Публикация
Евгений Трефилов: «Пусть лучше дети читают «Золото ручной работы» про олимпийский Рио, чем в гаджетах сидят»
09.11.2025
113

Евгений Трефилов: «Пусть лучше дети читают «Золото ручной работы» про олимпийский Рио, чем в гаджетах сидят»

Легендарный тренер оценил турнир воспитанников детских домов в Сочи

По приглашению главы Федерации гандбола России Сергея Николаевича Шишкарёва легендарный Евгений Васильевич Трефилов стал почётным гостем проходившего на прошлой неделе в Сочи турнира команд детских домов, организованного благотворительным фондом «Наш дом». «Быстрый центр» обсудил с мэтром впечатления от мероприятия — и вспомнил некоторые славные моменты его великой карьеры.

Всего второй раз в жизни на площадке в цивильных туфлях. А впервые это было в Лондоне

Несмотря на долгую дорогу на машине из Краснодара в Сочи, Трефилов демонстрировал отличные настроение и физическую форму. Отработал несколько матчей в качестве судьи, давал ребятам тренерские советы. Параллельно — вспоминал с трехкратной чемпионкой мира, лучшим снайпером в истории российского гандбола Людмилой Постновой то, как хитрые, но немножко наивные сборницы пытались обойти «сухой закон» в национальной команде…

— Эх, зря я в костюм переоделся, — сокрушался Трефилов. — Сегодня всего второй раз в жизни на площадке в цивильных туфлях. А впервые это было на Олимпиаде в Лондоне — когда потерялся мой чемодан, и приходилось проводить первые несколько тренировок «в штатском». Как раз сегодня с Людой Постновой об этом говорили.

— Евгений Васильевич, какие впечатления от детского турнира?

— Надо сказать самые теплые слова благодарности организаторам и руководству фонда, которые нашли возможность пригласить в Сочи ребят из шести детских домов со всей России. Понятно, что этим детям не хватает любви в их жизни — значит, должна у них быть какая-то иная подпорка. И подобные мероприятия — очень важны.

Кто-то из них, возможно, станет спортсменом, кто-то — не станет. Но главное — чтобы они выросли хорошими людьми. Хочу пожелать этим ребятам и девчатам, чтобы, какие бы проблемы ни ожидали их в жизни — они встречали бы эти трудности закаленными бойцами и успешно преодолевали.

Конечно, немножко грустно смотреть на детей, лишенных родительской любви. Никто из них с золотой соской во рту не родился. Но, в любом случае, все — в их собственных руках. Надеюсь, они будут хорошо учиться и вырастут достойными, воспитанными людьми.

Такие дети — будущая опора нашей страны. В советское время, помню, лучшие офицеры и представители других профессий, требующих мужества, получались как раз из детдомовцев. Вот мы с вами прямо сейчас смотрим эти матчи — конечно, многое ребята с точки зрения гандбольной техники делают неправильно. Но они бьются — по-настоящему, с полной отдачей! Не хотят проигрывать.

Очень важно, чтобы дети понимали — они нужны, их любят. Это главное. И страна о них позаботится, и неравнодушные люди. Дай Бог им всем здоровья. Как и самим детям, так и руководителям проекта, и всем тренерам-энтузиастам, которые занимаются с этими детьми. Тренеры должны понимать — от них зависит будущее детей. В каждое упражнение наставник должен вкладывать душу. Вложил — упражнение будет хорошим. Если не вложил — никакого толку не будет. Халтуру дети видят и чувствуют сразу.

Но и отдача от ребят, когда они видят, что тренеры к ним относятся искренне — колоссальная. У меня внуку пять лет, он плаванием занимается. Я за столом прицеливаюсь к вазе с мандаринами — а он их у меня отбирает: «Дед, отдай, я тренера угощу!» Правильный тренер для ребенка — он как и папа, и мама.

Люда Постнова — большой молодец, что находит время и посвящает себя этим детям. Значение спорта для ребёнка невозможно переоценить. Сейчас в нашей кубанской спортшколе за моей спиной — более 60 детей. Не все станут великими. Но они хотя бы не сидят круглые сутки в гаджетах. (Смеется). Собственно, само слово «гаджет» начинается с «гад», ничего хорошего.

Вот мы сегодня дарим детям книжки, шикарное издание «Золото ручной работы» про победу гандболисток на Олимпиаде в Рио. Вот пусть лучше эту книгу читают, чем в своих гаджетах сидят!

Если бы не спорт, то продолжал бы пасти коров. Или стал бы героем соцтруда — комбайнёром

— Эти ребята лишены родительской любви. А у вас какие остались самые яркие и памятные впечатления из детства от общения с родителями?

— Мы тогда жили не очень богато. Как, впрочем, и все. Жили в деревнях и колхозах без прописки, без паспортов. Мама уходила работать уже в пять утра, отец постоянно был в командировках.

Непростое было детство. Но родители всегда находили возможность как-то меня порадовать. Помню, отец из поездки привез шикарный красный велосипед. И я на нём во что только не врезался — и в собачью будку, и в улей. Пчелы так покусали — лицо было шире плеч, как у матерого пчеловода...

Конечно, когда в детстве у тебя полная семья — это счастье. Бывало, что отец наказывал — но мама, разумеется, защищала. Нормальная советская семья!

— А потом в вашей жизни появился спорт…

—  Я уже говорил: если бы не спорт, то продолжал бы сейчас пасти коров. Или стал бы героем соцтруда — комбайнером. А что, отличная почетная профессия. По нынешним временам — еще и очень хорошо оплачиваемая.

К спорту меня и моих детских товарищей приобщал школьный учитель физкультуры. Помню, стоим мы шеренгой, он дневники собирал — и у кого в дневнике много красных чернил, тех выгонял домой.

Я, конечно, спортом начал заниматься поздновато. В 1972 году стал играть в гандбол — и уровень был точно такой же, как вот у этих детдомовских ребят. Длинный, нескладный, ноги колесом. Сейчас, кстати, ноги в обратную сторону уже выгибаются…

— Был какой-то конкретный матч или турнир, после которого окончательно решили, что посвятите себя гандболу?

— Да нет, ничего такого я не думал. Повезло, что у меня были очень хорошие учителя в гандболе. Начиная с детских тренеров и заканчивая великими, заслуженными тренерами Советского Союза.

Собственно, изначально-то я играл в баскетбол, а не в гандбол. Участвовал в первенствах училищ — прыгал несуразно, иногда что-то забивал. Спорт нравился всегда. Когда стал постарше — хотелось уже показать себя девчонкам с лучшей стороны (улыбается).

Всегда хотелось больше кубков и золота — как в мультфильме «Золотая антилопа»

— Тренеру с кем сложнее работать — с такими ребятами, которые пока толком ничего не умеют, или с игроками уровня сборной?

— Когда работаешь с детьми — ты почти каждый день видишь их прогресс, видишь результаты своего труда. В этом есть свои плюсы. Ну а те, кто уже заслуженные-перезаслуженные — там прогресс идет малюсенькими шажочками.

— Кто из ваших подопечных за всю карьеру был эталоном правильного отношения к делу?

— Конкретные фамилии точно не буду называть. Конечно, очень хороших игроков у меня было много. Были и упорные, и наглые, и хамовитые (смеется). Всё как в жизни. Без сильного характера ты ничего в спорте не добьешься. Да если честно, для меня все мои девчонки — самые хорошие, самые лучшие!

Понятно, были непростые ситуации. Когда девчонки сидят за закрытым забором и из-за этого забора сбегают — ты потом долго и тяжело ликвидируешь последствия этих загулов. Но это жизнь, все хотят приключений, никто не хочет учиться на чужих ошибках, надо обязательно набить собственные шишки.

Конечно, и сам я иногда где-то жестко перегибал палку, где-то передушил, сейчас это понимаю. Просто всегда был максималистом, всегда хотелось больше кубков и золота — как в мультфильме «Золотая антилопа».

Всё равно, без дисциплины и без каких-то ограничений — никуда. Неслучайно самым продуктивным клубным этапом моей карьеры стала звенигородская «Звезда». Команда жила на базе, которую еще Олег Романцев делал для «Спартака». Конечно, девчонкам было непросто. Аня Кареева, помню, часто жаловалась руководителям: «Нас заперли на базе, тут, кроме медведей, никого нет!» Зато — был результат, выиграли Лигу чемпионов и Кубок ЕГФ…

Владимир Можайцев/«Быстрый центр»
Фото: Владимир Можайцев

Подпишись и следи за новостями сайта
Подпишись и следи за новостями сайта