Левый полусредний сборной России и «Черноморочки» Наталья Никитина была признана «Быстрым центром» лучшей в ноябре. В большом интервью гандболистка рассказала о прошедшем сборе национальной команды, влиянии Алексея Гумянова и своем гандбольном пути.
– А какие самые памятные индивидуальные награды в карьере?
– В детстве в Казахстане часто признавали MVP разных турниров (улыбается). Это была база! Ну а на серьезном уровне самым приятным признанием стало то, что меня выбрали лучшей левой полусредней по итогам прошлого сезона.
– Есть ощущение, что на «Черноморочку» в этом сезоне соперницы настраиваются гораздо серьезнее?
– Да, к нам сейчас относятся иначе. В том сезоне мы были дебютантками, от команды никто ничего особенного не ожидал. И, возможно, в некоторых матчах на нас не настраивались в должной мере. Но мы со всеми или почти со всеми играли очень хорошо – и понятно, что отношение поменялось. Тем более – в это межсезонье мы укрепились, пришли новые классные игроки.
– Вы сами сказали, что начало сезона лично у вас не задалось. Связано это с тем, что сейчас тренеры соперников выстраивают специальную тактику против вас? Часто приставляет персональщиков, пробуют еще какие-то тактические варианты, чтобы вас остановить? Чувствуете к себе повышенное внимание?
– Да, действительно ощущаю. Соперницы уделяют много внимания, и поэтому мне стало сложнее играть. Видно, что мою игру тщательно разбирают. И еще такой момент – я чувствую, что пока не нахожусь в оптимальных физических кондициях. Тяжело входила в сезон. А всегда ведь хочется большего – помогать команде и расти как игрок. Очень сильно переживала, копалась в себе… И теперь очень рада, что у меня снова стало получаться демонстрировать гандбол высокого уровня и помогать «Черноморочке» набирать очки. Большое спасибо тренерам, которые продолжали в меня верить и сильно помогли в этой ситуации. Ну и не будем забывать, что сейчас на позиции левой полусреднего у нас есть также Алена Ихнева, классная гандболистка. Когда меня прихватывают персонально – наш тренер Алексей Николаевич Гумянов обычно выпускает ее. И эти перестановки чаще всего срабатывают.
– Можно сказать, что Гумянов – «ваш» тренер? Вы ведь раскрылись по-настоящему в звенигородской «Звезде» именно при нем?
– Сто процентов! Он меня воспитал как игрока уровня Суперлиги, я ему очень за это благодарна. Действительно, я раскрылась именно при нем. До этого и в Ростове-на-Дону, и в аренде в Адыгее не все получалось. И только в Звенигороде заиграла на принципиально новом уровне.
– Каков он в общении? Демократ или диктатор?
– Мне кажется, он к каждому игроку находит свой подход. С кем-то надо пожестче, с кем-то – помягче. Очень хороший психолог. Мне кажется, что в принципе он добрый и мягкий – но, когда того требует ситуация, может и поругаться, и накричать. Мы понимаем, что это точно не со зла. И в любом случае звучит не как грубость или оскорбление, а как профессиональная подсказка.
– Было какое-нибудь его решение, которое особенно запомнилось? Может, какой-то необычный тимбилдинг? Или особенно вдохновенная речь перед игрой?
– Алексей Николаевич после поражений может позлиться – но обычно это происходит не сразу после матча, когда все еще взвинченные, на взводе, а позже. После выходного, например, когда мы производим разбор полетов. Но затем всегда успокаивается и старается максимально нас поддержать.
– Недавно был сбор национальной команды, на который приехали почти все сильнейшие. Тяжело конкурировать в задней линии с суперзвездами калибра Анны Вяхиревой или Дарьи Дмитриевой?
– Понятно, что Анька с Дашкой наши самые титулованные и звездные игроки, игроки с приставкой «супер». На своих позициях – возможно, лучшие в мире. Даже не «возможно» – а просто лучшие! Ну я все-таки не совсем их конкурент, потому что изначально амплуа у нас разные. Очень круто, что все девчонки смогли приехать на этот сбор. Аня Вяхирева, Дашка Дмитриева, Лера Маслова, Лерка Кирдяшева… Настоящая Dream Team собралась! Ты смотришь на них – и перенимаешь их опыт, это очень важно и полезно. Я получала просто дикое удовольствие от наших совместных тренировок. Игру они читают настолько четко, что лично у меня вообще не было никаких сложностей, чтобы с ними сыграться. Только подумаешь – хорошо бы сейчас туда отдать пас, а партнерша уже открылась в этой позиции. И это взаимопонимание было уже с самой первой тренировки.
Я жила в одном номере с Дашкой Дмитриевой, мы с ней очень много разговаривали. Мне было интересно, как устроен гандбол в Европе, чем западный подход к тренировкам и подготовке к играм отличается от нашего. Так что от этого сбора – только восторг и самые позитивные впечатления. Вообще у нас в национальной команде всегда очень классная и добрая атмосфера. Все друг друга поддерживают, подсказывают, стараются помочь. Нет такого, что ты ошибся – и твой конкурент по позиции злорадствует. Наоборот, сразу прилетают слова поддержки.
– А почему так, кстати? По поводу женских коллективов в принципе ходит много не самых лестных сравнений – с гадючьим клубком, например. В балетных труппах, говорят, готовы стекло в пуанты подсыпать конкуренткам. Почему в гандболе иначе?
– Все просто – у нас командный вид спорта. Все вместе делаем одно дело. Если руководствоваться принципом «каждый сам за себя» – такая команда никогда ничего не выиграет. Если кто-то сидит за твоей спиной и радуется твоим ошибкам – значит, в коллективе точно что-то не в порядке и результата он не добьется.
Конечно, на детском уровне такие моменты иногда проскальзывают. Тебе хочется быть самой лучшей, играть вообще без замен. Но во взрослом гандболе такой подход никуда не годится. Если ты ошибся или не забил в простой ситуации – ты и так себя неловко чувствуешь, переживаешь. А если при этом еще и будет какое-то злорадство со стороны одноклубниц – вообще пиши пропало. Поэтому у нас в команде в таких моментах – всегда максимум поддержки.
Я лично в этом сезоне провожу меньше времени на площадке – но это идет команде в плюс, та же Алена Ихнева, выходя вместо меня, приносит очень много пользы. Вместе делаем одно дело, только вместе сможем добиться хорошего результата.
– В детстве или в юности был у вас гандбольный кумир?
– Да. Мне очень нравилось, как играет Анита Гербиц. Еще когда была совсем мелкой и играла в Казахстане, смотрела ее матчи. Она же еще и по комплекции примерно такая же тоненькая, как я. Как она здорово умеет обыгрывать и использовать свою скорость и умение читать игру! Так что часто смотрела ее видеонарезки, пыталась почерпнуть для себя что-то полезное.
– Что вообще представляет из себя детско-юношеский гандбол в Казахстане?
– Если честно, как оказалось, в Казахстане с гандболом дела просто швах. Настолько там низкий уровень, что даже не знаю, с чем сравнить. В любом случае, все познается в сравнении. Когда я приехала в Россию – поняла, что в Казахстане вообще толком не играла в гандбол.
И это касается не только детского уровня. Несколько лет назад прилетала в Казахстан и сходила на матч чемпионата. Все ходят по площадке буквально пешком и лениво перебрасывают друг другу мячик. Гандбол – вроде как быстрая игра, а тут все как в замедленной съемке…
Ну и по уровню популярности гандбола, по количеству игроков и тренеров Казахстан России уступает очень и очень сильно. Там его вообще не популяризируют и не стараются развивать. Да, есть отдельные неплохие игроки, которые выделяются на местном уровне. Но почему-то они не уезжают в другие страны и не пробуют себя на более высоком уровне.
– А как вы попали в гандбол?
– Все просто. У меня папа родился в Талдыкоргане. И в какой-то момент мы всей семьей переехали в Казахстан. Я тогда закончила в России четвертый класс. Пошла в местную школу – и учительница физкультуры Минеева Вера Ивановна предложила попробовать свои силы в гандбольной секции. А у меня как раз старшая сестра немного занималась гандболом. Не особенно серьезно, но в любом случае я решила – тоже схожу.
Поначалу занимались на улице. Я была очень активным ребенком, мне нужно было постоянно находить какое-то занятие. И поэтому гандбол мне сразу понравился. Бегаем, бросаем мячики, много девчонок – весело, классно!
У меня бывало даже так, что я шла на утреннюю тренировку, потом в школу, после этого – снова на тренировку. А затем оставалась заниматься еще и со старшими по возрасту девчонками. Иногда уходила из дома рано утром и возвращалась в 11 вечера. Да еще и побитая, исцарапанная… Родители спрашивали: «Ты точно на тренировке была, а не где-то еще? Может, не надо вообще тебе все это, какой-то не женский вид спорта совсем ведь?»
Но мне очень нравился гандбол – и я продолжала заниматься. При этом у меня было несколько подружек, которые сначала тоже ходили на гандбол, а потом им стало лень – и они бросили. И мне тоже все время говорили: «Забей на свою тренировку, пойдем лучше потусим-погуляем».
Несколько тренировок я прогуляла. И тренер Вера Ивановна в какой-то момент мне сказала: «Если пропустишь еще одно занятие – на следующее не приходи вообще, лучше иди гуляй дальше с этими девочками. Перспективы в гандболе у тебя отличные, но если нет желания заниматься – не занимайся, не трать свое и мое время». И все, с тех пор я никогда тренировки не пропускала.
– Как-то я делал большое интервью с бывшим игроком сборной России Виктором Эгноватовым. Он часто приезжает из Краснодара на игры «Черноморочки» – и всегда восхищается именно вашей игрой. Мол, такая хрупкая красавица – а мяч швыряет, словно из пращи. Насколько с вашим модельным телосложением тяжело противостоять габаритным соперницам? Никогда не хотелось залечь под штангу и набрать килограммов 5-7 мышечной массы?
– Если честно, я обожаю тренажерку, очень люблю качаться. Иногда даже прошу нашего тренера по физподготовке Александра Колотева дать мне какие-то индивидуальные упражнения дополнительные после тренировок. Но у меня такое телосложение, что вес не набираю. Мышечной массы у меня достаточно в объеме, а из-за отсутствия жира я не толстею. Ну вот такая генетика у моего организма.
– Вот прямо сейчас в вас, наверное, полетело множество зарядов ненависти от наших читательниц…
– (Смеется). Да, меня в команде тоже часто из-за этого называют ведьмой! Я действительно кушаю почти все – и много. Единственное – именно то, что мне нравится, что сама люблю. А не то, что называют правильным питанием.
И при этом совершенно не ем фастфуд, просто реально ненавижу его – эти бургеры, булки, еще что-то подобное (улыбается)… Наверное, повезло, что как-то так исторически сложилось в моей жизни.
Владимир Можайцев / «Быстрый центр»
Фото: «Ростов-Дон», «Черноморочка», Василий Пономарёв / ФГР, личный архив Натальи Никитиной