Подмосковный Новогорск не просто адрес подготовки российских гандболистов к скорому чемпионату мира. Это еще и место сбора интереснейших собеседников.
Один из лидеров сборной России Дмитрий Житников проводит второй сезон в венгерском "Пике" из Сегеда, куда пришел после пары лет выступлений за польскую "Вислу" из Плоцка. В нынешнем сезоне чемпион Венгрии на виду: к стопроцентному лидерскому результату (16 побед) в национальной лиге он добавил фаворитский ход в Лиге чемпионов, где после 10 туров отстает в элитной группе только от "ПСЖ" и практически решил вопрос досрочного выхода в плей-офф.
— Сейчас такой отрезок сезона, когда многие топ-гандболисты говорят прежде всего о несносном изматывающем календаре, ущербе здоровью и угрозе травм. Ты готов что-то заявить на эту тему?
— Последний матч за клуб сыграл 15 декабря. Было время перевести дух. Никакой усталости не чувствую. И, честно говоря, не чувствовал по ходу сезона. Возможно, было лишь некоторое эмоциональное напряжения от большого числа игр и переключений с турнира на турнир. Но сейчас и в этом плане все хорошо. Я приехал в сборную с серьезными амбициями и желанием работать.
— Чего в сегодняшнем настроении больше? Позитивных ожиданий? Нетерпения? Тревоги?
— Не стоит пока рассуждать в таком ключе. Я просто пытаюсь настроиться на рабочий лад. А эмоции оценим чуть позже.
— Помнишь, летом мы говорили о твоей решимости сделать второй контрактный сезон в "Пике" ярче и содержательнее первого? Как оценишь осенний отрезок в проекции на те намерения?
— Не считаю, что все складывается на сто процентов так, как тогда хотелось. Но очевидный шаг вперед в развитии, в адаптации к системе командной игры я сделал. Не могу сказать, что чем-то не доволен: и в своей игре, и в игре "Пика". Все у нас хорошо.
— Роль, которую отвел тебе Хуан Карлос Пастор в игровых построениях клуба этой осенью, выглядит необычно: место в стартовой семерке, но на позиции левого полусреднего...
— Не думаю, что при этом тренер видит во мне игрока этого амплуа. Скорее, на площадке я выполняю функции второго разыгрывающего. При этом вся тактика нападения направлена на ускорение игры, ее динамику.
— Заметил, что Пастор неизменно держит тебя на площадке первые полтайма, а дальше использует уже сообразно ситуации.
— На стартовом отрезке игры мы с Деаном Бомбачем исполняем роли своего рода саперов. Проверяем, что и как работает в атаке у нас, в защите у соперника. По итогам этой разведки тренер решает, как быть дальше. Он или оставляет в деле нас, или меняет тактику с акцентом на атлетизм и прямую бросковую мощь.
— Правильно думать, что такая роль — признак возросшего тренерского доверия к тебе?
— Думаю, правильно. По моим ощущениям, наше общение с тренером сделалось совершенно другим. В нем появилась некая родственная, семейная тональность. Теперь оно абсолютно соответствует провозглашенному в "Пике" девизу: наш клуб — одна семья.
— Как оцениваешь пройденный командой лигочемпионский отрезок?
— Конечно, могли сыграть лучше. Ближе к паузе дважды досадно оступились: допустили дома ничью со "Скьерном" и отдали свою игру во Фленсбурге. В двух этих матчах не сыграли даже на шестьдесят процентов возможностей. Но в целом по сезону ход команды был очень неплохим.
— До вас, конечно, долетают комплименты от конкурентов и аналитиков. Они твердо прочат "Пику" место в "финале четырех". Оценки не завышены?
— Полагаю, здесь нет ничего завышенного. В последние три сезона команда из Сегеда играла на очень высоком уровне, но ей неизменно не хватало одного важного шага, чтобы пройти высоко. Считаю, в этом году она прекрасно сплотилась и притерлась, несмотря на приход большого числа новичков и важные перемены на позиции плеймейкера. Выражу сейчас сугубо свое мнение. А оно таково, что "Пик" может не просто выйти в "финал четырех", но и сыграть в главном матче, и взять титул.
— Что скажешь о теперешнем соотношении сил с "Веспремом" в национальных венгерских турнирах?
— Здесь стоит принимать во внимание несколько аспектов. Во-первых, прибавили мы. У нас долгое время не меняется тренер, совершенствуется игровая система. Во-вторых, в "Веспреме" по ходу сезона поменялось в принципе все. Не могу это утверждать, но, по доходившим слухам, в команде было велико недовольство Любомиром Враньешем.
Сейчас туда пришел Давид Давис. Это очень сильный тренер. Но мы же знаем, что нужно время для воплощения любых игровых идей. "Веспрему" было тяжело сразу войти в ритм с новым рулевым. Но к концу сезона все может выглядеть совершенно иначе.
— Итак, в "Пике" ты постоянно занимаешь игровую позицию левее центра. Это не осложнит сейчас адаптацию в кокшаровских построениях сборной?
— Вообще никаких проблем! Я же год играл в той же испанской системе разыгрывающим и прекрасно ее понимаю. Причем по сравнению с прошлым сезоном это понимание стало куда более глубоким.
— Интересно. Почему?
— Я перезагрузил голову, сбросил многое из прежних знаний и представлений, посмотрел на эту тактику с совершенно другого ракурса. И не думаю, что есть проблемы со сменой позиции. Повторюсь: на месте левого полусреднего в "Пике" я остаюсь организатором игры.
— Ты говоришь о полной перезагрузке. Как она происходила? Опиши процесс.
— Самое правильное я сделал летом. Полностью забыл про гандбол на месяц отпуска. А потом, как обычно, клубный сезон начался с напоминания азов. И если в первое межсезонье в "Пике" я хватался за каждое слово, постоянно себя накручивал в боязни чего-то не понять, то сейчас все усваивалось автоматом и раскладывалось в голове по полочкам. И, конечно, помогали записи прошлого сезона. Это важнейший нюанс испанских методик.
— Речь о видео?
— Нет-нет. О большой тетради, куда записывалось все, начиная с первого дня подготовки и заканчивая последним занятием сезона.
— Это ты один такой старательный энтузиаст?
— Нет. Это обязательное требование к каждому игроку. Тетради есть у всех.
— Их у вас проверяют, как в школе?
— Нет. Каждый ведет записи для себя. Без них было бы трудно. На разборах тренер тщательно разъясняет любые мелочи — по ситуациям, по нюансам взаимодействий. Информации много. Если ее не фиксировать, она теряется и забывается. Может уйти из памяти что-то важное. А с конспектом всегда можно свериться.
— Что-то подобное практикуется в сборной России?
— Думаю, мы придем к этому в скором времени. Пока ничего тяжелого в том, что мы усваиваем, нет. В сборной объективно не может быть такого количества комбинаций, как в клубах. Потому что их нереально наиграть за неделю совместных тренировок, в которую умещаются еще две игры. Поэтому мы работаем по принципу тактического минимализма.
— Сколько рабочих комбинаций в ходу у "Пика"?
— Порядка двадцати. Но надо учитывать, что в каждой предусмотрены четыре-пять вариантов развития игровой ситуации.
— Ощущения от первых дней новогорского сбора?
— Они близки к восторгу. Счастлив, что снова вижу давних друзей-товарищей. Счастлив, что это происходит на родине. Счастлив, что вижу снег, что здесь мороз. И это пока все главные ощущения.
— Это будет банально, но я ведь должен спросить тебя о составе предварительной группы на "мире", об ожиданиях от турнира.
— Нам досталась самая интересная для меня группа. Я тоже банально отговорюсь: чтобы стать чемпионом, надо играть со всеми и всех обыгрывать. А робеть и чего-либо бояться? Сейчас в нашей сборной не те парни, которые первый раз едут на такой турнир, которые не попробовали Лиги чемпионов. Ясно, что испытания на таком уровне всегда очень волнующи. Это здорово.
— Понятно, что находиться на площадке в матчах чемпионата мира тебе придется куда больше, нежели в "Пике". Готов?
— Всегда готов. Это ни капли не пугает.
— И не тревожит неясность с кандидатурой напарника?
— Насколько я информирован, ожидается приезд Паши Атьмана. Возможно, мы будем закрывать две позиции на площадке одновременно. Возможно, будем подменять друг друга. Это решать уже тренеру, а не нам. Для нас главное — подойти к турниру в хорошей форме и быть здоровыми.