Публикация
Любовь Сидоричева: «Перед женской сборной России U-18 можно ставить высокие задачи»
07.08.2018
5506

Любовь Сидоричева: «Перед женской сборной России U-18 можно ставить высокие задачи»

Начинается чемпионат мира в Кельце

Во вторник, 7 августа, в польском Кельце стартует женский чемпионат мира среди игроков не старше 18 лет. В турнире примет участие и женская сборная России под руководством тренерского штаба во главе с Любовью Сидоричевой.

Российские гандболистки начнут путь на чемпионате мира матчем против команды Аргентины (начало встречи в 13:00 МСК, прямая трансляция будет доступна по этой ссылке https://www.youtube.com/watch?v=XhB2hqPCLLY).

Накануне старта мирового первенства главный тренер женской сборной России  U-18 Любовь Сидричева в большой развернутом интервью поделилась своими ожиданиями от турнира.

Что в канун старта волнует сильнее всего?

— Проблема, возникшая с Лерой Масловой. Изначально «Ростов-Дон» намеревался вообще не отпускать ее в сборную. Новый тренер клуба Амброс Мартин мотивировал это тем, что молодая девочка, которая была задействована и в национальной команде, и в «молодежке», может не выдержать таких нагрузок.

Понимаю испанца как клубного тренера, интересы которого отличны от забот тренера сборной. В результате нам пришлось потратить немало переговорных усилий, и в итоге за день до отлета Маслова появилась в расположении сборной.

К сожалению, не будет времени ее наиграть. Ей будет непросто. У нас уже есть наигранные связки в нападении и защите, девчата понимают, кто за что отвечает. Маслова же должна усвоить это за пару дней, с листа. Она хороший, мощный игрок. Но во взрослую команду влиться легче. Там за тебя многое сделают партнеры: стянут, выложат конфетку — только забрасывай!

У детей все наоборот. Здесь куда чаще все надо делать самой. Той же Лене Михайличенко после выступлений в старших сборных было очень тяжело. Она расстраивалась: как же так — ничего не выходит? Объясняла ей, что здесь многое еще по-детски — не так защищаются, не так играют вратари. Лена — девочка сообразительная и восприимчивая. Сказала: мне нужна неделя — войду в форму, разберусь и все пойму. Сейчас все у нее более или менее нормально.

Все ли здоровы?

— Здесь команду зацепил какой-то вирус. Переболели семь игроков: рвота, желудок, высокая температура. По очереди выпадали на два-три дня, ничего не ели. Потом выходили на тренировки совсем квелые. Доктор стал давать противовирусные препараты, эпидемию заглушили. Сейчас все уже в норме.

— На тренировках не было Насти Дульевой и Ангелины Бурмистровой.

— Дульева нарушила дисциплину на турнире в Венгрии, и я решила ее не вызывать, в том числе и в назидание другим. Больше распространяться на эту тему не буду. Клуб в известность поставлен.

А Бурмистрову очень жаль. На прошлом сборе Ангелина в безобидной ситуации без всякого контакта оступилась. Возникли боли в стопе. Свозили ее на МРТ, проконсультировались с хирургами. Обнаружились серьезные проблемы со связкой-разгибателем большого пальца. Очень болезненная травма. Отправили девочку домой, она десять дней проходила в лангетке. Потом вернулась сюда потренировалась два дня — боли вернулись. Стало больно даже ходить. Пришлось отправлять Ангелину домой.

Потеря чувствительная. Она высокая центральная защитница, за последние полгода здорово добавила. Хотя, как оказалось, до сборной ни разу не побывала в тренажерном зале. Когда ей впервые удалось отжать от груди пустой гриф от штанги, закричала от радости.

Это я к тому, что уровни подготовки игроков существенно разнятся — видимо, в силу разных методик работы в регионах с детьми.

— И вы, и наставники «молодежки» не раз сетовали, что планы подготовки к чемпионатам мира спутала Спартакиада. Но помню, что в прошлом году, впервые выиграв подобный турнир с волгоградской командой, вы сказали: это словно глоток чистого воздуха. Ваше мнение кардинально поменялось за год?

— Это совершенно разные Спартакиады. Нынешняя — молодежная, та — Спартакиада школьников. Эту придумали для игроков 1998-99 годов рождения, якобы не задействованных в сборных. Причем до нее этот возраст из-за смены периодичности дважды, а не один раз сыграл и школьные Спартакиады.

Весной мы вместе с коллегой Татьяной Березняк обсуждали ситуацию с Виктором Поладенко. Он рассуждал так: у вас в сборной всего двадцать девушек, а когда мы проверяем детские школы, в них по каждому возрасту числится по 140-160 игроков — вот им и надо предоставить возможность играть. Мы согласились. Но в итоге оказалось, что одними и теми же лидерами затыкают все дыры. А руководители на местах считают Спартакиаду мерилом успешности специализированных школ.

Как решить эту проблему?

— В таком виде молодежная Спартакиада, по сути, не нужна. Она всем поперек горла. Это мнение и большинства тренеров из регионов. Из Волгограда мы отправили команду в десять игроков. Лучшие девчата провели сезон в Суперлиге, у них отпуск, надо восстановиться после сезона. Большинство команд на Спартакиаде были укомплектованы гандболистками более юного возраста, 2000 года рождения. В итоге у тренеров обеих сборных были проблемы с вызовом игроков.

Травму получила кандидат в мою команду Ксения Кашеварова из Звенигорода. Она на этих соревнованиях порвала «кресты». Коллега Вячеслав Кириленко из «молодежки» рассказывал вам о травме волгоградки Кристины Алирзаевой, о проблемах со здоровьем у Насти Илларионовой из «Звезды».

Нужно проводить только Спартакиаду школьников, как прежде. Для молодежной Спартакиады игроков старше у нас уже не остается — они или поднимаются на взрослый уровень, или прекращают тренироваться. И получается, что играют девушки младшего возраста, а не молодежь.

Как чувствуете себя в роли первой женщины, возглавившей гандбольную сборную России?

— Во времена Союза с «молодежкой» работала свердловчанка Тамара Морозова. Потом подобного не случалось. И это назначение стало неожиданным для меня. Довелось много лет работать помощницей сначала у Левона Акопяна, затем у Анатолия Скоробогатова. Видимо, пришла пора примерить ношу тяжелее.

Конечно, немного волнуюсь. Ситуация в этой команде необычна. Девочки 2001 года рождения в гандбольном плане интереснее подруг, которые на год старше. В том числе и характерами, и бойцовскими качествами. Посмотрите, кто у нас в лидерах: Маслова, Михайличенко, Синельникова — все 2001 года.

А все старшие хотят, как они говорят, попасть в сборную. Именно — попасть. Объясняю, что это неверное слово. Надо хотеть играть. А попасть — это получить красивую форму и просто посидеть на трибуне... Но все равно только и слышу: попасть.

Мы не раз вместе просматривали их игры на прошлогоднем чемпионате Европы, где было только пятое место. Просила: взгляните на себя глазами игроков, повзрослевших на год. Там они уступали соперницам во многом из-за отсутствия бойцовских качеств.

Подобные симптомы были недавно и на турнире в Венгрии. Прекрасно отыграли первый тайм против француженок — плюс пять. А во втором угодили в ступор: всего четыре мяча забросили за 30 минут.

После игры провели хороший откровенный разговор. Девчата открылись, высказали друг другу накопившееся — на эмоциях и слезах. Удалось, что называется, вытянуть из них нутро. Признали: ну да, боимся брать на себя ответственность, никто не берется бросать, бегаем кругами вдоль зоны. С нами играют жестко, а мы к этому не готовы — давайте так же действовать на тренировках.

 Назавтра увидела другую команду, она камня на камне не оставила от румынок. После игры сказала: вот теперь перед вами можно ставить самые высокие задачи, вижу, что можете.

Издержки переходного возраста?

— И это тоже. У каждой свой характер. Они же растут на моих глазах, по сути, с детства. Вроде слушала тебя, заглядывала в рот. И вдруг враз изменилась, все встречает в штыки, хочет перечить. Боремся, убеждаем, стараемся к каждой найти подход.

Здесь стоит проявить терпение. С взрослением многое переосмысливается, понимается правильно. У каждой девочки это проходит по-своему. Но затем становится проще, они начинают работать, их уже не выгнать из зала после тренировок. А пока же занимаются из-под палки. Понимаем, что им тяжело. Многие звонят родителям, подробно рассказывают о прошедшем дне. Они еще дети. И папы с мамами ведут себя тоже по-разному.

— Взаимопонимания с ними достигаете?

— У нас в Волгограде принято быть с родителями в постоянном контакте. Если вижу, что с игроком неладное, начинаю действовать через семью. Объясняю, где ребенок недорабатывает, что надо изменить. В большинстве случаев нахожу полную поддержку.

— Как прошли игровые репетиции? Что узнали о будущих соперниках?

— На турнире в Ростове встречались с польками. Съездили на три товарищеские игры в Чехию. Чешек на «мире» не будет, но по манере они напоминают некоторые европейские сборные из числа участников первенства планеты. И, самое главное, на турнире в Венгрии сразились с француженками, румынками и венгерками. Правда, без Масловой, Михайличенко и Шеиной, которые были в «молодежке» у Кириленко.

У нас есть видео недавних игр сборных Норвегии и Аргентины. Внимательно его изучаем. Жаль, не достали ни одной записи азиатских команд, будем смотреть на них непосредственно в Кельце. Японки и китаянки достались нам в группе, на кореянок можем попасть в плей-офф. С ними будет сложно. Наибольшие проблемы нам всегда доставляет активная защита. Мы к ней предметно готовимся. Уверена, с любой из команд можно играть на равных. Все будет зависеть только от нас.

— Удалось наиграть различные тактические схемы для обороны и атаки?

 — Кое-что припасено. Например, два варианта активной обороны. Трудились и над построением 6-0. Сложность — в отсутствии универсализма у многих игроков. Основной оборонительный состав не так успешен в нападении, и наоборот.

— Проблемы похожи на те, что были в «молодежке» у Кириленко?

— Нет. Мое мнение: Кириленко пришлось играть одной шестеркой. Слишком существенным было различие между основой и скамейкой. У нас не так. Играть будут все. Сложности в поисках баланса при смене игровых фаз. Очень надеюсь в наступлении на Кристину Мухину. Она в хорошей форме, может неплохо защищаться, но ее приходится беречь. По возвращении ложится на операцию.

— Можете, хотя бы без фамилий, назвать число игроков с потенциалом мастериц экстра-класса?

— Человек пять, не считая вратарей. И два, а то и все три голкипера тоже. Конечно, все это при полной самоотдаче и упорной работе. Таких звезд, какими были в схожем возрасте Даша Дмитриева, Аня Вяхирева, Люда Постнова, у нас, пожалуй, нет. У многих великолепные данные, но они плохо обучены, особенно технике бросков. И разнообразием арсенала не блещут. Даже Лена Михайличенко бросает в основном в прыжке.

— В сборной много ваших волгоградок. Подобные аномалии часто вызывают кривотолки: мол, тренеры тащат своих. Можете обосновать свой выбор?

— Я уже объяснила ситуацию в связи с молодежной Спартакиадой. Испытывала тогда кадровый голод, не могла вызвать всех, кого планировала. Ни одного из двух последних сборов не провели в полном составе — приезжали лишь по 16-17 игроков вместо 21. В Ростове, кроме трех девочек, о которых рассказала, из этого возраста брать некого. Помимо Волгограда, неплохие игроки есть лишь в Тольятти и Звенигороде.

Все кандидатуры открыто обсудили с тамошними тренерами. Мне после назначения удалось посмотреть всех девочек на сборах. Причем в Волжском волгоградки жили по домам, и за счет этого удалось дополнительно вызвать иногородних. Важно было никого не упустить из виду, чтобы потом себя не корить. И сейчас в команде действительно все лучшие на сегодня.

Могу привести пример звенигородки Кашеваровой. Она очень понравилась в играх на первенство России. Но на сборе потускнела. Стало очевидно, что уступает конкуренткам на позиции правой полусредней.

И, говоря о волгоградках, давайте не забывать, что большинство из них отыграли сезон в Суперлиге и обрели опыт, которого в этом возрасте частенько не хватает.

Состав сборной России на чемпионат мира среди девушек (U-18):

вратари — Анна Верещак, Надежда Колесникова, Екатерина Карабутова (все — Динамо-Синара);

левые крайние — Екатерина Левчина (Звезда-2), Александра Смирнова (Динамо-СШОР);

правые крайние — Мария Черняева (АГУ-Адыиф), Анна Шеина (Динамо-СШОР);

линейная — Алина Синельникова (Звезда);

левые полусредние — Екатерина Скивко, Виктория Турусина (обе — Динамо-Синара), Елена Смирнова (Лада-2), Елена Михайличенко (Лада);

правые полусредние — Валерия Маслова (Ростов-Дон), Элина Сиднина (Динамо-Синара);

разыгрывающие — Олеся Горячева, Кристина Мухина, Софья Крахмалева (все — Динамо-СШОР), Валерия Кирдяшева (Лада-2).

Источник: Сергей Приголовкин, Гандбол. Быстрый центр 

Подпишись и следи за новостями сайта

Читайте также

Подпишись и следи за новостями сайта