Видеоаналитик женских сборных России и начальник «Звезды» Александр Нефедович рассказал о том, как связал свою жизнь с гандболом, работе с Евгением Трефиловым и частых поездках в интервью «Быстрому центру».
Александр Нефедович – человек с разносторонним опытом работы в гандболе. Его деятельность остается за горизонтом внимания широкого круга болельщиков, но при этом весьма важна и в некоторой степени влияет на события, происходящие на игровых площадках. В сборной России Нефедович занимает пост видеоаналитика, а в звенигородской «Звезде» — начальника команды. О том, как ему удается успешно совмещать две роли, Александр рассказал в интервью.
– Как стать своим в гандболе человеку, никогда в него не игравшему?
– Действительно: я прежде не имел отношения к гандболу, игрового опыта у меня никакого. А оказался в нем, можно сказать, по стечению обстоятельств.
В 2004 году, когда создавали клуб «Звезда», в Звенигороде специально для него был построен одноименный спорткомплекс. И меня взяли туда на работу звукооператором. Естественно, ни о какой длительной карьере в этом виде спорта речи тогда не шло. Но однажды начальник информационно-аналитического отдела ФГР Екатерина Хорошева пригласила меня на должность помощника по статистике. Меня это увлекло, а со временем появился интерес к видеоанализу матчей, и я понял, что могу этим заниматься.
Вскоре привлекли к работе в «Звезде» в качестве видеооператора со всеми вытекающими из этого обязанностями. Команду тренировал Евгений Трефилов. И когда он возглавил сборную России, то стал формировать штаб – и пригласил в него и меня. Вот с тех пор я и занимаюсь в национальной команде подготовкой видео, необходимого для ведения тренировочного процесса, изучения соперников и так далее.
– Так вы настоящий ветеран сборной!
– Можно и так сказать. При этом я ведь работаю не только с первой национальной командой, но и со всеми женскими сборными – молодежной, всеми юношескими… Особенно хорошо помню свою первую юниорскую сборную – из гандболисток 1994 года рождения, в которой играли и те, кто на год младше, Анна Вяхирева и Дарья Дмитриева.
– Сейчас наши сборные лишены возможности выступать на международной арене. Наверное, работы с ними у вас стало поменьше…
– Конечно, нагрузка нынче совсем не такая, как была, когда мы участвовали в чемпионатах мира и Европы, Олимпийских играх. Хотя стараемся не выпадать из общемировой повестки – к примеру, внимательно смотрели и анализировали прошедшие в минувшем году чемпионат Европы и «Золотую лигу», тренерский штаб во главе с Людмилой Бодниевой что-то подмечал и по ходу сборов доводил до игроков.
Но сейчас это делается в большей степени в ознакомительных целях, просто чтобы понимать, как развивается игра, не упускать из виду лучшие образцы. Это тоже важно, но, признаться, поединков с сильными соперниками очень не хватает.
– Ваша задача – подготовить видеоматериал по тренерскому запросу?
– Совершенно верно. Работал со многими тренерами, и требования к видеоанализу у каждого из них были разными. Кого-то больше интересовала игра в защите, кого-то – развитие контратакующих комбинаций и так далее.
Бывает, обращаются с просьбами сделать для них определенные видеонарезки и игроки, преимущественно вратари, желающие изучить манеру бросков соперниц.
А в последние годы появилась такая тенденция: я готовлю для главного тренера базовый материал, а он уже сам с ним работает по собственному усмотрению – что-то вырезает, что-то добавляет, а на просмотре демонстрирует получившееся. Так, например, поступал Амброс Мартин. Аналогичным образом сейчас работает и Бодниева.
– Тренеры советской школы, с которыми вам довелось работать, как относились к системе видеоанализа?
– Трефилов поначалу тяжело это воспринимал. Его вполне устраивала полная запись матча, которую он многократно пересматривал целиком и делал свои выводы. А к изучению действий соперников Евгений Васильевич вообще был относительно равнодушен. Для него главное – что мы сами сможем показать в игре, а не противник. Потом, правда, перестроился, поняв, что специально подготовленные конкретные фрагменты как минимум экономят время. Тем более что он мог один игровой эпизод обсуждать с командой по 5-10 минут.
А сложнее всего было взаимодействовать с Виталием Крохиным. Тот, приняв сборную в тандеме с Валерием Мельником, вообще сторонился видеоаналитики, их обоих это мало интересовало. У них была своя методика работы с командой.
– Трефилов на разборах такой же кипучий, как во время матчей?
– Когда как. Обычно начинается все спокойно. Но потом, бывает, Евгений Васильевич начинает кипеть, искрить… Выпустит пар – и быстро успокаивается.
– Как вы добываете необходимые видеозаписи игр соперников? Ведь не все матчи, особенно проходящие за рубежом, есть в открытом доступе.
– Сейчас с этим проще, найти интересующее видео и скачать его по большей части не слишком хлопотно. Хотя, конечно, бывают исключения, в частности – это касается скандинавских команд, которые зачастую предпочитают закрываться от посторонних глаз.
Но раньше приходилось значительно сложнее. Помню, как-то в Германии мы, зная, что официальная съемка запрещена, попросили доверенного человека, чтобы пришел на трибуну и втихаря снимал игру на телефон: других вариантов добыть запись не было. Так что порой доводилось превращаться в настоящих разведчиков, идти на различные хитрости.
– При работе с видеоматериалом запись телевизионной трансляции сильно отличается от так называемой технической, где постоянно в фокусе вся площадка?
– Я бы не сказал. Есть, конечно, определенные нюансы, которые в трансляцию не попадают, но это не критично. Основная камера все равно показывает полную картину игровых моментов, допустим, всю фазу атаки или какую-то комбинацию, да еще и с повторами крупным планом. Этого достаточно для понимания, что и как происходит на площадке.
На чемпионате Европы-2020 в Дании всем сборным было предложено подключиться к основной трансляционной камере и получать картинку в режиме онлайн. Вот только об этом объявили лишь накануне старта, и не у всех оказалось в наличии соответствующее оборудование для такого подключения, в том числе у нас. А так – удобный сервис, конечно.
– Прошли времена, когда вы сами снимали матчи и тренировки на видеокамеру?
– Да, но даже если порой приходится это делать, то массивные камеры уже не нужны – достаточно штатива и мобильного телефона. В Новогорске, где национальная команда проводит сборы, мы ведем видеозапись тренировок с волейбольной судейской вышки, которую приспосабливаем специально для съемок.
Конечно, технический прогресс значительно упростил работу с видео. Есть специальные программы, работа с которыми помогает достаточно быстро и эффективно делать то, что необходимо.
– В «Звезде» у вас совершенно другой формат работы в должности начальника команды. Как вам удается быстро переключаться с одного вида деятельности на другой?
– Ну так это же все – гандбол. Я уже привык. Функции в «Звезде» сильно отличаются от моей специализации в сборной, но мне интересно и то, и другое. Да, нагрузка большая, ведь работа в клубе предполагает решение множества задач, в первую очередь – связанных с бытом команды, начиная от организации поездок на выездные матчи, как говорится, под ключ и заканчивая взаимодействием с приезжающими в Звенигород судьями, которых нужно встретить, поселить в гостинице, а после матча – проводить.
Совместительство познакомило меня с таким явлением, как бессонные ночи, и, окажись в сутках 25 часов, было бы, наверное, полегче. Важно правильно выстраивать свой рабочий график, тогда все успеешь.
Кроме того, еще один плюс в том, что, исходя из своего опыта в «Звезде», я хорошо взаимодействую с занимающей пост начальника команды в сборной Марией Сидоровой, могу что-то подсказать в момент ее сомнений и принести пользу в определенных ситуациях уже не только как видеоаналитик.
– Ваша работа связана в том числе с многочисленными разъездами. Не устали от регулярного нахождения в дороге?
– А я люблю путешествовать. Да, наши поездки совершенно не похожи на туристические, и, тем не менее, даже наблюдая ту или иную местность из окна автобуса, успеваешь составить о ней впечатление. Именно таким образом мне удалось рассмотреть Норвегию и Данию, которые запали в душу своей природной красотой.
А вот, к примеру, в Испании и Франции, при всей их внешней привлекательности, бросилась в глаза неухоженность улиц, особенно тех, что находятся вдалеке от центральных магистралей. После этого, когда я слышу, как сетуют, дескать, в России в том или ином городе недостает чистоты, лишь усмехаюсь: это вы не видели закоулки Барселоны и Парижа!
– Случались необычные приключения в поездках?
– В основном пока обходилось без них, однако иногда все же происходят какие-то нештатные ситуации. Вот были мы в свое время в Македонии с юниорской сборной. Отъезд в аэропорт у нас был назначен на очень раннее время, под утро. Расселись в автобусе, проехали 2-3 километра, после чего водитель заметил, как погасли все приборы на панели. Пришлось делать вынужденную остановку, он что-то там поковырял, и мы поехали дальше.
Но оказалось, что главное испытание впереди. Когда снова тронулись, шофер вдруг так сильно дернул рычаг переключения скоростей, что тот… отвалился. И на протяжении всего оставшегося пути он всякий раз, когда нужно было переключить скорость, наклонялся вниз и дергал за какую-то оставшуюся от рычага деталь. А поскольку дорога была очень трудная, наподобие серпантина, у нас, наблюдавших за весьма оригинальными действиями водителя, душа в пятки уходила. Но ничего, в итоге добрались до аэропорта и успели к рейсу.
– Давайте подытожим беседу: вы уже давно работаете в гандболе, что для вас значит эта игра?
– Скажу банально и коротко, но откровенно: гандбол – это моя жизнь. И без него себя не представляю. А ведь в ту пору, когда я совсем молодым человеком пришел работать звукооператором в спорткомплекс «Звезда», даже мысли допустить не мог, что судьба накрепко свяжет меня с ручным мячом. Но вот ведь как вышло! И за это я судьбе очень благодарен…
Виктор Шпитальник / «Быстрый центр»
Фото: ФГР, «Звезда»