Как объявила на днях Федерация гандбола России, главным тренером юниорской сборной страны, которая будет сформирована из девушек 2008-2009 годов рождения, назначена Оксана Роменская. «Быстрый центр» побеседовал с трехкратной чемпионкой мира и серебряным призером Олимпийских игр 2008 года.
– Расскажите, пожалуйста, Оксана, что предшествовало вашему назначению.
– В начале осени федерация объявила конкурс на замещение должности главного тренера юниорской команды. Узнав об этом, я подала все необходимые документы, после чего ждала решения.
– Чем же вас привлекла работа с самой младшей из сборных?
– Как тренер я начинала с детьми. В 2018 году устроилась на полставки в тольяттинской детской спортивной школе «Олимп», спустя два года перешла в ГАУ ДО СШОР №1. Занималась с девочками 11-12 лет. До сих пор веду там группу детей 2016-17 годов рождения, которых называю «бусинками». Словом, накопился определенный опыт, который побуждал попробовать себя на более высоком уровне. Когда приступила к работе с детьми, даже не ожидала, как она меня захватит. Мне понравилось видеть сумасшедший накал эмоций, горящие глаза. Это невероятные ощущения!
– Разве вы не тренировали студенток в Тольяттинском государственном университете?
– В ТГУ я работала преподавателем на кафедре адаптивной физической культуры, спорта и туризма с 2010 года и вплоть до середины прошлого сезона, когда стала одним из тренеров в основной команде «Лады». На очном отделении учились многие гандболистки. Кто-то из студенток прекратил серьезные занятия гандболом, но навыками обладал. Вот университет и выставлял команду на соревнованиях между вузами. В 2011 году мы, если память не изменяет, даже победили на Всероссийской универсиаде, год спустя заняли 2-е место.
– Так или иначе, ваш тезис о том, что вы начали тренерскую карьеру в 2018 году, не совсем точен.
– Соглашусь. Просто в ту пору это было для меня чем-то вроде хобби. Предложили поработать со студенческой командой – да, пожалуйста! Хотя уже тогда почувствовала азарт. Еще недавно бегала по площадке, как вдруг статус поменялся: я руковожу процессом. Это было очень занятно. «Оказывается, в роли тренера тоже есть кайф», – подумала я. И все же поглощали мысли о семье. В 2012 году родила дочь Алису и наслаждалась материнством. Потом на свет появился сын Виктор, который сейчас ходит во второй класс. Дальше ждала, когда дети подрастут.
– В конце концов, вы привлекли обоих детей в гандбол?
– Да. Водила Алису в разные развивающие секции, пока не остановилась на гандболе. Теперь мы все в «Ладе». Я работаю в первой команде, мой муж Евгений, тренер по ОФП – во второй. В спортивном комплексе «Олимп» несколько площадок. Иногда бывает, что работаю на первом «поле», Алиса в это время – на пятом, а Виктор – на шестом. Раньше я хотела, чтобы сын занялся греко-римской борьбой, но возить детей куда-то в другой район просто не было времени.
– Прозвучало как безысходность…
– Ни в коем случае! Так совпало. А вообще желание самого человека – самое главное в спорте. Никогда не нагнетала обстановку: мол, только гандбол – и ничего другого.
– К тому же, учитывая ваш высокий рост, у Алисы, наверняка, есть генетическая предрасположенность к гандболу.
– Детские тренеры всегда обращают внимание на рост родителей. Ей годика четыре было, когда тренеры уже говорили, что ждут ее! Теперь она занимается у Нины Борисовны Савиновой, которой я еще недавно помогала в школе. Летом на гандбольном фестивале в Тольятти наша команда девочек 2012 года рождения заняла первое место.
– В «Ладу» вы ведь пришли летом 2022-го?
– В прошлом сезоне работала в молодежной команде вместе с Алексеем Александровичем Жаворонковым. Благодарна ему за то, что он передавал мне свой опыт, позволял вести игры и самостоятельно проводить тренировочный процесс. Жаворонков вселял в меня уверенность, что я способна на большее. Приятно, что мы добились результата – победили в молодежном первенстве.
– При этом вы быстро поднимались по «служебной лестнице», став спустя полгода одним из тренеров основной команды. Как это произошло?
– Помочь основе попросил после Нового года генеральный директор Антон Сергеевич Анташев. В итоге в течение полугода я совмещала работу в двух командах «Лады» и детской школе, поскольку не могла оставить свои группы посреди сезона. График был очень насыщенный, работала буквально с утра до вечера, но это испытание помогало развиваться как тренеру. Ведь приходилось иметь дело со всем спектром игроков: начинающими, молодежью и профессионалами.
– Давайте уточним: сколько у вас совмещений теперь?
– На данный момент я старший тренер первой команды. К «Ладе-2» больше отношения не имею. В школе у меня группа маленьких – 2016-2017 годы рождения. И вот получила третью работу в юниорской сборной.
– Как это назначение восприняли ваши близкие?
– Конечно же, мы обсудили вопрос на семейном совете. Муж Евгений меня поддержал, хотя прекрасно понимал, что для него это обернется еще большей заботой о детях. Поэтому я подала документы со спокойной душой.
– Кто-то из родителей вам помогает?
– Мои родители в Ростове-на-Дону, откуда не всегда могут приехать. Помогает свекровь.
– Вы рассказывали, что именно супруг повлиял на ваше решение прийти полтора года назад на работу в «Ладу».
– Действительно, он один из тех, кто вдохновил меня на этот шаг. Евгений работал с Жаворонковым и постоянно подбрасывал дровишек в огонь рассказами об интересных тренировках и событиях в команде. Тем самым он разжигал мое желание поработать с взрослыми гандболистками. Получилось круто!
– Общеизвестно, что «Лада» – главный в стране питомник женских гандбольных кадров…
– Это правда. Воспитанницы клуба есть в каждой команде. Другие клубы интересуются нашими детьми уже в подростковом возрасте.
– Выходит, ситуация развивается по сценарию футбола, в котором агенты всячески обрабатывают родителей юных спортсменов?
– Насчет агентов не знаю, но определенная работа с родителями ведется. Тенденция налицо. Дети уезжают во все более раннем возрасте. Наша задача – как можно дольше их сохранять и доводить до высшего уровня, убеждать самих спортсменов и их родителей, что они нужны главной команде «Лады», с которой могут добиться больших успехов.
– Игроки из Тольятти у вас перед глазами. Но теперь как тренеру сборной вам придется, очевидно, просматривать юных гандболисток в разных местах, ездить по турнирам?
– Весной финал первенства России для команд 2008 года пройдет в Краснодаре. А летом в Тольятти после фестиваля предстоит Спартакиада по этому возрасту. У нас есть расширенный список кандидатов в сборную. Некоторые заявлены в составы команд, участвующих в молодежном первенстве и даже в Высшей лиге. Их всех надо просматривать. Будем делать это вместе с другими членами тренерского штаба, который ФГР еще должен утвердить. Первый раз планируем собраться летом, затем будем приглашать на каждый сбор новых игроков. Так постепенно сформируется костяк команды. Хорошо, что многое можно увидеть в интернет-трансляциях. Но я надеюсь все-таки попасть на финал в Краснодаре. Нужно посмотреть весь поток, потому что отдельные таланты могут оказаться в составах команд, которые не входят в число лидеров. Необходимо также наладить диалог с тренерами. Впереди огромная работа.
– Не вступит ли она в противоречие с вашей деятельностью в «Ладе»?
– Перед тем, как подать документы, разговаривала с руководством клуба. Со стороны президента Ирины Близновой, генерального директора Антона Анташева, а также главного тренера Дмитрия Тихона услышала только слова поддержки. Хотя понимаю, что некоторые сложности при организации сборов могут возникнуть. Очень радует, что сегодняшним юным игрокам есть на кого ориентироваться. Они стараются быть похожими на своих кумиров из числа ведущих гандболисток страны, что-то заимствуют из их арсенала. Девочки живут гандболом и безумно хотят проявить себя. Талант ведь важен, но к нему нужно еще многое добавить. Прежде всего – работоспособность. А это невозможно без огромного желания двигаться вперед.
Александр Просветов/«Быстрый центр»
Фото: Алексей Ерёмин/ФГР