Публикация
Велимир Петкович: «Нет человека, который побывал в России – и не полюбил бы ее и русских людей»
24.06.2024
1844

Велимир Петкович: «Нет человека, который побывал в России – и не полюбил бы ее и русских людей»

Попрощавшийся с мужской сборной России тренер откровенно подытожил 4 года работы

На прошлой неделе Федерация гандбола России объявила об окончании сотрудничества с Велимиром Петковичем. Корреспондент «Быстрого центра» встретился с теперь уже бывшим главным тренером мужской сборной и попросил его подытожить 4-летний период у руля главной команды страны.

Беседа длилась дольше, чем обычное интервью, получившись удивительно насыщенной информацией и интересными выводами. Для удобства читателей она была разбита на три части. Сегодня – первая из них.

Про симпатию к русским людям

– За спиной у вас четыре действительно интереснейших года. Если оставить гандбол в стороне, какое впечатление на вас произвела Россия, ее люди? С какими ожиданиями вы ехали сюда, оправдались ли они?

– В последнее время много читаю и смотрю телевизор, включая немецкие телеканалы. В расписании есть действительно классные внешнеполитические передачи, которые ведут очень сильные журналисты.

Разумеется, все понимают, какая тема остается главной в повестке уже третий год. И хотя превалирует критика в адрес России, в одной из передач я недавно услышал вот такую сентенцию от одного из участников дискуссии: «Нет человека – спортсмена, дипломата, художника, который побывал в России, жил в этой стране – и не полюбил бы ее и русских людей». Прекрасные слова, с которыми нельзя не согласиться!

А на днях я слушал выступление бывшего посла Хорватии в Москве, который весьма положительно и аргументированно говорил о России, что меня немного удивило, учитывая настроения в политических кругах в этой стране в отношении Москвы…

В моем доме у России всегда было особое место: мои бабушка с дедушкой, как и отец, всегда с симпатией относились к русскому народу. И я искренне полюбил русских людей, особенно после столь длительного пребывания в стране.

Я действительно чувствовал себя здесь как дома, и сказал об этом в прощальной речи на прошлой неделе. Хотя не могу сказать, что у меня здесь было много друзей. Русские немного закрыты, я ожидал, что их менталитет чуть более открытый. Возможно, им нужно больше времени, чтобы раскрыться, оттаять.

Здесь друзья практически не встречаются дома, большая редкость, если кто-то пригласит тебя к себе в гости, это почти что чудо. Когда я приехал в Москву, специалист, который должен был стать моим помощником, за три месяца со мной даже кофе не попил. Тогда я подумал, если бы мы поменялись ролями – и он приехал бы на три месяца в Берлин, я пригласил бы его минимум 30 раз на обед и ужин, о кофе и пиве я даже говорить не буду.

Вот в этом огромная разница, но это нормально, мне кажется, менталитет русских просто несколько более закрытый, чем наш. Я по природе своей ненавязчив, уважаю право каждого на частную жизнь и даю возможность второй стороне проявить инициативу. Если это происходит, тут же перехватываю ее максимально.

Про Льва Воронина, Игоря Лаврова и Валентина Бузмакова

– Ключевую роль в подписании контракта с вами сыграл гендиректор ФГР, олимпийский чемпион-2000 Лев Воронин, который на днях стал и вашим преемником на посту главного тренера сборной. Как вам работалось вместе?

– Лев стал одним из тех, кто с первого дня был открыт и дружески настроен ко мне. Сергей Шишкарёв и он предложили мне работу в сборной России. В то же время весьма маленькое число российских игроков, выступавших когда-то в Германии, с которыми у меня были очень хорошие отношения, захотело возобновить контакт. А там поиграли действительно многие.

Я удивился, что всего несколько из них выразили желание общаться, беседовать, обмениваться опытом. Наряду с Ворониным хотел бы выделить и Игоря Лаврова, мне как-то довелось посетить клуб в Ставрополе и его лично. Он встретил меня как родного, этот южный менталитет нам гораздо ближе. Я чувствовал себя как дома, дочери, жена Игоря, директор «Виктора» – все тепло меня приняли.

– Доверительные, дружеские отношения у вас сложились и с вашим помощником Валентином Бузмаковым, который поистине стал правой рукой у вас в сборной.

– Я мог бы долго рассказывать про моего Валю, которого принял как сына. Мы в восторге друг от друга. После заседания Высшего совета ФГР как раз созванивались. Я сохраню отношения с Валей, он всегда сможет рассчитывать на мою поддержку и помощь, и не только в спорте.

Это нормально, поскольку он молодой специалист, который хочет учиться и который многому уже научился у меня. Он сказал мне, что его взгляд на гандбол поменялся после знакомства со мной. Когда он побывал на моих тренировках, ознакомился с моей методикой работы, посмотрел разборы по видео, то сказал, что ему показалось, что это будто уже другой вид спорта.

Однажды мы беседовали в моем номере на базе в Новогорске – и я сказал ему: «Всем, что знаю как тренер, поделюсь с тобой!» Иначе не умею. Когда-то давно мой бывший тренер Перо Яньич что-то подобное сказал мне: «У меня никогда не будет секретов от тебя. Ты спрашивай обо всем, что интересует, я расскажу!»

– Такое отношение – скорее исключение из правил?

– Многие тренеры не хотят раскрывать свои секреты, особенно в части руководства командой во время матча, психологической подготовки игроков, что является самой трудной задачей в работе с нынешним поколением гандболистов. Немалая часть специалистов – консерваторы, не хотят меняться сами и ведут себя так, будто в гандболе ничего не изменилось тоже.

А в гандболе все изменилось! Прежними остались лишь размеры площадки – 40 на 20 метров. Остальное теперь иначе: подготовка к матчам, тренировочный процесс, тактический разбор, игра в защите, нападении, выстраивание отношений со СМИ, болельщиками, спонсорами...

Сегодня это все входит в круг задач гандбольного тренера. В прошлом он только тренировал, а сегодня – если не справится со всеми перечисленными задачами, то не сможет добиться успеха.

Про предложения из бундеслиги

– В прошлом году под конец сезона у вас была пара предложений из немецкой бундеслиги, но в ФГР не хотели, чтобы вы совмещали работу в сборной и клубе. Это как-то повлияло на ваше решение уйти по истечении контракта?

– Нет, и хотя было желание поработать в бундеслиге, я согласился с позицией ФГР. Повторю то, что сказал недавно, когда отчитывался в Федерации за проделанную работу – я очень благодарен главе ФГР Сергею Шишкарёву. Я считаю, что человек, который выделяет на спорт деньги из своего кармана, достоин уважения.

Если бы было больше таких людей, и положение дел в российском гандболе было бы лучше. Сколько их, лично финансирующих наш вид спорта? Так что такого человека мы должны уважать.

Хотим мы в этом признаваться или нет, до моего приезда мужской гандбол был в плачевном состоянии, на чемпионате Европы-2020 Россия заняла 22-е место среди 24 команд. Полкоманды не играло, а те, кто остался, играли, но без огня в глазах, уж не знаю по каким причинам.

Хотел в этом разобраться, стал приглашать игроков поговорить, беседовал с ними, убеждал. В итоге удалось создать коллектив, мы стали настоящей семьей. За четыре года у руля сборной не было ни одного конфликта с игроками, а этого весьма трудно ожидать, когда ты – иностранец – руководишь коллективом из 20 молодых людей.

Сергей Шишкарёв всегда был рядом, оказывал поддержку, а если у него не получалось встретиться лично, писал мне во-о-от такие сообщения (Петкович показывает расстояние между ладонями сантиметров в 15 – прим. «БЦ»)! Я знаю, каким бизнесом он руководит, но несмотря на это – и тем более ныне, в такой сложный период, Шишкарёв всегда находил время писать мне такие сообщения, например, из Шанхая или Бразилии! Еще раз подчеркну – такой человек заслуживает уважения.

Русские в подобных ситуациях не используют глагол «любить», Сергей на это тоже обращал мое внимание, но мы на Балканах несколько более эмоциональны, и я могу сказать, что этого человека не только очень уважаю, но и люблю.

– В числе ваших критиков были и те, кто утверждал, что после отстранения сборной России от участия в крупных международных турнирах вы остались на посту только из-за денег. Как ответите им?

– На днях я пригласил на ужин в один сербский ресторан в Москве 12 человек из ФГР и Олимпийского комитета России. В ходе застолья зампредседателя Высшего Совета ФГР Игорь Степанов обратился к собравшимся со словами: «Петко – единственный главный тренер сборной России, который не только получил заработанные деньги, но и не забыл попрощаться. У него такая же душа, как у нас».

Сначала говорили мои гости, потом я, после чего тепло попрощались. Ухожу, а сердце переполняют эмоции, хочу, чтобы мы все тепло вспоминали друг друга! Разумеется, не всегда все было идеально, когда команда проигрывает, главный тренер традиционно подвергается критике, но ее высказывали корректно и в лицо, за спиной никто ничего не говорил.

Про ЧМ-2021 и ЧЕ-2022…

– Пора вспомнить и спортивные результаты. В новом качестве вы дебютировали на ЧМ-2021, на котором Россия завоевала 14-е место, а годом позже, на ЧЕ-2022, стали с командой девятыми на континенте. Какие впечатления остались от этих турниров?

– Во-первых, давайте не забывать, как мы оказались на чемпионате мира в Египте. Это личная заслуга Сергея Шишкарёва. Ему удалось убедить президента IHF Хасана Мустафу и других людей, принимавших решение, выдать нам уайлд-кард… Это предотвратило окончательный обвал российского гандбола в бездну.

Мы уехали в Египет, глава ФГР, несмотря на огромную занятость на работе, прилетел туда тоже, чтобы на первой игре поддержать команду. Мы очень хорошо провели этот турнир, хотя кто-то может задать вопрос, какого именно результата мы добились на ЧМ. Согласен, в плане результата мы не сверкнули, закончили на 14-й позиции, зато нам удалось остановить падение российского гандбола.

Мы обыграли Словению, на тот момент третью сборную мира. Это придало игрокам уверенности в собственных силах и сыграло важную роль в подъеме командного духа.

У меня до сих пор бегают мурашки по коже, когда вспоминаю подготовку к той игре. Был запрещен гимн, флаг, герб, нас даже лишили права называться Россией. Перед тем, как дать установку на игру, я разработал специальный сценарий. На стену раздевалки повесил флаг России, позади меня висел герб, а на моей майке на груди был также российский флаг…

Телевидение постоянно следило за командами, операторам разрешалось входить в раздевалки, но я сказал начальнику команды, чтобы встал у двери и не пускал никого, пока игроки не вернутся с разминки. Когда они зашли обратно в раздевалку, я видел во взгляде каждого, как они морально растут. А потом сказал им, что мы, балканцы, самые опасные и самые дикие, когда кто-то обидит нас, посягнет на что-то наше, добавив: «А у вас, ребята, отняли идентичность, национальную принадлежность!»

Когда они вышли на площадку с таким настроем, то просто проехались катком по словенцам, соперника не было видно вообще. У нас было 7-8-9 мячей преимущества, закончили с перевесом в 6 голов. Это были незабываемые мгновения.

…и про то, что там получилось и не получилось

– А потом началась вторая стадия чемпионата…

– В итоге мы без очковых потерь заняли первое место в группе. В следующей стадии нас ждали Швеция с Египтом, и для соперников столь высокого уровня нам не хватало лучших игроков.

В команде не было Павла Атьмана, Александр Шкуринский травмировался еще перед началом чемпионата, также отсутствовал леворукий полусредний Сергей Иванов. Я рассчитывал выиграть группу, чтобы не начинать второй раунд сразу со встречи с хозяевами, с Египтом лучше было бы сыграть в конце, когда все решается.

Но египетская сборная минимально уступила Швеции, и первыми в той группе оказались скандинавы, а нам сразу же пришлось сразиться с хозяевами. Возможное поражение египтян поставило бы крест на их надеждах попасть в четвертьфинал. Мы уступили, определенную роль в поражении сыграли и испанские судьи, но это теперь не столь важно.

Иногда в беседах с руководством ФГР я вспоминаю ЧЕ-2022, а Лев Воронин обычно в таких случаях добавляет: «Не забывай Египет, там мы тоже сыграли неплохо!» Но именно после победы над Словенией, обладателем бронзы предыдущего чемпионата мира, начались нападки на меня со стороны некоторых российских тренеров.

Вышло интервью с Евгением Трефиловым и Владимиром Максимовым, которые делали замечания по тактике. Команда, оказавшаяся на последнем чемпионате Европы в подвале турнирной таблицы, побеждает третью сборную мира, а меня критикуют, будто Россия была разгромлена в пух и прах!

Эти высказывания разочаровали меня, неужели они думали, что из-за этого в России позабудут их успехи? Как их забыть, если Россия с тем самым Трефиловым выиграла все что можно, и он навсегда останется в истории российского гандбола как один из величайших тренеров, кому вообще придет в голову оспаривать его достижения?

– Легкая, скоростная сборная России, которая играет в привлекательный, современный гандбол, стала сюрпризом для многих на следующем чемпионате Европы...

– После ЧМ-2021 мы сумели собраться, уверенно выиграли первое место в нашей отборочной группе и оформили выход на чемпионат Европы. На турнир поехали без травмированных Шкуринского, Киселёва и Иванова, без полусреднего-левши в составе, а затем уже на месте потеряли Даниила Шишкарёва с Сергеем Марком Косоротовым, которые подхватили коронавирус.

Но мы показали настоящую, скажем так, гандбольную рапсодию, в группе обыграли сборную Норвегии, претендовавшую на золотые медали, а вслед за ней – Словакию с Литвой. Играли просто блестяще, но в основном раунде нам постоянно не везло.

Вспомните: в урезанном составе трагически проигрываем чемпиону мира Испании в один мяч, мажем с пенальти на последней секунде, хотя по ходу матча вели пять голов! В следующей игре уступаем Германии в один мяч. В концовке ничья, мы атакуем. Арбитры свистят «в игрока», отбирают мяч, и немцы забрасывают с сиреной.

Против Польши мы сыграли вничью, а за 10 секунд до конца судья показал мне красную карточку. Несмотря на это, отовсюду звучали похвальные слова со стороны тренеров, агентов, игроков, отмечавших качество нашей игры. Все недоумевали: «Что происходит, это какая-то новая Россия!»

В стране телетрансляцию решили показать на федеральном канале, болельщики были в восторге, это была другая сборная, игроки которой борются, «кусаются», бросаются за каждым мячом, как когда-то в прошлом. Это был замечательный чемпионат, хотя с точки зрения результата он мог для нас и лучше закончиться.

Считаю, что мы заняли восьмое место, поскольку разность заброшенных и пропущенных мячей у нас была лучше, чем у Хорватии. Я по сей день не понимаю, почему нас в итоговой таблице поставили девятыми! По очкам и голам мы были восьмыми…

 

Боян Шоч/«Быстрый центр»
Фото: Василий Пономарёв/ФГР, Максим Серёгин/ФГР

Подпишись и следи за новостями сайта

Читайте также

Подпишись и следи за новостями сайта