В октябре 2025 года легенда российского гандбола, капитан «Ростов-Дона» приняла решение завершить игровую карьеру. Об этом и планах на будущее Юлия Манагарова рассказала в интервью «Быстрому центру».
– Когда фанфары по случаю ваших проводов из гандбола отгремели, чувствуете опустошение или, напротив, наслаждаетесь освобождением от определенных обязанностей, ставших привычными за годы карьеры?
– Да я еще не успела понять. Но точно не страдаю от безделья. Если с утра не нужно идти на тренировку, это не значит, что жизнь вокруг замерла. К тому же у меня каждый день насыщенный – занимаюсь личными делами, на которые прежде не хватало времени. Да и от гандбола не отдалилась, за что спасибо клубу – он задействует меня в различных активностях. На днях была у главы администрации Ростова-на-Дону, записывали видеоролик, посвященный 60-летию клуба. Несколько раз ходила на эфиры местных радиостанций, давала интервью. В общем, тосковать некогда.
– Как только вернулись с прощального матча домой, чем занялись?
– Поплакала. До этого во Дворце спорта не проронила ни слезинки, а дома, оставшись наедине с собой, дала волю эмоциям.
– Как же вы в зале сдержались?
– Заставила себя. Когда произносила прощальную речь, настроилась, что плакать нельзя, иначе будет цепная реакция: зарыдаю – не смогу остановиться. А мне в присутствии такой большой аудитории необходимо было держать себя в руках. Я не любитель публичных выступлений, бывало, мне как капитану команды на каких-то мероприятиях нужно было что-то говорить, так я всегда просила Анну Сень меня подменить, и она выручала. Но тут деваться было некуда: взяла микрофон и сказала то, что подсказывало сердце.
– Выплакавшись и справившись с эмоциональным напряжением, заснули?
– Нет, еще почитала сообщения в соцсетях, которых за вечер скопилось огромное количество.
– Многие поддержали?
– Столько теплых слов от знакомых и незнакомых людей – это так приятно и дорого! Почувствовала себя окутанной любовью и поддержкой со стороны болельщиков. Вечер получился незабываемый! Чувствуется, что за нашей командой стоит весь город и регион. Особую благодарность хочу выразить президенту клуба Сергею Борисовичу Самсоненко и председателю попечительского совета Ивану Игнатьевичу Саввиди за их бесценную поддержку и веру.
– Исполнив на площадке, как назвал это клуб, последний танец, вы сразу поехали отдыхать. Что за путешествие было?
– Мой парень сделал прекрасный подарок: поехали с ним в Сочи на три дня. Там забрались в горы, побродили, полюбовались красками осени. Это как раз то, что мне было нужно в этот момент. Получила большое удовольствие.
– В горах забыли обо всем и отгородились от внешнего мира?
– Телефон не выключала, чтобы быть на связи с мамой, которая переживала из-за того, что погода на побережье плохая – и мало ли что может случиться в этих условиях. А больше никто звонками не тревожил, проявив деликатность.
– Первый матч ростовской команды без вас – против АГУ-«Адыиф» – смотрели?
– Не удалось, я как раз в это время наслаждалась прелестями горных пейзажей. Но за текстовой трансляцией в клубном телеграм-канале следила, болела за девчонок и порадовалась их победе.
– Зато в минувший вторник вы посетили домашний матч с «Ладой». Насколько это непривычно – смотреть со стороны на то, чему отдано много лет жизни?
– Каких-то особенных эмоциональных перестроений нет. Во всяком случае – пока. Все равно рано или поздно пришлось бы закончить играть: не я первая, не я последняя. Перешла в статус болельщика – что ж, время пришло. Главное, я четко осознаю: отдала гандболу все, что могла. И ушла с пониманием, что никаких долгов перед любимой игрой у меня не осталось.
– Неужто не тянуло с трибуны на площадку?
– Ой, тянуть будет всегда, ведь гандбол у меня в крови. Конечно, я все еще представляю себя в игре, но отныне это лишь мои фантазии.
– Поведайте, почему вы все-таки решили завершить карьеру именно сейчас?
– Решение созрело еще в конце прошлого сезона. Я поделилась этими мыслями с генеральным директором клуба Антоном Николаевичем Ревенко, на что он сказал: «Не торопись. Пока отдохни, а потом будет видно. Впереди матч за Суперкубок, потом открытие Дворца спорта после реконструкции, неужели тебе не хочется в этом почувствовать?» Я взяла паузу, пропустила предсезонные сборы и поняла: все правильно, нужно еще немного поиграть. Тем временем появилась идея организации моего прощального матча, и тут уж деваться было некуда. Спасибо работникам клуба за то, что так классно все провели, я была тронута.
– Но вы так и не ответили – какие обстоятельства подтолкнули вас к тому, чтобы сказать себе: «Все, заканчиваю»?
– Считаю, выбрала правильный момент для этого. Понимаете, все лучшее, что могло быть со мной в гандболе, уже произошло. И, честно говоря, без еврокубков и официальных игр сборной матчи чемпионата России в последнее время не давали мне прежнего стимула, их восприятие стало каким-то будничным: кругом одна и та же картинка, максимальное напряжение в считанном количестве игр. Плюс утомительные многочасовые переезды ради того, чтобы победить где-то с разницей в 15-20 мячей. И хотя физически по-прежнему чувствую себя хорошо, благо ни одной серьезной травмы по ходу карьеры не случилось, моральная усталость начала сказываться. Так и пришла к выводу: пора закругляться и давать дорогу молодым девчонкам, у которых ежедневно горят глаза.
– Ирина Дибирова сказала: «Очень хотелось попросить Юлю: «Не уходи, доиграй сезон!» Если бы главный тренер действительно обратилась к вам с такой просьбой, могли бы дрогнуть и передумать?
– Мы с Ириной Игоревной беседовали об этом. Она не настаивала, но поинтересовалась, могу ли я изменить решение. Однако назад дороги не было, тем более уже запланировали и анонсировали прощальный матч.
– Кто-то убеждал вас продлить карьеру?
– Да все вокруг! Но это и хорошо: нужно уходить как раз в тот момент, когда тебя просят остаться. Вот если начнут подталкивать к выходу – все, считай, задержался. Мне совершенно не хотелось дожидаться второго варианта.
– На прощальном матче присутствовала ваша мама Надежда Петровна. Она тоже с пониманием отнеслась к вашему решению?
– Конечно. Мама, всегда и во всем меня поддерживающая, сказала: «Как чувствуешь – так и поступай».
– Если бы, когда переходили в «Ростов-Дон» из румынского «Олткима», вам кто-то сказал, что проведете в донском клубе 12 лет, а на ваш прощальный матч будет спешить, отложив другие дела, губернатор области и говорить вам комплименты, поверили бы?
– Я тогда была слишком молода, чтобы задумываться о подобном. Все шло как шло, мне нравилось то, что со мной происходит. Влюбилась всей душой в Ростов. Подкупило, как ко мне относились в клубе, как приняли болельщики. Порой даже неловко становилось от таких внимания и заботы. В подобной атмосфере все эти годы и пролетели. Помню, когда в детстве у меня появились первые симптомы «звездняка», тренер быстро приземлил, сделав прививку от этой болезни на всю оставшуюся жизнь. Так что уже в Ростове у меня ни разу не возникло ощущения, что я какая-то особенная. Естественно, приятно, что меня так душевно принимали и ярко проводили, но сама я не стремилась к лучам славы.
– За эти 12 лет у вас ни разу не было вариантов сменить команду?
– Были, в том числе за рубежом. Но я так прикипела к ростовскому клубу и настолько этим дорожила, что лучшей доли для себя не представляла и не искала. ем более обзавелась в Ростове домом, ко мне переехали мама и один из братьев со своей семьей. Когда рядом они и друзья – куда же можно было отсюда рваться? Знаете, как говорят: не хочешь разочароваться – не очаровывайся. Но в случае с Ростовом и донским клубом это не про меня.
– В своем обращении к публике после окончания прощального матча вы сказали, что уходите из игры счастливой. Но нет ли какой-до недосказанности? Например, от того, что так и не стали олимпийской чемпионкой?
– Если бы да кабы… Я принимаю и ценю то, что есть. Считаю, мне в карьере и так повезло: участвовала в Олимпийских играх, о чем многие лишь мечтают, да еще и серебряную медаль завоевала. Грех жаловаться.
– Три года назад в интервью «Быстрому центру» вы назвали одним из своих главных качеств трудолюбие. Как же теперь вам переквалифицироваться в домохозяйки?
– Так можно быть трудолюбивой, активной домохозяйкой! К тому же я простилась с гандболом, но не со спортом. Лыжи, марафоны, походы в горы – это мой образ жизни, которому не изменю. Когда захочу, смогу и в зал прийти, чтобы поиграть в ручной мяч. В движении сила, а для меня еще и радость! А ведение домашнего хозяйства вовсе не означает, что я должна беспрерывно стоять у плиты и варить борщи. В жизни так много интересного, увлекательного. И закрывая одну дверь, непременно нужно отворять другую.
Виктор Шпитальник / «Быстрый центр»
Фото: Артём Гусев / «Ростов-Дон», личный архив Юлии Манагаровой