Тимур Дибиров: «Мы дали надежду на успех, но не отработали до конца»

Тимур Дибиров: «Мы дали надежду на успех, но не отработали до конца»

24.01.2019
5776

На мужском чемпионате мира близится пора решающих матчей. К сожалению, сборной России включиться в борьбу за семерку сильнейших, которая позволяет попасть в квалификационный турнир Олимпийских игр 2020 года, не удалось.

Наша команда не прошла в основной раунд и заняла итоговое 14-е место. Спустя несколько дней после завершения выступления на чемпионате мира лидер сборной России Тимур Дибиров оценил результат национальной команды. На чемпионате мира левый крайний показал впечатляющую игру и забросил 35 мячей.

– Вам удалось прийти в себя после турнира? Или мыслями по-прежнему находитесь в Германии?
— Пока идет чемпионат, невозможно отключиться от новостей, тем более, что я стараюсь смотреть все матчи. С другой стороны, приехал в Скопье, где моя семья, дети. Очень по ним соскучился, ведь не видел их целый месяц. Поэтому потихоньку прихожу в себя после всего, что было на чемпионате мира.

– Болельщики по-разному оценили выступление сборной России на турнире. Кто-то эмоционально воспринял 14-е место, другие отметили качество игры. Какова ваша оценка?
– Мое мнение однозначное – это не то место, которое должна была занимать сборная России. Нам было по силам выходить в основной раунд, причем с очками в активе. Но где-то нам немножко не повезло, а где-то, считаю, схема проведения чемпионата не идеальная. Ведь если бы мы даже обыграли Францию, все равно не вышли бы из группы. Это несколько странно. Плюс состав групп получился неравномерным – сравните, какие команды были в группах A и B, и какие – в С и D. Франция и Германия, которые были нашими соперниками, вышли в полуфинал, а Бразилия до конца сражалась за борьбу за пятое место по итогам турнира.

Объективно мы не выполнили задачу, которая была перед нами поставлена, не попали в семерку сильнейших. С другой стороны, учитывая качество игры, мы могли претендовать на гораздо большее. Но всего один матч с Бразилией перечеркнул все наши усилия и планы. Но мы уступили не какому-нибудь слабому сопернику. Бразилия победой над Хорватией доказала, что это хорошая команда, а вовсе не аутсайдер. Возможно, календарь тоже повлиял на наше выступление. После игры с Германией у нас оставалось совсем немного времени, чтобы восстановить силы перед встречей с Бразилией.

– Перед чемпионатом мира многие говорили о встрече с Сербией, о том, что важно начать турнир с победы. Однако наша команда потеряла в этой игре очки. Сербы выдали свой лучший матч, выложившись на 200%?
– Если бы мы обыграли Сербию, итоговый расклад сил в турнирной таблице не изменился бы. Считаю, мы молодцы, что спасли такую сложную игру. Это однозначно плюс нашей команде. Но решающей все-таки была игра не с сербами. Я буду утверждать, что все определял матч с Бразилией, после которого наступала развязка – ситуация повернется либо в положительную сторону, либо отрицательную. Увы, именно эту игру мы провели из рук вон плохо. Нас подвела реализация стопроцентных голевых моментов, и в этом главная проблема. Наша команда боролась все пять матчей на групповом этапе, поэтому претензий по желанию и самоотдаче быть не может. Другое дело, с учетом травмированных игроков, после двух стартовых матчей на чемпионате мира мы подарили надежду болельщикам, специалистам и руководителям на сверхрезультат. Люди поверили, что даже с такими кадровыми проблемами мы способны побеждать. Конечно, хорошо, что мы эту надежду дали. Но большой минус, что отработали не до самого конца.

– Есть мнение, что сборная России допустила ошибку в стратегии прохождения группового этапа. Якобы можно было уступить Германии, сделав основную ставку на игру с Бразилией.
– Не соглашусь с тем, что нам надо было отдать матч с немцами. У нас совсем другой характер. Мы – Россия, большая, мощная страна с сильными спортивными традициями. Поэтому просто не имеем права выходить на площадку спустя рукава. В каждом матче мы настраивались биться и играть до последнего. В игре с Германией пошли ва-банк, так как могли выйти в основной раунд с очками в активе. Намеренно уступать в этой встрече было риском. Представьте, с каким шквалом критики мы бы столкнулись, если бы отдали матч немцам, а потом проиграли еще и Бразилии? Просто так проигрывать сопернику – это неправильно и совсем не по-спортивному. Уважаю мнение экспертов, но не соглашусь с подобными суждениями. Мы представляем великую державу, и лучше знать, что все было честно и все бились до конца, чем смотреть исподлобья, думая, что хотели стать самыми умными, а стали сами глупыми. Самое главное, что мы честны перед собой. Много работали, тренировались, очень хотели добиться результата, старались сделать все возможное. Да, у нас не получилось, но это спорт.

– Неважная реализация голевых моментов – главная причина поражения от Бразилии? Или команда недостаточно настроилась, посчитав, что выше классом? Ведь два года назад на чемпионате мира сборная России достаточно легко обыграла бразильцев.
– Такого точно не было. Мы серьезно настраивались, так как прекрасно знали, какие гандболисты играют в этой команде. Повторюсь, что главной проблемой стала реализация голевых моментов. Как и с Сербией, мы плохо начали, но затем в середине второго тайма достали бразильцев. Вот только не использовали несколько возможностей для взятия ворот, что предопределило исход встречи. Вероятно, многих интересует тема моего удаления. Я разговаривал после матча с ребятами, с нашими уважаемыми олимпийскими чемпионами, и все сказали, что так вести себя неправильно, но никто не знает, как поступил бы на моем месте. А самое главное – не этот эпизод стал ключевым в игре. Если по ходу матча мы не забиваем 14 «чистых» мячей, вряд ли причина поражения может быть в красной карточке.

– Сейчас вы жалеете, что толкнули вратаря бразильской сборной Сезара Алмейду?
– Конечно, я сожалею, что так произошло. Я был не прав. Знаю, что в этой ситуации должен был сдержаться, пусть Алмейда и наступил мне на ногу. Почему так произошло? Мы догоняем, игра не складывается, все валится из рук, силы на исходе, судьи поддавливают. Произошел выплеск эмоций – от нежелания мириться со всем этим, ведь мы проделали огромную работу, чтобы достичь своей цели. Моя реакция – от неравнодушия. А еще приведу аналогию с хоккеем: нередко случается, что стычка или потасовка заводит команду, лучше ее мотивирует. После того как я получил красную карточку, в концовке встречи сборная России сыграла отлично. Другое дело, что не использовали голевые моменты, но это молодые игроки, они имеют право на ошибку. Наверное, так говорить неправильно, но если того требует ситуация, и если так будет лучше для команды, я бы поступил точно так же еще раз. Поймите правильно: один игрок не значит ничего, всегда важнее команда. Повторюсь, что после моего удаления команда играла очень хорошо.

– Вы впечатляюще провели чемпионат мира, были вожаком команды. И, кажется, были мотивированы биться за сборную как никогда. Эти ощущения справедливы?
– Я с большим желанием готовился к чемпионату мира, очень старался. Понимал, что у нас большие кадровые проблемы и нужны люди, которые должны взять ответственность на себя. Я приложил много усилий, чтобы быть готовым к чемпионату мира как можно лучше, но не стал бы называть себя вожаком. Мне бы хотелось снять шляпу перед Дмитрием Житниковым, Даниилом Шишкарёвым, другими игроками, которые бились до конца. И спасибо ребятам, тренерскому штабу, что с самого первого дня чемпионата они доверили мне важную роль. Я старался оправдать это доверие и очень рад, что мне удалось это сделать. При этом расстроен, что не получилось довести дело до логического завершения, и мы не попали в основной раунд. Вы говорите про мою игру, а я бы хотел сказать про ребят, которых назвал, а также отметить всю команду. У нас настоящая команда, и без поддержки товарищей мне бы ничего не удалось показать.  

– А что скажете о молодых игроках? Очень яркий чемпионат провел Сергей Марк Косоротов.
– Это одна из наших будущих звездочек. У парня вся карьера впереди, но уже сейчас он большой молодец. Сергей любит гандбол, хорошо знает наш вид спорта, следит за главными тенденциями, топ-уровнем Лиги чемпионов. Он должен с каждым годом прибавлять и в конце концов стать лидером сборной. На чемпионате мира мы жили в одном номере, я старался что-то подсказать, передавал свой опыт, вселял психологическую уверенность. Очень приятно, когда человек слышит и впитывает эти знания. Могу сказать, что Сергей не по годам ментально зрелый и психологически устойчивый гандболист. Словом, он молодец. Но мне бы хотелось говорить не только о Косоротове, но и о других молодых игроках: Максиме Михалине, Сергее Горпишине. Их также можно отметить.

Ваша главная цель – сыграть на Олимпийских играх 2020 года. Каковы шансы осуществить эту мечту?
– До тех пор, пока не прозвучит финальный свисток об окончании чемпионата Европы, на котором будут разыграны оставшиеся квоты в олимпийскую квалификацию, я буду верить в это. Потому что верю, что все в жизни возможно. Три года назад мы провели фантастический чемпионат Европы и только по невероятному стечению обстоятельств упустили шанс попасть на Олимпиаду в Рио. Я надеюсь, что у нас будет еще один шанс побороться  за место на Играх. Мне бы хотелось пожелать здоровья всем ребятам. Очень хочется, чтобы мы подошли к чемпионату Европы в боевом составе.

Иначе, Тимур, вам придется задержаться в гандболе еще на четыре года…
– Я всегда слежу за собой и за своим здоровьем. И до тех пор, пока во мне будут нуждаться, готов выступать за сборную России. Все будет зависеть от желания тренерского штаба и руководства федерации. И если будет возможность помогать национальной команде, в любом качестве, всегда готов это делать. Все знают, что сборная России для меня – не пустой звук. У меня достаточно недоделанных дел на уровне национальной команды, которые хотелось бы закрыть.

– На чемпионате мира вы активно участвовали в обсуждениях во время тайм-аутов, постоянно что-то предлагая. Видите себя в будущем тренером?
– Скорее нет, чем да. Я видел, как работают в сборной Олег Кулешов, Дмитрий Торгованов, Лев Воронин, Эдуард Кокшаров, и понимаю, насколько это тяжело. Для этого нужно быть спокойным, рассудительным человеком, а не вспыльчивым, как я. Когда находишься на площадке, выполняешь тренерское задание, несешь ответственность за себя. А работая тренером, надо контролировать два десятка гандболистов, следить, как они готовы физически, психологически, тактически. Этому делу надо учиться, я знаю, что быть тренером очень тяжело. Поэтому вопрос, который вы задали, для меня сложный. Быть игроком и тренером – это разное. А если говорить о тайм-аутах, мое активное участие объясняется богатым опытом, на основе которого я выражал свое мнение.

– Как всегда после крупных турниров один из вопросов – будущее тренерского штаба. Ваше мнение?
– На мой взгляд, не стоит принимать необдуманных решений, прежде необходимо все взвесить. И в первую очередь задать вопрос: а была ли формула проведения турнира идеальной? Ведь даже обыграв действующего чемпиона мира, команду Франции, мы бы в основной раунд не вышли. Кстати, я не считаю, что мы в игре с французами уступили, должна быть ничья, так как в концовке мы получили право на семиметровый, в чем после матча признавались сами же французские игроки. На предварительном этапе мы провели пять матчей и только в одном действительно уступили, так как можно предъявлять претензии тренерам?  Считаю, что тренерский штаб во главе с Эдуардом Кокшаровым сделал все от себя зависящее. И думаю, болельщикам, спортивному сообществу надо поддержать тренеров, игроков, федерацию. Если мы не будем все вместе, то ничего не получится.
А еще, мое мнение, руководителям федерации, клубов, специалистам, тренерам необходимо объединиться, созвать единый совет и на основе диалога, дискуссии выработать пакет предложений по развитию гандбола. Определить стратегию развивития национальной команды, молодежных и юношеских сборных. И в целом решить, как выводить российский мужской гандбол на другой уровень. Так, как это было с женским гандболом, когда многие инициативы президента ФГР Сергея Шишкарёва привели к победе сборной России на Играх 2016 года в Бразилии. Если и дальше одни будут говорить одно, а другие – другое, мы так и будем все время находиться на перепутье.

– Как вы считаете, кто станет чемпионом мира?
– На мой взгляд, победителем чемпионата мира станет сборная Дании. Ситуация в мировом, европейском гандболе такова, что, пожалуй, только сборная Франции на протяжении долгого времени держит стабильно высокий уровень. Наш уровень вполне может быть сопоставим, например, со сборной Испании, которая год назад выиграла чемпионат Европы, а сейчас борется за седьмое место. Это говорит о том, что силы в гандболе выравниваются, нет доминирования одних команд над другими, часто многое решают детали. Такие матчи, как с Бразилией и Францией решили мелочи, хотя, повторюсь, с французами мы заслуживали ничью. Поэтому не стоит посыпать голову пеплом. Нам нужно отбираться на чемпионат Европы, благо, мы удачно начали квалификацию. А затем ждать своих соперников, готовиться к ним, выходить на площадку и стараться пробиться на Олимпийские игры.

– Сейчас, после чемпионата мира, чему посвятите время?
– Все просто. После того, как вернулся в Скопье, уже побывал в тренажерном зале. И принял участие в тренировке «Вардара». Времени оглянуться, отдохнуть нет. Уже 6 февраля возобновляется Лига чемпионов.

Артём Лисовский, пресс-служба Федерации гандбола России
Фото: IHF 

5776
Гандбольные команды Суперлиги

Мужчины

Женщины