Для 18-летнего правого крайнего Ивана Ерканова нынешний сезон уже точно получается самым запоминающимся – пусть и в не самой богатой пока на события карьере. Вызов в сборную России, да не уже привычную молодёжную, а в национальную команду на «Игры дружбы» – это даже круче, чем лидерство в споре бомбардиров Высшей лиги!
Напомним, что в рамках январских «Игр дружбы» первые сборные России и Беларуси, как, впрочем, и юниорские команды стран (гандболисты 2008 года рождения и младше), проведут по два матча между собой 6 и 7 января не где-нибудь – в легендарнейшем и повидавшем десятки великих игроков Дворце спорта «Динамо», что на улице Лавочкина (близ станций метро «Водный стадион» и «Речной вокзал»). Именно там разыгрывались в ручном мяче медали Олимпийских игр-1980, проходивших в Москве…
В интервью «Быстрому центру» правый крайний команды «МССУОР №2–Академия» рассказал о вызове в первую сборную, о том, как пришел в гандбол, о тренерах – от Вилена Тимофеевича Копейкина и до Дмитрия Викторовича Бочарникова, о цели в Высшей лиге, а также о многом другом.
Очень хочу использовать этот шанс
– Иван, ну вызов игрока не из элитного дивизиона в национальную команду – всегда и в любом виде спорта событие! Расскажи, откуда узнал, как отреагировал? И ждал ли такого?
– Не то чтобы ждал – но некоторые тренеры предполагали, что это случится. Но сам я не сильно верил, честно говоря. И немного в шоке был, когда подобное произошло.
Как узнал? Мне сообщили наши тренеры в тот день, когда объявили состав. А потом написал менеджер сборной России Евгений Гостев. Вскоре уже начали поздравлять… Еще раз скажу – не очень-то ждал этого, разумеется, я благодарен за такое доверие.
– Настрой отработать его сразу появился?
– Конечно! Я очень хочу использовать этот шанс. Настрой действительно немного изменился, чувствую повышенную ответственность.
– У тебя 112 голов в Высшей лиге, сейчас ты первый в списке снайперов, опережая чеховца Никиту Корепанова. Скажи, есть задача стать лучшим бомбардиром по итогам сезона?
– Я ни в коем случае не ставлю личных целей, у нас есть только командные. Это лидерство – оно как-то само получилось… Задача у команды вот есть: выйти в Суперлигу! И я совершенно не буду против, если мы ее решим, а я при этом буду, скажем, в середине в списке бомбардиров. Предложи мне кто-то такой вариант – без раздумий согласился бы.
Есть какая-то чуйка на перехваты!
– Продолжим жонглировать цифрами. Смотрю твою реализацию семиметровых: там 26 из 35. Нормально или можно лучше?
– Мне кажется, можно лучше. Семиметровые – это голевые моменты, если не стопроцентные, то близко к тому. Так что не очень горжусь такими цифрами. И работаю над тем, чтобы они стали лучше. Естественно, отрабатываю пенальти на тренировках.
Подсказывают ли мне что-то наши вратари? Да, и не только по поводу семиметровых. Всегда говорят, где ошибся, что можно улучшить.
– И в чём нужно прибавлять – в первую очередь?
– Бросок с края разнообразить. Технику тоже надо чуть подкорректировать. Ну и в защите стоит прибавлять.
На кого ориентируюсь в мировом гандболе? Мне много кто нравится. Выделю, конечно, из правых крайних Никиту Вайлупова – недавно повезло играть в составе молодежной сборной России против него в Могилёве. Характерная, отличная от других техника, бросок резкий… И принятие решений быстрое!
Стремлюсь к этому образцу, хотя, безусловно, точно так, как у него, у меня не получится. Просто потому, что у нас разная антропометрия. И тем не менее смотрел за Вайлуповым очень внимательно. Особенно при встрече нашей молодёжки и белорусской первой сборной: когда заменился, появилась возможность наблюдать за Никитой вблизи, со скамейки.
– По системе «блок плюс перехват» ты в Высшей лиге входишь в топ-5, а по количеству перехватов и вовсе лидируешь: у тебя их 18, по 1,5 за игру…
– Как подмечают со стороны, это тоже одна из моих сильных сторон. Действительно – есть, как говорят в таких случаях, чуйка на перехваты какая-то!
Повлияла победа над Омском в Кубке России
– Теперь – о высшей лиге в целом, где «МССУОР №2–Академия» борется за путевку наверх. Матчи с конкурентами для вас особо принципиальны?
– Да, конечно, встречи с «Зилантом» и «Скифом» выделяются. С Омском, правда, чуть не повезло нам, оба матча дома проиграли. Теперь будем настраиваться на игры на их площадке.
– При этом в кубковой битве вы омичей победили!
– Наверное, та победа тоже сказалась – после нее определенный недонастрой на матч в первенстве Высшей лиги был. Не хочу утверждать, что это на 100 процентов повлияло, но свою лепту внесло.
– Не могу не спросить: в следующем сезоне наверняка планируешь сыграть в Суперлиге если не в составе нынешней команды, то в другой? Зовут ведь уже?
– Давайте откровенно: такие вещи обсуждать не совсем правильно. Есть команда, в которой я играю сейчас, она называется «МССУОР №2–Академия», и нам с ней надо решать поставленные руководством задачи. Будет следующий сезон – будут темы для новых разговоров.
– Скажи, а всегда играл на месте правого крайнего?
– Да, сколько себя помню – всегда на краю. Нет, конечно, моментами выходил на месте полусреднего, это по-своему интересно, но очень сложно перестроить мышление для того, чтобы действовать на этой позиции.
– Но самому-то что больше нравится?
– На краю – это однозначно. Вылететь, повисеть… Тут скорость другая!
Футбол, баскетбол, волейбол, теннис, бадминтон…
– Давай тогда про всех твоих тренеров понемногу – начиная с первого: кто чему научил, от кого что воспринял?
– Да каждый что-то дал, но конкретизировать тут не хотелось бы. Просто отмечу, что всем им безмерно благодарен. Начиная с Вилена Тимофеевича Копейкина и Руслана Андреевича Пономарёва во Дворце пионеров, продолжая Алексеем Константиновичем Песковым в Училище олимпийского резерва №2, ну а потом перешёл в дубль ЦСКА к Антону Леонидовичу Левченко, он тоже здорово помог в развитии.
Ну и сейчас, как сами понимаете, плодотворно работаем в «МССУОР №2–Академии» с Дмитрием Викторовичем Бочарниковым…
Я вообще с детства, лет с трех, наверное, начал спортом заниматься. Почти все перепробовал: футбол, баскетбол, волейбол, бадминтон, теннис… Даже водным поло у нас же на Воробьёвых горах занимался, но в другом корпусе. Я сам в этом районе Москвы вырос, это примерно там, где Ломоносовский и Ленинский проспект пересекаются.
– Родители к спорту отношения не имеют?
– Нет, папа занимался, но, скорее, для себя. Хотя идея насчет гандбола пришла маме. Мне было лет 10 или 11, когда с футбольной секцией закончил, и она отвела меня во Дворец пионеров к Вилену Тимофеевичу. Тот сначала сказал, что я слишком маленький, но мама сделала акцент на том, что я левша. И тогда меня решили попробовать.
Папа тоже левша, его пытались переделать
– Понятно, что сейчас, в отличие от советских времён, левшей в детстве особо не стараются переделывать, но попытки хотя бы такие были?
– Нет, не помню такого. У меня же и папа левша – вот он рассказывал, что его в детстве пытались переделать… Кстати, в футбол я при этом играю правой ногой!
– Получается, в другом виде спорта, кроме гандбола, преимуществ у тебя бы не было?
– Ну в бадминтоне, помню, тоже помогало то, что ракетку левой рукой держишь: при игре два на два это достаточно удобно.
– Ну и напоследок – традиционный вопрос: как проводишь свободное время?
– Так его особо и нет. Всегда или на тренировках, или на учебе в колледже. Иногда, когда выпадает немного времени, можно поиграть на приставке PlayStation в футбол или игры на прохождение, но этим сильно стараюсь не увлекаться. Ну или на улице могу погулять с друзьями…
Но скажу абсолютно честно: об этом сейчас и мыслей никаких. Вызвали в сборную России ведь – такой шанс мало кому в 18 лет выпадает, думаю теперь только о том, как его реализовать по максимуму!
Алексей Лебедев/«Быстрый центр»
Фото: БФГ, «МССУОР №2-Академия», Максим Серёгин/ФГР