Четвертьфинальная победа российских гандболисток над датчанками на чемпионате мира U-18 в Польше любопытна множеством нюансов — приметных со стороны и не очень. Не изменяя традиции, через пару часов после матча «Быстрый центр» подробно расспросил о них главного тренера Любовь Сидоричеву.
— Поздравляем с выходом в полуфинал! Это была самая тяжелая победа?
— На этом турнире — да. В матче против голландок тоже было нелегко, но этот не идет ни в какое сравнение. В первую очередь в психологическом отношении. Здесь многое переплелось. Само слово "Дания", история вечного острейшего противостояния наших сборных на всех уровнях, гадости в присущем только датчанам стиле...
— Это вы о чем?
— Например, в конце разминки я сказала Татьяне Березняк: вот увидишь, сейчас их тренеры поменяются с нами скамейками. Так и произошло. Из-за этого пришлось резко менять стартовый план оборонительных построений, а потом уже на десятой минуте брать тайм-аут, чтобы еще вносить коррективы.
— Во втором тайме Валерия Кирдяшева отдает мяч сопернице, пытается сорвать контратаку датчанок, зарабатывает семиметровый в наши ворота, прицепом удаляется на две минуты. Не сомневаюсь, большинство наших тренеров в подобной ситуации усадили бы игрока на лавку до конца матча. Вы же, и это хорошо было видно в трансляции, подбодрили Леру и, кажется, даже сказали: молодец, все правильно делала. И она прекрасно доиграла потом матч.
— На мой взгляд, арбитры приняли тогда неверное решение. Там не за что было давать пенальти и уж тем более удалять. Лера старалась чисто отобрать мяч. Если и было нарушение, то оно тянуло только на девятиметровый свободный. Я ее действительно похвалила и сказала, что она молодец. Может быть, это действительно ее ободрило.
— Будь она удалена заслуженно, вели бы себя жестче?
— Это не в моих правилах. Девочка пыталась исправить ошибку, сражаясь до конца. За что ее упрекать?
— В матче хватало ваших неожиданных решений и ходов. У экрана голова шла кругом.
— Мы понимали, что Лена Михайличенко и Лера Маслова устали, что нужно вводить свежую кровь. Мы уже во встрече с тунисками дали лидерам отдохнуть, дали больше сыграть выздоровевшим Лене Смирновой, той же Лере Кирдяшевой. Чувствовали, что пора, что Лера с ее потенциалом должна наконец-то проявить себя. И вот у нее получилось. В концовке она здорово помогла. То же скажу и о Смирновой. Она уверенно вошла в игру в первом тайме на позицию правой полусредней вместо Масловой, забросила важнейшие мячи. Мы как раз тогда сначала достали соперниц, а затем вышли вперед.
— Почему на построении после игры разрыдалась Маслова?
— Ей вдвойне тяжело. Мы же обсуждали с вами, что ее не было на сборе перед турниром. И это сказывается. Утром на тренировке Лера была сама не своя, у нее мало что получалось. Из-за этого она нервничала. Но я решила все же выпустить ее в стартовом составе, затем ободрила доверием и во втором тайме. Не угадала. Даже по лицу девочки было видно, что она не готова играть. А такая ее реакция на победу — чистая психология. Лера осознавала, что не смогла команде помочь, потому и произошла разрядка в виде девичьих слез. Это нормально. В раздевалке и девочки, и тренеры ее поддержали, утешили. Впереди еще две игры, и мы верим, что Маслова себя в них покажет.
— Если вы заметили неготовность Масловой еще на тренировке, значит, были готовы использовать на ее позиции праворуких разыгрывающих Смирнову и Мухину?
— Честно? Нет. Почему-то верила, что Лера сыграет. Но все сразу пошло не так: пять бросков — один гол. И даже не в статистике дело. Она не шла на ворота, это были не ее броски по скорости исполнения. Стали искать другие варианты, когда уже отставали на три мяча. Алена Смирнова у себя в Тольятти играет правой полусредней, Кристина Мухина у нас в Волгограде — тоже. Решение двинуть на эту позицию именно их напрашивалось, не было случайным.
— Вы вообще интересно вели эту игру: ранние замены, динамичная ротация состава по ходу матча...
— Искали себя в защите. Причем оговорили вероятность этого на установке. Наметили три оборонительных варианта — каждый под манеру игры могучих физически датчанок. Рассмотрели мощь соперниц еще при просмотрах видео, а потом и вблизи, во время разминки: просто машины, сформировавшиеся тетки. Настраивали девочек на тяжелую борьбу. В прямом смысле. Предупредили: не пойдет первый вариант — перестроимся на другой, вновь не получится — будем пробовать третий. Вы видели: так и случилось. И команда была к этому готова. Вновь отмечу действия в обороне Сони Крахмалевой. Вот кто здорово понимает и читает игру соперниц в нападении! Скажу даже, она умеет обороняться творчески и умно. И что касается нападения, то там поначалу и у Лены Михайличенко игра не пошла. Возможно из-за хитрости датских тренеров — ведь защищаться ей пришлось на позиции второй не на привычном месте, а на противоположной от центра стороне. Мы искали, кто возьмет на себя роль лидера. Им оказалась Кристина Мухина. Именно она в критической ситуации первого тайма повела команду. Но было ясно, что всю игру Мухина не выдержит. Поэтому давали ей отдохнуть. А в концовке на ее позиции выстрелила Кирдяшева. В воротах с самого начала не заладилась игра у Нади Колесниковой. Зато вновь блестяще проявила себя Аня Верещак. Ну и еще мы воспользовались предсказуемостью датской обороны. Архаичная схема 6-0 в расчете на рост и мощь — и ничего больше.
— Почему не получались командный переход в атаку, «быстрый центр»? По-моему, лишь раз удалось убежать в отрыв Крахмалевой...
— Тренерская установка. И в первом тайм-ауте, и в перерыве мы говорили: если время играет на нас, мы не бежим. Девчонки устали. Проще было неспешно приходить в нападение и спокойно, до верного шанса, разыгрывать позиционные атаки.
— Почему не применяете тактику игры 7 на 6 или 6 на 6 с заменой голкипера полевым игроком?
- Ха, считайте, что я тренер старой формации. Говорю честно: не люблю эту вратарскую беготню на скамейку и обратно на площадку. Даже не пробовала это никогда и пока не намерена.
— Чья идея — красивейшая «воздушка» в последней атаке после тайм-аута, когда исход матча был уже ясен?
— Такие эпизоды, особенно в тяжелых играх, придают дополнительную уверенность и кураж игрокам. Вы же видели, как восторженно команда восприняла этот гол Кати Скивко после шикарного наброса Ани Шеиной. Поставили жирную точку на последних секундах. Именно для этого и брала тайм-аут.
— Игра завершилась поздно вечером. Пришлось корректировать в связи с этим планы на пятничный выходной?
— Решили отказаться от тренировки. В девять утра подъем, затем завтрак и зарядка на воздухе рядом с гостиницей — здесь есть подходящее уютное место. Надо отвлечь девочек от зала, турнир длинный, успел надоесть. Усталость копится. Но атмосфера в команде потрясающая. Живем дружно — с песнями, танцами, музыкой. Днем выберемся в центр Кельце, на главную пешеходную улицу. Погуляем, пообедаем, потом поспим. И по просьбе команды посмотрим один из спортивных фильмов. Выбор есть. Специально записали и взяли сюда «Лед», «Движение вверх», «Легенду номер 17» и «Тренера»...
— А полуфинальных шведок-то когда изучать?
— Не волнуйтесь, времени хватит. Вечером после фильма и следующим утром перед тренировкой. Нельзя девчонок перегрузить информацией — восприятие не то. Шведок мы вживую застали в игре против голландок. Смотрела в зале их встречу с румынками. Они нам вполне по силам. Но, конечно, никаких шапкозакидательских настроений нет и в помине. Будем готовиться серьезно.