Левый полусредний сборной России и «Черноморочки» Наталья Никитина рассказала о своем гандбольном пути, выступлении за сборную России, семье и планах на новогодние праздники.
По итогам голосования портала «Быстрого центра» гандболистка была выбрана лучшим игроком по итогам ноября.
– Как восприняли признание лауреатом ноября?
– Честно говоря, было очень приятно и неожиданно. Ведь в номинантках значились сильные и именитые игроки. Для меня почетно находиться в одной компании с ними. Тем более не думала, что обойду их в голосовании. Рада, что тем самым привлекаю внимание к своей команде – «Черноморочке».
– Следите за личной статистикой? Или сейчас произнесете в ответ стандартное: « Главное, чтобы команда побеждала»?
– На самом деле же, в первую очередь, важен результат команды. Личная статистика у меня на втором плане. Быть помешанной на ней, на мой взгляд, не совсем правильно. Есть, правда, игроки, которые из-за нее убиваются, страшно переживают, что им, допустим, не отдали пас в выгодной ситуации. Я же отношусь к цифрам более спокойно. Радуюсь не только голам, но и хорошей передаче или просто полезному действию на площадке.
– После 15 туров вы на первом месте в списке бомбардиров OLIMPBET Суперлиги. Полина Шаркова из «Астраханочки» отстает на 2 мяча, Алиса Дворцевая – на 6. При этом они чаще бросают 7-метровые. У Шарковой – 10 голов с пенальти, у Дворцевой – 22. Почему же вы исполняли пенальти в этом сезоне только дважды? Не любите?
– Да я не против того, чтобы бросать 7-метровые, но в команде есть штатные пенальтисты. Хотя, если вижу, что бросок у них не идет, могу взять инициативу на себя.
Был такой случай, когда выступала еще за «Звезду». Играли с кем-то на Кубок. Основные пенальтисты никак не могли реализовать 7-метровый. В важный момент взяла мяч. Вдруг слышу голос Алексея Николаевича Гумянова: «Нет! Только не она!» «Почему?! – недоумеваю я. – Что я такого сделала?» А Гумянов продолжает кричать: « Положи мяч!»
Все-таки я бросила – и забила. Гумянов же потом объяснил, что был на эмоциях, а я, мол, слишком импульсивная: «Семь метров должны бросать более уравновешенные. Но раз забила, то молодец!»
– Штатные пенальтисты в «Черноморочке» – это ведь Юлия Хавронина и Елена Смирнова?
– Еще Екатерина Нефедова.
– Длинная у вас очередь к «точке». Притом Смирнова запомнилась точным броском с 7-метрового за секунду до конца октябрьского матча с «Кубанью», принесшего победу вашей команде со счетом 30:29. Встречи с краснодарской командой действительно были для вас принципиальными?
– Вокруг них поднимали много шумихи: мол, дерби Краснодарского края. Но мы готовились к этим матчам точно так же, как и к другим. Никто не говорил, что надо в первую очередь обыграть именно этого соперника. Нам в принципе нужно побеждать и набирать очки. «Кубань» – такой же соперник, как и все остальные.
– Не находите ли тем не менее, что победы в октябре «на зубах» – а вы обыграли с разницей в один мяч «Ставрополье», «Кубань» и «Звезду» – были важны для обретения уверенности созданной почти с нуля командой? Одно дело – громить аутсайдеров, другое – переламывать соперников, которые плюс-минус равны по силам.
– Конечно, коллектив воодушевляется после таких матчей. Говорят же, что нужно почувствовать вкус победы. Важной была и ничья в Астрахани. Впрочем, наша команда в себя всегда верит.
– И вы ожидали, что после 15 туров «Черноморочка» будет располагаться на 4-й строчке?
– Может быть, и не думали, что заберемся столь высоко, но у нас есть серьезные цели на сезон, которых стремимся достичь, несмотря на то что команда дебютирует в Суперлиге.
– В чем же они состоят? Попасть в первую шестерку?
– Аппетит приходит во время еды. Нам уже сказали, что нужны медали, и мы постараемся за них побороться. Думаю, это по силам. В некоторых матчах мы это доказали, пусть у нас команда-середнячок, в которой нет звезд.
– В начале карьеры вы побывали в команде «Ростов-Дон-2», немного поиграли в аренде за АГУ-«Адыиф», а потом семь сезонов работали в звенигородской «Звезде» с Гумяновым. Это, видимо, он позвал вас в «Черноморочку» ?
– Когда поступило предложение, я не знала, кто будет работать с командой. Взяла паузу на раздумье. И сразу согласилась на переход, когда пришла информация, что главным тренером в Новороссийске будет Гумянов. Это тренер, чьи требования я хорошо знаю. С ним у нас установилось полное взаимопонимание.
– Тем не менее позади был успешный бронзовый сезон, Звенигород совсем рядом с Москвой. Условия в «Черноморочке» оказались привлекательнее, чем в Подмосковье?
– Да, они отличаются в лучшую сторону. Недаром говорят, что человек выбирает там, где лучше.
– Заодно, быть может, сбылась детская мечта пожить у Черного моря?
– У меня такой мечты не было. Но я рада тому, что так получилось. Нравится город и то, что море рядом. Это круто!
– Вы поселились в Новороссийске или Абрау-Дюрсо, где проходят тренировки и игры?
– Можно было выбирать. Предпочла большой город с более развитой инфраструктурой. В Новороссийске есть и набережная, по которой приятно прогуляться, и большие магазины, и салоны красоты.
– Вы частый посетитель салонов?
– Конечно. Я же девочка! Все время что-то нужно: то волосы покрасить, то ногти сделать, то к косметологу сходить. При этом цены не отличаются от московских.
– На тренировки как добираетесь?
– Игроков по городу собирает автобус. Дорога занимает немного времени. Но я, как и некоторые другие, предпочитаю ездить на собственном автомобиле, который перегнала из Подмосковья. Мне так проще. Потренировалась, пообедала – и домой.
После занятий нас, кстати, кормят на базе обедом или ужином. Это удобно. Такого в моей практике нигде не было.
– Краснодарский край ничем не напоминает Казахстан, в котором вы выросли? Скажем, обилием фруктов и овощей?
– Это вообще другое. Кстати, часто пишут, что я родилась в Алма-Ате, хотя на самом деле мое место рождения – город Бийск Алтайского края. В Казахстане жила с 5-го по 11-й класс.
– Следите за выступлениями сборной Казахстана на проходящем сейчас женском чемпионате мира?
– Некоторые матчи смотрела, но до конца не выдерживала. Расстраивалась. Хотя подруг в команде нет, практически всех игроков так или иначе знаю. Лучше других – Веронику Хардину, мою ровесницу, тоже 1996 года рождения. Вместе играли. К сожалению, гандбол в Казахстане как был на низком уровне, так и остался. Не те скорости. Игроки допускают глупые ошибки вроде двойного ведения. Обидно за них.
– Вы за какой казахстанский клуб выступали?
– «Иле» (Алма-Атинская область). Только его уже давно нет. Закрылся.
– Что значит это название?
– Не знаю (смеется).
– Ну вот… Хотелось проверить вас на знание языка…
– На самом деле в школе у меня всегда была оценка «отлично» по казахскому. Летом приезжала к маме и сестре в Алма-Ату. Думала, что многое забыла, но чувствовала себя в казахской языковой среде вполне уютно. Все понимала. Были затруднения разве что с отдельными словами.
– Что за девочку вы держали на руках после победы «Звезды» над «Ладой» во втором и последнем матче серии за 3-е место прошлого чемпионата?
– Это моя племянница Эльнара. Они с ее мамой, моей сестрой Таней, которая замужем за азербайджанцем, приехали тогда поддержать меня. На следующий день мы улетели в Казахстан. Татьяна – средняя сестра. Старшую зовут Ксенией. Она живет на Алтае, как и наш отец.
– В прошлом вы рассказывали, что вас так активно зазывали в сборную Казахстана, что даже фиктивный брак заключить предлагали. Не жалеете, что не согласились? Сейчас бы на чемпионате мира выступали.
– Нисколько не жалею. Рада, что вернулась домой, в Россию. Всегда мечтала поиграть в российском чемпионате и выступать за сборную. И очень рада, что это удалось. Получила серебряные медали за чемпионат Европы U-19 и молодежное первенство мира 2016 года в Москве, хотя игрового времени на этих турнирах, к сожалению, доставалось мало.
– Так вы и за национальную команду играли! Не только недавно в Беларуси, но и 2019 году в Швеции.
– Это были товарищеские матчи. Хотя свое время на площадке старалась использовать по максимуму, чтобы проявить себя.
– Как считаете, у вас был шанс поехать на Олимпийские игры в Токио?
– Нет. Трезво смотрю на жизнь. В составе были куда более опытные игроки. Не думаю, что подошла бы команде по уровню.
– Вот это самокритика! Между тем Людмила Бодниева хвалила вас после недавних товарищеских матчей с белорусками. Причем вы иногда находились на площадке одновременно с Шарковой, тоже левой полусредней, и периодически становились разыгрывающей, хотя говорили, что не любите играть на этой позиции.
– В первой игре в центре больше действовала Полина, я же играла на месте левой полусредней. В целом мне это больше нравится, но в сборной готова играть где угодно. Надо сказать, что с Шарковой было очень комфортно, хотя мы впервые встали с ней в связку. Чувствуется высокий уровень. Когда у человека такое игровое мышление, играть с ним просто.
– И все-таки, в «Звезде» вы, по вашим же словам, воспринимали отправку в центр как наказание…
– Теперь такого нет. Проблема в том, что в центре больше раздолья. Ты чаще получаешь мяч. Я везде вижу «дырки», ситуации для продолжения атаки – и порой заигрываюсь.
– Инстинкт охотника?
– Именно. По привычке, скорее, буду лезть сама, чем кому-то отдавать.
– На Новый год, который уже близко, поедете к родным в Казахстан или на Алтай?
– Вряд ли. Сложно добираться. Тем более из Новороссийска. Да и едва ли нам дадут много выходных. Наверное, проведу их в Новороссийске либо в горы поеду. На Домбай или в Архыз. Еще ни разу там не была.
– На горных лыжах катаетесь?
– Только на обычных. Я же жила в Сибири! А на горных или сноуборде не умею.
– Так они вам, наверное, контрактом запрещены?
– Как и все травмоопасные аттракционы. Но на горнолыжном курорте можно просто погулять.
Александр Просветов / «Быстрый центр»
Фото: Максим Серёгин / ФГР, «Черноморочка», личный архив Натальи Никитиной