О детских турнирах, проводимых два раза в год под эгидой Федерации гандбола России, и конкретно об Осеннем Кубке ФГР-2024 в Ульяновске БЦ побеседовал с генеральным директором федерации Львом Ворониным и начальником отдела детско-юношеского гандбола Анастасией Слащук.
Происходит постоянная ротация
– Прошедшие с 30 сентября по 5 октября соревнования – пятый розыгрыш Кубка ФГР. В них приняли участие мальчики 2013 года рождения и девочки годом младше, – отметила Анастасия Слащук. – Это те возрастные категории, для которых еще не проводятся первенства страны. Первые официальные турниры для них пройдут через год, так что Кубок ФГР – своего рода репетиция.
Весной мы пригласим команды тех же годов рождения, что и сейчас, но из других мест. Происходит постоянная ротация. Наша задача – заинтересовать людей гандболом там, где ручного мяча не так много.
Как пример – показательной получилась история, произошедшая в Северной Осетии. На Весенний Кубок ФГР этого года Владикавказ заявил две команды. Мальчики заняли 4-е место, а девочки и вовсе выиграли турнир! После этого в республике была создана региональная федерация, вошедшая в состав ФГР. А тренер Георгий Оводович Абаев, несмотря на солидный возраст, учится теперь на курсах для получения лицензии, которая необходима, чтобы участвовать в юношеских первенствах.
Изначально вообще на Кубки ФГР предполагалось приглашать коллективы из регионов, в которых нет команд Суперлиги. Но со временем подход стал более гибким: даем попробовать свои силы парням и девчатам из населенных пунктов, которые не так часто ездят на соревнования. И это могут быть, допустим, команды из Краснодарского края, где гандбол в целом развит, но есть станицы, которым сложно изыскать в полной мере средства для поездки.
Или вот сейчас в Ульяновск приехали девочки из Ростовской области, но при этом они не относятся к клубу «Ростов-Дон» и его системе, это станичная команда. Да даже в Московской области находятся города, из которых юные гандболисты почти не выезжают. Выяснила это весной, когда Кубок ФГР проводился в парк-отеле «Горизонт» под Звенигородом. В итоге в статусе хозяев выступали команды мальчиков из Долгопрудного и девочек из города Протвино.
В Ярославле, команды которого сейчас стали в Ульяновске первыми и у мальчиков, и у девочек, неплохая школа, но слабая финансовая составляющая. На гандбол в регионе выделяют не так много средств. Наш турнир – большое подспорье для ярославцев.
– Кстати, о дороге. Кто покрывает издержки?
– Эта статья расходов лежит на самих участниках. Но ФГР обеспечивает команды проживанием, питанием, залом. А еще мы добились включения турнира в Единый календарный план, потому, где это возможно, финансовые затраты на дорогу теоретически имеет право взять на себя регион.
Как вообще происходит отбор участников?
– Мы располагаем статистикой, кто в каких турнирах участвовал. Отмечаем, у кого было совсем мало игровой практики, связываемся с людьми на местах, узнаем, есть ли там команда подходящего возраста. Если нет, обращаемся к другому варианту. Иногда в течение года звонят тренеры и интересуются, можно ли включить их команду в число участников. Берем на заметку, вносим в резерв, но решение принимаем, отталкиваясь от общей статистики, когда сложится полная картина.
– Судя по тому, что весной приезжали команды из Южно-Сахалинска, Амурской области, Владикавказа и Новосибирска, а теперь участвовали Владивосток, Югра, Карачаево-Черкессия, вы стремитесь к максимальному географическому охвату?
– Так задача не ставится, но получается, что мы действительно часто привлекаем удаленные от центра регионы, в которых нет большого гандбола и объективно ограничены возможности в проведении соревнований. Тем не менее Приморский край, который представляла школа «Русич» из Владивостока, порадовал качеством подготовки воспитанников. Ребята заняли 2-е место, несмотря на долгий путь и сложности, связанные с адаптацией к смене часовых поясов.
– Растет ли чисто спортивный уровень турниров?
– Он всегда примерно одинаковый. Кто-то сильнее, кто-то слабее. В некоторых регионах ребят больше обкатывают на соревнованиях, они более сыгранные. Есть совсем новички.
– И все-таки, быть может, кто-то из участников обратил на себя внимание?
– Мальчишки, которые позже формируются, плюс-минус все равны. У девочек же были звездочки. Прежде всего, отмечу Александру Завадскую из Ростовской области. Судейский корпус, который внимательно следил за матчами и определял лучших, назвал MVP именно ее.
– Была ли организована для участников соревнований в Ульяновске культурная программа – от экскурсий до дискотеки?
– К сожалению, есть и ложка дегтя: на этот раз, в отличие от предыдущих турниров, принимающая сторона, несмотря на обещания, культурную программу командам не обеспечила. Тренеры сами нашли выход: кто вывез ребят в музей, кто на аттракционы. Кроме того, хозяева заявили, но не выставили команду девочек, что нарушило стройность турнира. Коллектив из Ленинградской области должен был провести два матча за 5-е место, но остался без соперника. Навстречу пошли другие команды, сыгравшие товарищеские встречи.
Гендиректор ФГР, олимпийский чемпион-2000 Лев Воронин, открывавший турнир в Ульяновке (а закрывала его двукратная чемпионка мира Мария Сидорова), также затронул организационные проблемы.
– Даже страшно подумать, что было бы, если бы мы целиком положились на региональную федерацию и не направили сотрудников ФГР из Москвы. Турнир, можно сказать, вывезли на себе Алина Князева, Анастасия Слащук, Максим Стремилов и судьи во главе с Анастасией Завьяловой, добровольно оказывавшие любую посильную помощь. И это заслуга названной команды, что в заключительный день турнира, совпавший с Днем учителя, дети сами, не по чьей-то указке, скандировали: «Спасибо!» Благодарили и тренеры.
– Почему же выбор пал на Ульяновск?
– Мы стараемся менять регионы, чтобы на местах люди могли использовать Кубок ФГР для популяризации гандбола и активизации своей работы. Даем шанс всем, но не все его используют. При этом желающих принять Осенний Кубок было много. Турнир были готовы провести и Великий Новгород, и Новосибирск, но у сибиряков, увы, не нашлось команды нужного возраста.
– Так в Ульяновске в итоге и не выставили команду девочек…
– Да, и по мальчикам, занявшим последнее место, тоже, кстати, есть вопрос. Такое впечатление, что их собрали буквально накануне. Что же, впредь будем более тщательно прорабатывать подготовительный этап.
– Уже знаете, где пройдет Весенний Кубок в 2025 году?
– Конкретики пока нет. В предварительном порядке обсуждали вопрос со Снежинском. Было бы также хорошо все-таки провести турнир в Новосибирске, если там найдется соответствующая команда. Сибиряки известны тем, что держат слово.
– Нет мысли проводить Кубки ФГР чаще, чем раз в два года? Допустим, еще летом и зимой?
– Теоретически это возможно. Но есть ограничения по бюджету. Кроме того, в период каникул детей непросто собрать. И без того летом проводятся гандбольные фестивали в Тольятти и Санкт-Петербурге.
– Кубок ФГР стал триггером для создания региональной федерации в Северной Осетии. Есть ли другие примеры того, как он помогал развитию гандбола?
– В Нижнем Новгороде, где турнир проводился год назад, растут хорошо обученные юные игроки. Никогда не представлял себе, сколько народа занимается гандболом в Амурской области. Притом дети тоже качественно подготовленные. Кубок ФГР на многое раскрывает глаза. Хорошо бы еще поднять гандбол в таких крупных центрах, как тот же Новосибирск и Екатеринбург. Что касается Владикавказа, то прекрасно, что есть такой энтузиаст и альтруист, как Георгий Абаев. Притом человек, оказывается, давно работает в гандболе. А ведь, если бы не Весенний Кубок, за пределами республики о нем никто бы и не узнал. Теперь надо поддержать росток.
Алексей Лебедев, Александр Просветов / «Быстрый центр»
Фото: Павел Шалагин / ФГР