Тренер «Кубани» Александр Тарасиков: «Мы должны работать с Трефиловым, как единый механизм»

Тренер «Кубани» Александр Тарасиков: «Мы должны работать с Трефиловым, как единый механизм»

10.11.2017
6197

В первой половине октября в российском гандболе произошло, возможно, одно из самых громких событий. Знаменитый тренер Александр Тарасиков, основатель «Кубани», с которой он выигрывал чемпионат СССР и Кубок кубков, вернулся в родной клуб спустя долгих 11 лет, став помощником Евгения Трефилова.

Сразу после его прихода «Кубань» дважды разгромила сербский «Медицинар» в Кубке ЕГФ, а затем выдала победную серию в чемпионате России, обыграв «Университет», «Ставрополье-СКФУ», «Луч» и «Звезду».

В день игры с «Лучом» (победа «Кубани» 43:21) Александр Тарасиков вспомнил о знаковых вехах тренерской карьеры в сборной СССР и СНГ, своей нынешней роли в «Кубани» и рассказал о связке с Евгением Трефиловым.

– Если верить источникам, вы стали заслуженным тренером СССР в 1982 году в возрасте всего лишь 35 лет. Наверное, вы были одним из самых молодых заслуженных тренеров. Это звание связано с победой сборной СССР на чемпионате мира 1982 года?

– Звание заслуженного тренера СССР я получил после победного чемпионата мира в Венгрии. Женскую сборную СССР тренировал Игорь Турчин, и тогда лидерами были игроки из моей команды, «Кубани», Татьяна Джанджгава (Шалимова) и Наталья Анисимова (Гуськова). Действительно, я стал одним из самых молодых заслуженных тренеров СССР в игровых видах спорта.

– Вы стали главным тренером сборной СССР в 1988 году, после того как женская сборная СССР заняла третье место на Олимпийских играх в Сеуле, и знаменитый Игорь Турчин был отправлен в отставку. Вы были единственным кандидатом на пост наставника национальной команды?

– В то время настолько привыкли к победам в гандболе, что бронзовые медали на Олимпийских играх посчитали неудачным выступлением. СССР уже находился в стадии перестройки, появлялась демократия, когда даже директоров заводов назначали путём выборов. Так было и в спорте. После Олимпийских игр Федерация гандбола СССР приняла решение провести выборы на пост главного тренера женской национальной команды. Свои заявки с программами подали Игорь Турчин, украинский тренер Леонид Ратнер, Сергей Аванесов и я. Выборы выиграл я, и это стало неожиданностью, однако пришлось ждать около двух месяцев, чтобы Спорткомитет СССР утвердил мою должность. Это произошло после финального собеседования с председателем Комитета Маратом Грамовым, когда женской сборной СССР нужно было отправляться на свой первый выезд после перестановок.

– В качестве главного тренера сборной СССР вы привели команду к победе на чемпионате мира 1990 года в Корее. Но по сравнению с Олимпийскими играми в Сеуле команда была значительно обновлена. Как удалось завоевать золотые медали, при этом одержать семь побед в семи матчах?

– На Олимпиаду 1988 года Игорь Турчин в сборную СССР взял в основном игроков из киевского «Спартака», включая свою супругу Зинаиду Турчину, у которой прошло всего пять месяцев после рождения ребёнка. Видно, считал, что всех обыграет одной левой, и, возможно, по этой причине наша команда не добралась до золотых медалей. Между тем, в СССР было много других хороших молодых игроков – из России, Литвы, Азербайджана. И в 1989–1990 годах они смогли себя проявить, выиграв до чемпионата мира все турниры. На чемпионате мира в составе сборной СССР из киевского «Спартака» остались только Марина Базанова и Тамила Олексюк, по сути, это была новая команда. Но в Корее мы катком прошлись по всем, одержав семь побед в семи матчах.

– На Олимпийских играх 1992 года в Барселоне женская сборная Объединённой команды завоевала бронзовые медали. В одном из интервью вы говорили, что вам не удалось достучаться до лидеров.

– Не совсем так. За четыре месяца до Олимпийских игр из-за серьёзной болезни мы потеряли одного из ключевых игроков нашей команды, сильнейшего леворукого игрока в мире Светлану Выдрину. Нам пришлось перестраивать игру, в итоге сделать это удалось, и мы дошли до полуфинала. Перед матчем с норвежками мы считались фаворитами. Во-первых, Норвегия попала на Олимпиаду только из-за того, что из-за санкций в Барселону не поехала сборная Югославии. Во-вторых, если не изменяет память, в годы перед Олимпиадой мы 13 раз обыграли норвежек в различных турнирах и лишь раз сыграли вничью, да и то когда были не в полном составе. Видимо, это сказалось, произошла недооценка соперника. Начало матча мы упустили, а затем всю игру доставали норвежек. Это нам удалось сделать, более того, за 17 секунд до конца второго тайма владели мячом, но, когда Галина Оноприенко отдавала передачу на Марину Базанову, норвежка перехватила мяч и убежала один на один. Однако она не забила, голкипер Светлана Богданова совершила сэйв, но мяч отскочил к линейной, и та за две секунды до сирены забила победный гол. При этом было видно, что норвежка совершила заступ, но судьи из Словении этого не заметили. В итоге в финал вышла сборная Норвегии. А нам предстоял матч за третье место против сборной Германии. Конечно, после такого поражения некоторые игроки были не в лучшем психологическом состоянии, ведь мы ехали за золотыми медалями. И матч против немок тоже сложился для нас нелегко, бригада арбитров из Швеции была к нам неблагосклонна, к тому же ещё в первом тайме тяжёлую травму, перелом ноги, получила лидер нашей команды Наталья Морскова, вокруг которой мы строили всю игру. Она, кстати, уверенно стала лучшим бомбардиром олимпийского турнира. Но вышло так, что наша команда побежала, мы забили семь безответных мячей, и исход встречи был предопределён. И все-таки говоря об итогах Олимпиады в Барселоне, везде показывали три главные неудачи сборной СНГ. Первая – как Сергей Бубка не взял начальную высоту, вторая – как мужская сборная СНГ по баскетболу, ведя у Хорватии пять очков, за минуту до конца матча уступила одно. Третья – это поражение женской сборной СНГ по гандболу в матче с Норвегией, хотя команда считалась фаворитом Олимпийских игр.

– Почему вы не были назначены главным тренером женской сборной России в 1992 году?

– Всё очень просто. После Олимпийских игр в Барселоне всех тренеров сборной СНГ упразднили. Главным тренером женской сборной России был назначен Сергей Аванесов. Честно сказать, я бы и сам отказался от этой должности. Прежде всего я клубный тренер, и на тот момент большая группа игроков в «Кубани» подходила к критическому возрасту. По сути, у меня оставалось только два игрока – Людмила Пазич и Светлана Пряхина, но для сборной этого мало. В итоге женскую сборную России выстраивали на основе игроков из ростовской команды «Ростсельмаш».

– Вернёмся в день сегодняшний. Ваше возвращение в «Кубань» спустя 11 лет получилось громким. Как именно это произошло?

– Конечно, я ждал этого возвращения, но, честно признаться, уже не надеялся. Поэтому для меня это было неожиданность. Но я счастлив вернуться в «Кубань» и рад работать помощником Евгения Васильевича Трефилова. Понимаю, что у него большая нагрузка, так как на нём и клуб, и женская сборная России. Теперь у него будет возможность оставлять на хозяйстве меня, когда сам будет занят в национальной команде.

– После «перезагрузки» «Кубани» перед клубом стоят самые высокие задачи, в частности, борьба за золотые медали чемпионата России и успешное выступление е в еврокубках. Как вы оцениваете потенциал команды?

– Сразу добиться результата невозможно. В прошлом сезоне «Кубань» завоевала бронзовые медали, но в составе было пять олимпийских чемпионок Рио. Сейчас команда сильно обновлена, естественно, случились поражения от «Лады», «Астраханочки» и «Ростов-Дона». Многие игроки ещё приспосабливаются к системе и требованиям Евгения Трефилова, а мы видим, что гандболистки прошли детско-юношескую школу, многое не получив. Без этого двигаться дальше невозможно, поэтому мы с Евгением Васильевичем вынуждены возвращаться, проходить с игроками материал, который они должны были получить ещё в ДЮСШ. Я вижу, что игроки начинают прогрессировать, посмотрим, что будет к плей-офф. В прошлом сезоне, когда у Левона Акопяна произошло обновление состава, и «Лада» проиграла несколько матчей, многие стали его критиковать. А весной тольяттинский клуб под его руководством сражался за золотые медали. Подождём плей-офф, в «Кубани» собраны хорошие игроки.

– Вы и Евгений Васильевич Трефилов – тренеры советской формации. Как у вас складывается взаимопонимание с молодыми игроками, представителями нового поколения, которые живут в социальных сетях и слушают русский рэп?

– Во-первых, я соскучился по работе. А во-вторых, у меня наступил период мудрости, ведь это уже третье поколение игроков, с которыми я работаю. Конечно, молодым нужно много объяснять, что нужно делать на площадке, да и то они запоминают далеко не с первого раза, а с пятнадцатого. Также пытаемся говорить игрокам, что свою зарплату надо не получать, а зарабатывать.

– Значительная часть вашей тренерской карьеры связана с Евгением Трефиловым. Как сейчас складываются ваши отношения?

– С Евгением Васильевичем мы одинаково смотрим на гандбол. Я чётко понимаю, что сейчас у меня роль второго тренера. Это означает, что я не должен что-то подсказывать, Трефилов и сам всё знает, а мне нужно делиться с ним своим видением и своим взглядом. Это всё равно как пишешь сочинение. Оно готово и вроде бы всё хорошо, а потом показываешь однокласснику, и вдруг он замечает, что здесь запятая не поставлена, там ошибка. Так и здесь, должна быть взаимозаменяемость, как у меня было в сборной СНГ с тренером Георгием Лариным. Мы с Трефиловым должны работать, как единый механизм. Важно, что он не боится мне оставлять команду. А я должен бежать не впереди паровоза, а дополнять главного тренера.

– Вы неоднократно говорили, что для тренерского штаба важно найти лидеров в «Кубани», вокруг которых можно было выстраивать команду. Такие игроки уже появились?

– Фамилии называть не буду, но Евгений Васильевич пробует их в разных сочетаниях. Единственное, у нас мало времени. Совсем скоро матчи с «Астраханочкой» в Кубке ЕГФ, которые очень важны, так как мы настроены успешно выступить в еврокубках. И мы вынуждены будем форсировать подготовку к этой игре, чтобы выявить основной состав. Сейчас мы стараемся привить «Кубани» быстрый гандбол. Это современный стиль гандбола.

– «Кубань» планирует усиливать состав?

– Поймите правильно, мы не клуб с неограниченным бюджетом, чтобы искать легионеров. Усиление необходимо искать за счёт внутренних резервов.

– Вам 70 лет. У вас осталась какая-нибудь тренерская мечта, например, выиграть Лигу чемпионов?

– Конечно, каждый спортсмен должен мечтать. Но сейчас главное для меня быть реабилитированным как тренер, так как 11 лет я не работал с командой, и вместе с Евгением Васильевичем Трефиловым грамотно подвести «Кубань» к плей-офф чемпионата России и успешно сыграть в Европе, а также вывести молодых игроков на новый уровень.

Самые свежие новости и эксклюзивные материалы от Федерации гандбола России читайте на нашем канале в Telegram в мобильном приложении и веб-версии.

Михаил Сучков, Артем Лисовский, пресс-служба Федерации гандбола России

(фото – пресс-служба ГК «Кубань»)

6197
Читайте также
Гандбольные команды Суперлиги

Мужчины

Женщины