбора у нас в стране, безусловно, заслуга ФГР.

— Что удивило и запомнилось больше всего по приезде в Южную Америку?

— Прежде всего скажу, что просто попадание в олимпийский состав — что-то невероятное, ведь до последнего мы не знали, кто поедет в Рио. Поэтому каждая олимпийская минута — огромное счастье. Повсюду эти пять колец, рядом крутые спортсмены, максимальная концентрация самых сильных атлетов в одном месте. Смотришь, там Майкл Фелпс пошел, пришли в столовку пообедать, а у выдачи Рафаэль Надаль с подносом стоит. И ты на равных с ними! Это уже было крутым достижением.

Игры прошли в хорошем климате — без жары и сильной влажности. Приехали за неделю, чтобы акклиматизироваться и привыкнуть к новому часовому поясу. Помню, как сначала тренировались на какой-то школьной площадке в фавелах с бетонными стенами. Но мы народ непривередливый, поэтому не жаловались.

Все спортсмены ели в огромной столовой, которая разделялась на кухни разных народов. Еда была очень интересная, особенно местная — мясо с кукурузой, с кусочками кокоса, сладкое смешивали с солёным, но мы старались есть более привычное: омлет, макароны. За ними всегда была очередь (улыбается).

Но самое большое столпотворение — у бесплатного Макдоналдса. Это очень сильно удивляло, ведь жили же здесь только спортсмены (улыбается). Ради разнообразия всё-таки ходили туда, хотя я его терпеть не могу. Брали йогурты с гранолой и мороженое.

В апартаментах у нас имелись кухня с холодильником, в отличие, кстати, от Токио, где все было очень скромно. Я жила вместе с Анной Сень, как и всегда на турнирах, а также Мариной Судаковой и Майей Петровой. Только в нашем номере был телевизор, поэтому девчонки часто собирались у нас, мы смотрели соревнования по разным видам спорта. В общем, условия были очень комфортными!

Вкусная еда отвлекла от стресса

— Поездка в ресторан с Сергеем Николаевичем перед четвертьфиналом с Анголой воспринялась по-разному. Мол, такой турнир ответственный, а они развлекаются. Как команда отреагировала на неожиданный тимбилдинг от босса?

— До ресторана мы посетили русский дом и знаменитый пляж Копакабана. Мы тогда просто расслабили голову, ведь у нас был плотный график: игра-тренировка-игра, выходные не предусматривались. Даже на открытие Игр не пошли, Евгений Васильевич тогда сказал, чтобы расфокуса не случилось, ведь скоро была первая игра с Южной Кореей.

Этот тимбилдинг оказался очень органичным, мы здорово провели время и отвлеклись от стресса. Океан, пляж, вкусная и красивая еда, которая всегда нравится девушкам (улыбается), очень подняла настроение. Определенно это зарядило нас не только на четвертьфинал, но и тот самый полуфинал с Норвегией.

— Да-да. От вкусного на столах к вкусному на площадке. Та игра ведь получилась такой яркой и благодаря вам — 8 голов и звание главного бомбардира встречи. Лучший матч в вашей карьере?

— Согласна, что эта игра — одна из самых ярких в истории. Хотя я ее ни разу полностью не пересматривала, только какие-то отрывки. Учитывая важность и мое выступление, соглашусь, что это самый запоминающийся матч в моей карьере. Хорошо помню, как мы готовились к полуфиналу.

Понимали, что Норвегия, выигрывавшая до этого все, является фаворитом, хотя и не безоговорочным. В воротах, например, великая Катрин Лунде, которая до сих пор играет на высшем уровне. Спрашивала тогда у Анны Седойкиной, куда ей лучше бросать сначала, она ответила, что лучше не заморачиваться и бросать, куда удобно (улыбается). Но вся подготовка к матчу — как шахматы, строилась стратегия, обдумывались возможные ходы соперниц. Гандбол ведь очень умная игра.

Перед каждым матчем всей командой собирались в номере у капитана Ирины Близновой, настраивались на игры. Это был наш первый ритуал.

А второй связан с Евгением Васильевичем Трефиловым. По пути на автобусную остановку он всегда пил какао в автомате. И перед полуфиналом мы всей командой ему кричали, чтобы он обязательно не забыл его выпить (смеется).

Кстати, собрание перед Норвегией было особенным. Без стандартной громкой мотивации от Трефилова, а со спокойными словами — вы сами все знаете, все можете.

Это же Левон Оганесович (Акопян — «БЦ»), Царствия ему Небесного, всегда нас поддерживал. Перед матчем тогда говорил, мол, что вам эта троица маленькая (Нура Мёрк, Стине Офтедал и Вероника Кристиансен — «БЦ») сделает? От Евгения Васильевича же услышать спокойную установку было неожиданно. Но она в тот момент была единственно возможной, пожалуй, потому что от накала в воздухе хоть спичку зажигай! Мы понимали, что на плечах у нас тонна ответственности, вся страна смотрела, мы не могли проиграть.

А сам матч… Помню каждый гол, каждый момент. Этот гол Хейди Лёке, который перевел игру в овертайм. Стою, понимаю, что нужно играть еще, а у меня просто нет сил. Прежде всего — моральных. Сразу вспомнился сбор в Сочи, поэтому «физики» ещё хватало. Просто молила Бога, чтобы послал нам буквально секундочку удачи. Б-р-р, мурашки прямо сейчас!

Прыжок Камиллы Херрем, выход на нее Вики Калининой и мяч, пролетающий в сантиметре от штанги… этот миг разделил все на до и после. Упала на площадку, стала плакать, потом кинулись друг на друга. Нет слов, чтобы это описать!

Какая разница, как забрать золото?

— Сам «золотой» матч померк на фоне такой яркости в полуфинале. Не обидно?

— У нас уже была максимальная уверенность. На разминке буквально чувствовали себя непобедимыми, ведь выиграли во всех семи матчах, а также прошли грозную Норвегию. Хотя на товарищеском турнире перед Рио мы выступили не очень хорошо, пусть и играли под нагрузкой. Чувства тогда были не из лучших, но по ходу олимпийского турнира уже поняли, что вся подготовка — не зря. Помню, позвонила перед финалом мужу Федерико, он сказал, что вы уже все сделали, надо просто наслаждаться моментом, ведь это главный матч Олимпийских игр!

Для зрителей, может, игра показалась не такой яркой, но когда на кону золото Олимпиады, яркость отходит на второй план, нам было все равно, как мы заберем эту медаль! После полуфинала была морально опустошена, это одна из тех игр, когда на площадке отдала все. Поэтому перед финалом приходилось собирать силы по крупицам. Благо, у нас была хорошая ротация, поэтому каждый игрок внес свою лепту в успех.

— Была интересная история, как празднование российской сборной помешало сну марафонца, который на следующий день выиграл свой забег.

— Да, отмечали мы громко и ярко (смеется). Чувствовали себя королевами мира. Было это у бассейна, пели песни всю ночь, а на следующий день увидели интервью этого спортсмена, где он сказал, что какие-то спортсмены мешали ему спать. Мы сразу поняли, о ком он (улыбается). Слава Богу, он тоже победил.

Вообще олимпийская атмосфера волшебная, конечно. Забег Анны Сень за Майклом Фелпсом — одно из главных воспоминаний. Он спешил на тренировку, но от Ани с ее «плиз, фото» убежать было трудно (смеется).

Запомнилась и поездка к статуе Христа. Этот паровозик, который везет в гору по джунглям, эта знаменитая фотография с Евгением Васильевичем, где он так же расставил руки, а мы за ним.

Обменивались со спортсменами памятными значками, соревновались, кто быстрее заполнит ими свою аккредитацию. После победы Сергей Николаевич дал небольшую премию, сказал — купить разных сувениров. Мы тогда опустошили Duty Free (улыбается). А в Новогорске нас в столовой встретили борщами и пельменями, тогда мы поняли, как же соскучились по русской еде за этот почти месяц в Бразилии!

Кстати, побывали же на закрытии Олимпиады. Пусть был дождь, но впечатления от причастности к такому великому событию незабываемые. Точно, нас ведь еще бразильцы здорово поддерживали. На всех матчах, особенно в полуфинале с Норвегией, трибуны были за нас. Это приятно удивило.

— Игры разделили вашу карьеру, а, может, и жизнь, на до и после?

— Сначала даже не осознаешь, что победил на Олимпиаде. А вот после, когда тебя все поздравляют, когда узнают на улицах, когда везешь эту медаль и ее все просят посмотреть на досмотре в аэропортах, тогда и приходит понимание.

И да, чувствуешь, что жизнь поменялась. До этого — ты просто гандболистка, после — олимпийская чемпионка. Не только со своими привилегиями, но и большой ответственностью. И это чувство — невероятно крутое, ведь осознаешь, что большинство всего лишь мечтают приступить к покорению этой вершины, а ты взошла на нее!

Николай Спирчагов/«Быстрый центр»
Фото: Rus.Team, , пресс-служба ФГР, Спорт-Экспресс

Подпишись и следи за новостями сайта

Читайте также

Подпишись и следи за новостями сайта