Публикация
Эдуард Кокшаров: «У нас нет суперменов, мы – рабочая команда»
08.04.2019
5575

Эдуард Кокшаров: «У нас нет суперменов, мы – рабочая команда»

Большое интервью главного тренера сборной России о составе, методах подготовки и балансе с работой в македонском «Вардаре»

Сегодня началась неделя сборных. Для россиян центральным событием станут два матча мужской национальной команды России в квалификации чемпионата Европы-2020 против Венгрии. Первая игра пройдет 11 апреля в Астрахани, вторая – 14 апреля в Эрде.

Накануне встреч с венграми главный тренер сборной России Эдуард Кокшаров в интервью Rushandball.ru проанализировал выступление команды на чемпионате мира, подробно рассказал обо всех изменениях в составе, и объяснил интерес македонского «Вардара», где он работает спортивным директором, к российским гандболистам.

 Эмоции против подготовки

– После первого для вас чемпионата мира в качестве главного тренера сборной России прошло больше двух месяцев. Успели эмоционально восстановиться?
– Мне не надо было приходить в себя. Гораздо важнее проанализировать турнир, понять, что получилось, а что нет, по каким причинам. По моему мнению, подготовительная работа проведена на хорошем уровне, как и разбор соперников. Сложности возникли с психологией. Нам не хватило опыта на таком высоком уровне, когда напряженные и ответственные матчи идут один за другим. Некоторые игроки не выдержали этого груза.
Я много раз пересматривал записи и пришел к выводу, что основная проблема была в реализации голевых моментов. Мы находили пути к воротам соперника, но не использовали очень хорошие возможности. Эта беда просматривается во всех матчах, даже против Объединенной команды Кореи. И в матче со сборной Германии мы показали характер, вырвав ничью, но в концовке не реализовали два стопроцентных момента. Не говорю уж о матче с Бразилией, где таких упущенных шансов было 12, и в итоге все закончилось поражением с разницей в два мяча. Это можно объяснить только психологическим фактором, тем, что игроки находились под давлением. У нас достаточно квалифицированные гандболисты, и, думаю, в более спокойной обстановке они бы свои голы забили. То же касается и игры со сборной Франции. Мы весь матч вели, но смазали концовку. Вновь реализация не позволила нам рассчитывать на победу.
Нельзя не сказать и о кадровой ситуации. Нам не хватило опытных игроков, которые могли бы подержать мяч и доиграть до верного. Не снимаю ответственности и с себя. В каких-то моментах нужно было сделать замены. Но это уже рассуждения постфактум.

– Отмечалось, что игра команды и самоотдача стали лучше. Это хотя бы отчасти компенсирует негативные эмоции от результата?
– После матча с Германией, когда мы вырвали ничью, я предполагал, что ребята поверят в себя, поймут, что могут сражаться с самыми сильными соперниками, и этот эмоциональный подъем поможет дальше. К сожалению, получилось наоборот: команду придавила ответственность, с которой мы не справились. Все-таки эмоции, настрой – это сопутствующие факторы, а главное – физическая и технико-тактическая подготовка.
Многие тренеры, в том числе Евгений Васильевич Трефилов, иностранные специалисты, говорят, что на работу со сборной отводится слишком мало времени. В такой короткий промежуток, два-три дня перед квалификационными играми и 10-12 дней перед крупными турнирами, чему-то научить или переучить очень сложно. Мы видим, что побеждают и стабильно выступают сборные, в которых собраны лидеры больших клубов, по два-три раза в неделю играющие тяжелые матчи с конкурентоспособными командами. Они получают колоссальный опыт, и их не нужно чему-то учить, достаточно собрать, правильно расставить на площадке и определиться с технико-тактическими действиями в нападении и защите.
Да, раньше сборная России стабильно завоевывала медали на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх. Но я сам через это прошел и знаю, как мы готовились: по три-четыре раза в год находились на двухнедельных сборах, целенаправленно шли к большим турнирам. И эмоциональный фон был совсем другим, команда обладала менталитетом победителя. Он очень важен для успеха. Как бы ни складывалась игра, ты все равно знаешь, что выиграешь, и соперник, чувствуя это, в какой-то момент ломается. Это результат большой работы над технико-тактическими действиями и психологией.

Главные требования

– Впереди важные матчи отборочного цикла Евро-2020 с Венгрией. Можно ли ожидать изменений  или новшеств в вашей работе с национальной командой?
– Нет смысла что-то менять. Тренеры всегда должны понимать, что хотят видеть и чего добиться. У нас такое понимание есть, поэтому продолжаем идти к своей цели. Неправильно говорить игрокам, что тренировки не интересные и поэтому что-то надо разнообразить. Как и во многих других видах спорта, например, в акробатике и фигурном катании, в гандболе качество нарабатывается количеством, часами. Возможно, тренировки похожи друг на друга. Но за счет повторений, отработки и, конечно, игровой практики мы сможем получить желаемый результат.
Есть мысли и желание добавить технико-тактических действий в нападении и защите. Но мы вновь вынуждены вернуться к теме недостаточного времени на работу со сборной. Перед первой игрой с Венгрией команда может провести только четыре тренировки – что здесь можно поменять?
Есть и множество других нюансов. Часто спрашивают, почему нет одного, второго, третьего игрока. Ответ простой: мы просматриваем много матчей, а кроме того отчетливо понимаем, что будем играть против соперника, в составе которого гандболисты из чемпионатов уровнем выше российского. И мне важна не столько результативность, сколько понимание игры. У нас нет таких суперменов, как Миккел Хансен. Наш путь – это рабочая команда, в которой каждый игрок понимает, что он делает, в какой момент находится на площадке, на какой позиции. Он в хорошем смысле должен быть предсказуемым для своих товарищей. Непредсказуемость может быть опасна. Например, мы готовим комбинацию, и вдруг кто-то берет мяч, начинает что-то выдумывать, а его партнеры из-за этого оказываются не готовы к возврату в защиту.
Другой критерий – способность воспринимать информацию. Наш тренерский штаб большое внимание уделяет видеоразборам игр, а еще больше – подготовке к анализу. Я выбираю определенные моменты и пишу, как правильно и доступно объяснить игрокам эпизод. Потом пересматриваю фрагмент видео и редактирую свой текст. Это необходимо, чтобы в условиях максимально сжатого времени игроки услышали точные, четкие и выверенные формулировки. В этом плане работа в клубе и сборной сильно отличается. В клубе есть месяц-полтора предсезонки, игроки подбираются, исходя в том числе из умения быстро усваивать информацию. В сборной же другая специфика.
Научить можно любого, но, повторюсь, быстрота восприятия информации для нас очень важна. К сожалению, наши игроки, за исключением тех, кто работает с сильными тренерами, не готовы к восприятию информации. Наверное, скажут, что я опять всем недоволен. Но яркий пример – игра вратарей на чемпионате мира. Глобально она стала лучше, но сначала мог «потащить» Олег Грамс, потом Виктор Киреев, и наоборот. То есть, нет стабильности. А ведь вратари тоже разбирают соперников, изучают атаки других команд. Наш штаб приходит к выводу, что наши игроки, не только вратари, за исключением тех, кто работает с сильными тренерами, не готовы к восприятию информации. К видеоанализу игр гандболисты должны привыкать с детства. Увы, в этом плане мы отстаем от своих конкурентов. У нас принято показывать игры как кино и просто спрашивать ребят, все ли понятно. Те, разумеется, кивают, но потом на площадке не выполняют то, о чем, вроде бы, говорилось. А вот когда игроки привыкли правильно воспринимать информацию, уже не надо пересматривать матчи, достаточно показать отдельные фрагменты, нарезки. 80% действий гандболисты выполняют на автомате, и хорошо видно, где у них слабые места, какие у них любимые приемы. Все это можно проанализировать. Правда, надо быть готовыми, что так же изучают и нас.

– На что будете настраивать команду перед венграми?
– Меня все прекрасно знают. И, думаю, ребята в команде тоже к этому привыкли. Кто не хочет играть, биться, стараться, может спокойно оставаться дома. В сборной с первой минуты сбора и до момента прощания все должны быть настроены по максимуму и работать от и до. Так будет и в этот раз.

– Как оцените сборную Венгрии?
– Это сложный соперник, команда, в которой собраны сильные игроки. Но, разумеется, мы будем играть только на победу. Рассчитываем на поддержку болельщиков в Астрахани. Это город, где знают и любят гандбол. Сборная России не раз проводила матчи в Астрахани и всегда получала хорошую поддержку.

Детальный разбор состава

– После чемпионата мира вы анонсировали изменения в составе.
– Главное изменение – на левом краю, где вместо Романа Остащенко сыграет Игорь Сорока. Это сделано исключительно по технической причине: у нас нет другого времени увидеть Сороку в деле. Тем более в этом сезоне Игорь неплохо показывал себя в Лиге чемпионов. Свой шанс он заслужил, и теперь все будет зависеть от него.

– Восстановился левый полусредний Сергей Горбок. Это большое подспорье для команды?
– После разрыва крестообразной связки восстановиться без последствий не каждый сможет. Сергей на моих глазах проделал огромную работу, не пропустил ни одного занятия. Однако он только начал играть, возможно, пока ему психологически тяжело, это пройдет только со временем. Не стоит форсировать ситуацию и сильно нагружать игрока. Иначе мы можем потерять гандболиста чуть ли не на год. Но в какой-то момент Горбок сможет выйти на площадку и помочь команде.
То же касается и только-только восстановившегося после травмы Дмитрия Санталова. Игровой опыт у него остался, а вот набрать физические кондиции до игры с Венгрией вряд ли удастся. Но он тоже сможет помогать в эпизодах.
Сергей Марк Косоротов прошел чемпионат мира, но пока только набирается опыта. Он получит свое игровое время, однако давать ему все 60 минут мы не можем. Словом, у нас есть три полусредних, и нам нужно грамотно скомбинировать игровое время и сильные стороны игроков, чтобы эта позиция была эффективна.

– На позиции разыгрывающего рассчитывали на Дмитрия Житникова?
– Очень благодарен Диме, весь чемпионат он мира отпахал от звонка до звонка, и я ни разу от него не слышал, что устал, не может или что-то подобное. К сожалению, с Венгрией Житников не сыграет, он получил травму прямо перед приездом в сборную. Вместо него в команду вызван Кирилл Котов из «Чеховских медведей». Мы также хотим попробовать в розыгрыше Михаила Виноградова, у которого, по отзывам тренеров, есть потенциал на этой позиции. Миша уже был на одном из сборов национальной команды, и, если покопается в памяти, быстро вспомнит, над чем мы работали и что мы от него ждем. Хочется вновь посмотреть на него, однако наивно полагать, что Виноградов выйдет и сразу порвет сборную Венгрию. Конечно, мы были бы только рады такому, но я стараюсь объективно оценивать ситуацию: чтобы закрепиться в сборной, Мише нужно пройти как минимум два сбора.

– Какова ситуация с Павлом Атьманом, который перед чемпионатом мира получил травму, а сейчас начал играть за «Ганновер»?
– Мы поговорили с Пашей и пришли к общему решению на этот сбор его не вызывать. У него была череда травм, сейчас он восстановился, но нужно время, чтобы избавится от боязни рецидива. К тому же у него непростая ситуация в «Ганновере», Паше нужно сосредоточиться на клубной работе. Он ни в коем случае не отказывается от сборной. Мы договорились, что Атьман продолжает готовиться и вернется в национальную команду позже.

– Позиция правого полусреднего по-прежнему остается проблемной?
– Дима Киселёв не очень здорово выглядел на чемпионате мира. Думаю, это связано с психологией. Мы рассчитывали на Дмитрия как на основного игрока. По всей видимости, это помешало ему показать, на что он способен. Ответственность давила, и он не смог раскрыться. Думаю, если бы у него был напарник на этой позиции, ему было бы легче. Но мы на Киселёва, конечно же, надеемся.
На этот сбор также пригласили Александра Котова, который неплохо себя показывает в «Чеховских медведях». Большой плюс Саши в том, что он не только нападает, но и защищается вторым номером, а хороших защитников нам как раз не хватает. Теперь все зависит от него.

– Что скажете о выборе линейных?
– На эту позицию вызваны Сергей Горпишин, Максим Михалин и Глеб Калараш. У Глеба больше опыта, тем более он играет в «Вардаре», и я объективно вижу, с каким желанием он работает, как прибавляет по ходу сезона в защите и в нападении. Ждем, что он станет первым номером нашей обороны, будет цементировать защиту и ей руководить. Надеюсь, Глеб передаст опыт молодым Горпишину и Михалину, которые уже проявили себя на чемпионате мира.

– Состав правых крайних не изменился.
– Да, это объективный выбор. Даниил Шишкарёв – один из лидеров сборной. У Дмитрия Ковалёва богатый игровой опыт, а Алексей Фокин перспективный гандболист. Он показал, что хочет и может играть на высоком уровне, но нужно время, чтобы еще вырасти в профессиональном плане и стать более стабильным, что для нас чрезвычайно важно.

– Почему в команду вызван вратарь Денис Заболотин, а не Дмитрий Павленко?
– Это решение тренерского штаба, за работу вратарей отвечает Деян Перич. У нас есть опытные Грамс и Киреев. Необходимо также привлекать молодых игроков, к которым относится Заболотин. Ранее он уже неоднократно вызывался в национальную команду.

– Как главный тренер сборной вы следите за ситуацией в «Спартаке», где команду возглавил, пусть и с приставкой «и.о» ваш помощник Игорь Левшин?
– Я не вправе обсуждать решение руководства «Спартака». Если произошла тренерская перестановка, значит, на это были объективные причины. Здесь не имеет смысла что-то комментировать. Я и сам не люблю, когда со стороны говорят что-то про «Вардар», поскольку зачастую люди не владеют полной информацией.

– Назначение Левшина не помешает его работе со сборной?
– Сборной это бы не помешало, а вот «Спартаку» могло. Я бы в такой ситуации, конечно, остался бы работать с клубом. Поэтому я сам поднял вопрос, и мы договорились не вызывать Игоря на этот сбор. Решение о дальнейшей работе со сборной примем потом.

Интересы «Вардара»

– Вы не раз отмечали линейного Сергея Горпишина, который со следующего сезона станет игроком «Вардара», где вы работаете спортивным директором. Он готов играть в топ-клубе?
– Будем считать приглашение в «Вардар» авансом. Я вижу его желание, стремление и потенциал. Сергею дается шанс в лучшем по работе с игроками и тренерскому составу клубе, и он должен постараться его использовать. Объективно Горпишин пока не готов играть в основе «Вардара». Но все зависит от него – мы даем шанс проявить себя.

– «Вардар» должен стать базовым клубом сборной России?
– Нет, это не та концепция. Все гораздо проще. Если есть вакансия в «Вардаре», то почему бы не обратить внимание на российских игроков? Учитывая, что я спортивный директор клуба и главный тренер сборной, мне очень тяжело балансировать. Прежде всего в «Вардаре» требуют результат, и я не могу приглашать игроков в ущерб целям клуба. Я могу дать шанс российскому гандболисту, но если он не будет соответствовать уровню клуба, то и в команде не останется.

– «Мотор» хочет вернуть Глеба Калараша, есть у игрока и другие предложения. Он останется в «Вардаре»?
– Пока не могу ответить на этот вопрос. Я за то, чтобы Глеб остался, главный тренер тоже. Окончательное решение остается за президентом клуба Сергеем Самсоненко.

– Еще один российский игрок, Дмитрий Санталов, перейдет в «Вардар»?
– Здесь никаких секретов нет. Переход Санталова в «Вардар» состоится. Существовала идея привлечь Дмитрия уже в этом сезоне. Но главный тренер «Чеховских медведей» решил, что Санталов должен отработать свой контракт до конца. В «Вардаре» Дмитрий окажется через год.

– После яркого чемпионата мира высоко внимание к Сергею Марку Косоротову. Он входит в сферу интересов «Вардара»?
– Сергей Марк на чемпионате мира показал, что у него есть характер. Брал игру на себя, никого не боялся. Косоротов – восходящая звезда гандбола. Но все эти оценки выданы авансом, Сергею Марку надо еще много работать. Считаю, ему нужно поиграть в России еще как минимум год, набраться опыта, а уже потом смотреть, что дальше. В любом случае сейчас у него контракт с «Чеховскими медведями».

– «Вардар» выиграл СЕХА-Лигу, продолжает выступление в Лиге чемпионов. У клуба по-прежнему большие задачи?
– Только самые высокие. По другим задачам я не работаю. Когда я занимался комплектованием команды на этот сезон, многие относились скептически к перспективам «Вардара». Даже сами игроки, когда им объявили размер премиальных за выход из группы в Лиге чемпионов, сомневались, что мы можем кого-то обыграть. Но теперь мы в четвертьфинале. В межсезонье клуб расстался с некоторыми звездными гандболистами, пригласил несколько молодых игроков, и не все верили, что что-то получится. Однако мы показываем результат. И я считаю, что мы идем правильным путем.

Артём Лисовский, пресс-служба Федерации гандбола России
Фото: IHF, ФГР

Подпишись и следи за новостями сайта

Читайте также

Подпишись и следи за новостями сайта