Минут через двадцать после того, как вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, президент Татарстана Рустам Минниханов и другие почетные гости матча Россия - Финляндия покинули «Баскет-холл», а рабочие уже начали демонтаж терафлекса, на площадку с трибуны спускается первый вице-президент Федерации гандбола Татарстана Константин Горбунов. На его лице читаются удовлетворение («Мы сделали это!») и усталость одновременно, но я не могу не поговорить с человеком, по инициативе которого ручной мяч (вы еще не забыли русский синоним импортного слова «гандбол»?) вернулся в столицу Татарстана.
- Константин, мне кажется, все прошло очень здорово?
- Знаете, я перфекционист: на мой взгляд, мы всё организовали на троечку, были некоторые нюансы. Но самое главное, что жители Казани увидели, что такое гандбол, что это может быть интересно, здорово, молодежно. И очень важно, что это увидел руководитель республики. Надеюсь, Рустаму Нургалиевичу увиденное понравилось, и хочется верить, что будут положительные сдвиги для республиканского гандбола.
- Вы как-то неосмотрительно отдали человеку на трибуне мяч, с которым фотографировался президент Татарстана. Этому артефакту место в музее спорта республики, со временем он может стать бесценным.
- (Улыбается.) Не волнуйтесь, этот человек с трибуны - мой коллега, к завтрашнему дню мяч отмоют от липучки и он в лучшем виде будет передан куда надо и займет свое почетное место там, где надо.
- Признаюсь, я впервые видел президента Татарстана с гандбольным мячом в руках.
- А я - во второй. Первый раз это было в 2016 году на встрече Рустама Нургалиевича с президентом Федерации гандбола России Сергеем Николаевичем Шишкарёвым. Тогда президенту Татарстана вручили мяч с автографами нашей женской сборной страны, победившей на Олимпиаде в Рио. И ему понравилось! Помню, Рустам Нургалиевич тогда пошутил, мол, удобно в руках держать, можно хорошо запульнуть в тех, кто спит на совещаниях.
- А сегодня? Как Минниханов реагировал на все, что происходило во время матча?
- Он улыбался. И не только тогда, когда выступала группа поддержки, но и когда наши ребята забивали мячи. Я обратил внимание, что президенту нравилось, когда наши крупные ребята издали вколачивали мяч в сетку - Рустам Нургалиевич оценил динамику игры, мощь броска и другие вещи, за которые мы любим гандбол.
- Можно ли говорить о возрождении в Казани «КАИ-Зиланта» и выводе этой команды на прежний уровень?
- Я думаю, да, но так как сейчас этот вуз к профессиональному гандболу практически никакого отношения не имеет, то «КАИ» в названии команды нет. А «Зилант», который сейчас играет в первой лиге России и является любительским клубом, я очень надеюсь, возродится и поднимется выше. Сегодня на нижний ярус трибун продавались билеты. Примерно две тысячи человек пришли сюда, заплатив деньги, пусть и небольшие. Это те, кто помнит, что такое гандбол, и хочет заниматься гандболом, потому что было много юных ребят. Почему бы и нет?
- Но команда мастеров - это вершина пирамиды, а я прочитал в вашем интервью, что в республике всего семь тренеров по гандболу. Опять начинаем строить дом с крыши?
- Тренеры по гандболу появятся тогда, когда будет предложена достойная заработная плата за труд и возможность работать. Сегодня в Татарстане переизбыток тренеров, если следовать различным нормативам, социальным нормам. Можно сколько угодно говорить о том, что непонятно, откуда эти нормативы берутся, но они существуют, и бюджетная сфера регулируется именно ими. И просто так взять сто тренеров мы не можем. А в том, что мы начинаем строить с крыши, я с вами не согласен. Крышу мы кладем на остов, который у нас есть. Возможно, нет стен, лестниц, полов и потолков, а остов, слава богу, сохранился. И крыша укроет его от ненастья: различных бед и проблем, которые одолевают не самые популярные виды спорта - такие, как гандбол.
- Самые популярные в Татарстане хоккей и футбол живут насыщенной жизнью: проводятся полноценные чемпионаты и первенства республики, детско-юношеские соревнования - даже несмотря на то, что у «хоккеистов» есть ответственный патрон в лице «Татнефти», а «футболисты» о таком меценате только мечтают. Есть ли у Федерации гандбола программа, благодаря которой играть начнут по всей республике?
- Да, есть. Только мы пойдем своим путем, который, на наш взгляд, эффективнее и на который сейчас, с появлением Академии «Ак Барс» имени Юрия Моисеева, ориентируются хоккеисты. Если все будет хорошо, то в республике появится одно бюджетное учреждение, которое будет охватывать Татарстан сетью филиалов в муниципальных образованиях. И оно, а если говорить о персоналиях, то директор этого учреждения, будет отвечать за весь детско-юношеский гандбол в Татарстане. Стратегической же задачей станет подготовка резерва для главной команды республики: клуб только тогда можно считать состоявшимся, когда он укомплектован собственными воспитанниками. И если нам дадут воплотить задуманное в жизнь, думаю, лет через пять несколько тысяч детей в Татарстане будут играть в гандбол.
Источник: Александр Егоров, KazanFirst