Большое интервью разыгрывающего сборной России.
В понедельник, 14 января, мужская сборная России продолжает выступление на чемпионате мира матчем с хозяевами турнира – сборной Германии. До этого наша команда сыграла вничью с Сербией (30:30) и победила Корею (34:27).
В воскресенье российская команда утром тренировалась в игровом зале, а вечером повела теоретическое занятие. Никакого страха перед встречей с чемпионами Европы 2016 года, одержавшими на ЧМ-2019 две крупные победы, у наших гандболистов нет. Это подтвердил в интервью Rushandball.ru разыгрывающий сборной России Дмитрий Житников. Также он оценил календарь турнира, объяснил положительный эффект выступления в европейских клубах и поделился любимым способом проводить свободное время.
«Хочется поскорее выйти на площадку»
– Как, спустя время, оцениваете два первых матча чемпионата мира?
– Считаю, нам повезло с жеребьевкой – перед встречей с немцами сыграли с Сербией и Кореей. Хорошая возможность молодым, не имевшим большого опыта таких турниров игрокам, почувствовать чемпионат. Потому что это особое ощущение даже по сравнению с Лигой чемпионов.
Я лично недоволен тем, как мы сыграли с сербами. Должны были побеждать, но потеряли очко и поставили себя в не очень удобное положение. Матч с корейцами получился лучше – и по результату, и по ощущениям, хотя надо было заканчивать его с лучшей разницей мячей. Так что небольшое недовольство есть и тут.
– Так ли хорош календарь, если в первом же матче мы играли с прямым конкурентом за выход в основной раунд чемпионата мира?
– С одними из конкурентов. Не думаю, что с Бразилией будет легче или что сербы их легко пройдут. Хотя, возможно, мы нервничали, оказались недостаточно собраны…
– Эдуард Кокшаров после этой ничьей был очень зол?
– Никакого пресса не было. Тренер спокойно напомнил нам, зачем мы сюда приехали и что нам надо сделать.
– Игра с бразильцами теперь самая важная?
– Нет, каждый матч очень важен. Не ставим задачу обыграть только Бразилию. Идем по очереди выжимаем все, что можем.
– Матча с Германией на их домашней площадке ждете особенно?
– Многие из нас играют в Лиге чемпионов, в том числе в гостях у немецких клубов. Мы знаем, что это за атмосфера, насколько это тяжело, но нас этим не смутить. Я с нетерпением жду игру, однако особого волнения нет.
– Неужели у вас вообще не бывает мандража?
– Конечно, бывает, это нормально. Поэтому я не люблю, когда матчи начинаются поздно – день ожидания выматывает. Хочется как можно скорее выйти на площадку. Помогает, если с утра есть тренировка.
«Все в команде держатся вместе»
– Во многом ваша успешная игра с чехами позволила сборной России попасть на чемпионат мира. Вы же стали лучшим игроком ответного стыкового матча.
– Не могу сказать, что сделал что-то сверхъестественное. Гандбол – это не тот вид спорта, где один человек может все решить. Без помощи товарищей по команде я бы не получил индивидуальный приз. Все приложили очень много усилий для этой победы. И получили очень много эмоций.
– Говорят, сборная за последний год преобразилась. Что изменилось?
– Больше сплотились. Многие играют в Европе, и поэтому начали друг друга лучше понимать. Конечно, уважение в команде было всегда, но сейчас мы держимся все вместе, никто не сидит поодиночке.
– Сложно собираться в единую команду, приезжая со всего континента?
– Когда ты играешь в разных странах, особенно в Европе, учишь быстро подстраиваться под других людей, находить точки соприкосновения и в защите, и в нападении. Лично мне так даже проще.
– Общаетесь с другими игроками национальной команды вне турниров и сборов?
– У нас есть общий чат, там поздравляем друг друга с днями рождения, например. Много общаемся и один на один.
– При этом вы раньше говорили, что сборная – это не место встречи друзей.
– Это касалось отношения к работе. Считаю, что сейчас наша команда – это семья. И у нас много опытных ребят, которые знают, когда можно немного расслабиться, а когда необходимо полностью сосредоточиться на работе. И они помогают более молодым. Конечно, огромный авторитет у Даниила Шишкарева и Тимура Дибирова, которые всегда готовы подсказать как на площадке, так и в быту.
– Судя по играм, делают они это по-разному: Даниил более эмоционально, а Тимур гораздо спокойнее.
– Все мы разные, и подходы к людям тоже должны отличаться. Кому-то помогает некая провокация, спор. Кому-то нужна похвала и поддержка.
– А вам?
– Мне лучше всего помогает самокритика.
«В Европе стал более профессиональным»
– Вы проводите второй сезона в венгерском клубе «Пик Сегед». Первым вы были не очень довольны. Есть прогресс?
– Я всегда чем-то недоволен, ведь нет предела совершенству. Но этот сезон для меня складывается лучше прошлого. Уже не раз говорил, что испанская система игры, а в Венгрии я работаю с Хуаном Карлосом Пастором, требует от гандболистов тратить много сил. В прошлом сезоне от меня ждали быстрого результата, и, наверное, из-за этого пресса не все получалось. К тому же теперь у меня поменялась позиция, я выхожу слева, хотя и продолжаю выполнять функции разыгрывающего.
– Такое смешение позиций – тенденция современного гандбола?
– Универсализма действительно становится больше, и гандболисты, которые могут сыграть на нескольких позициях, очень ценятся. Хотя часто к этому приводит стечение обстоятельств. Например, из-за множества травм на чемпионат мира мы приехали с одним правым полусредним. Чтобы как-то разгрузить Дмитрия Киселёва, Александр Шкуринский периодически помогает нам справа. Саша вообще сейчас фактически на трех позициях играет.
Мне самому больше нравится позиция разыгрывающего, но и слева не ощущаю никакого дискомфорта – наверное, это даже немного проще.
– Как еще вас поменяли выступления в Европе?
– Наверно, я стал более профессиональным как по отношению к себе, так и по отношению к товарищам по команде. Плюс познакомился с разными системами подготовки: российские, польские или испанские тренеры работают по-своему. Ты можешь сопоставить эти варианты, пропустить через и выбрать то, что подходит именно тебе. Это помогает более профессионально готовиться к играм самостоятельно. Небольшой пример: я регулярно делаю специальные упражнения для плеч и спины. Мы отобрали их в Венгрии с клубным физиотерапевтом.
– Вы родились в Чехословакии. Чувствуете себя отчасти европейцем?
– Нет, я на все 100% русский и горжусь этим. Место рождения – это стечение обстоятельств, я его не выбирал. В Европе же играю потому, что мне это интересно: и знакомиться с новыми чемпионатами, и работать с разными тренерами, и учить языки.
– Если я не ошибаюсь, вы говорите на трех языках, не считая русского?
– Скорее, могу объясниться. Хорошо знаю только польский. Ну и немного – английский и сербско-хорватский, с которым познакомился год назад, когда перешел в «Пик Сегед». После этого была активная практика, когда рыбачил с друзьями в Хорватии. Еще у меня есть учитель венгерского, мы начнем заниматься после чемпионата мира.
«За нас не будет стыдно»
– На фоне выступлений в Европе чемпионат мира организационно выделяется?
– Не особо обращаю внимание на бытовую сторону турнира. У нас хороший отель, питание, все условия для тренировок и просмотра матчей. Этого достаточно.
– Живете недалеко от арены, да еще в центре Берлина. Это приятно?
– Времени гулять и смотреть город у нас все равно почти нет. Но мы и приехали сюда не туристами, а спортсменами.
– Прогулка, эмоциональная разрядка – тоже может быть частью подготовки. Как предпочитаете проводить свободное время?
– Вообще, я больше всего люблю поводить его с семьей. Все-таки наша профессия предполагает много разъездов, так что я счастлив каждому дню дома. Иногда даже дочку не отводим в детский сад, чтобы побыть вместе.
– На чемпионате мира это невозможно.
– Увы. Но здесь и свободного времени не было – только в воскресенье несколько часов. Мы прогулялись, но недолго – погода подвела, шел дождь.
– Напоследок, что скажете болельщикам перед возобновлением предварительного раунда?
– Спасибо людям, которые нас поддерживают. Мы будем делать все, что в наших силах. Вам за нас не будет стыдно.
Пресс-служба Федерации гандбола России
Фото: IHF