Правый крайний сборной России U-19 и «Черноморочки» Валерия Вайкум в интервью «Быстрому центру» рассказала об Играх стран СНГ, переходе в новороссийский клуб и занятиях гандболом в детстве.
– Как вы сами, Лера, восприняли присуждение вам приза MVP Игр стран СНГ?
– Честно: вообще не ожидала такого. До сих пор не понимаю, почему выбор пал на меня. Бывало, называли лучшим игроком в «Кубани-2», в сборной пару раз выделяли после матчей, но по итогам целого турнира отметили впервые.
– Со сверстницами из Белоруссии вы встречаетесь постоянно, выиграли у них все шесть матчей, состоявшихся до Игр стран СНГ, теперь – еще два. Но счета на сей раз не убийственные – 30:25 на предварительном этапе, 34:28 в финале. В Бресте победы дались тяжелее, чем прежде?
– Пожалуй. Раньше мы играли товарищеские матчи и потому были несколько расслабленными. Теперь же проводились официальные соревнования, и белорусская команда старалась показать себя как можно лучше перед своими зрителями.
– Во втором тайме финального матча вы выигрывали 3-4 мяча, как вдруг соперницы к 45-й минуте сократили отставание до минимума – 22:23. Что сказал в этот момент во время тайм-аута главный тренер Алексей Гумянов?
– «Девчонки, давайте успокоимся!» Тренер внес коррективы в защите, сказал, что сделать в нападении, и мы быстро нарастили преимущество.
– Как принималось решение применить в финале систему защиты 5-1?
– Первый матч с Белоруссией мы начали 6-0, но не все получалось, и потому перешли на «актив». Алексею Николаевичу понравилось. Перед финалом посмотрели видеозапись игры, учли ошибки и вышли активно защищаться уже с первых минут. Только в концовке встали 6-0.
– Насколько привычна для вас позиция выдвинутого вперед игрока?
– В «Кубани» я была основным передним защитником, так что навык имелся. В сборной, правда, больше ставили на эту позицию Соню Васильеву, но она еще в первом матче с Белоруссией получила травму, и тренер сказал мне: «Кто, если не ты?» Иногда менял на Настю Чешеву.
– Известно, что в Брест поддержать вас приезжали ваши родители.
– И мои, и Насти Чешевой. Два года назад они познакомились в Черногории на чемпионате Европы среди девушек до 17 лет, подружились. Мы стали ездить друг к другу в гости: они – к нам в Краснодар, мы – к ним в Волгоград. В конце 2021 года наши родители вместе летали на турнир в Венгрию, а теперь вот приехали поболеть в Белоруссию. Они вообще любят путешествовать.
– Очевидно, и вы с Настей стали подругами?
– Так вышло, что в Черногории нас поселили в одном номере. Мы и до этого хорошо общались, а во время чемпионата Европы сдружились.
– Надо же – как все совпало!
– Тот чемпионат Европы, на котором наша команда завоевала бронзовые медали, вообще остался в памяти. На сегодняшний день это – самый важный турнир в моей жизни.
– Как случилось, что в полуфинале потерпели поражение от Германии, хотя к перерыву выигрывали – 18:14?
– Помню, что играли очень хорошо, за три минуты до конца основного времени вели в два мяча, но соперницы счет сравняли, а на овертайм у нас не хватило силенок. Потом собрались на матч за 3-е место и обыграли Данию. Не хотелось уезжать без медалей. Четвертое место – самое обидное. Многие из того состава сейчас играли в Бресте: Чешева, Васильева, Карпец, Махатадзе, Мусина, Островская. Костяк команды сохранился.
– У вас редкая фамилия – Вайкум? Какого она происхождения?
– Немецкого. Мой дедушка родился в Германии, во время войны оказался в Казахстане. Там появился на свет мой папа.
– Ваши родители имеют отношение к спорту?
– Нет. Отец «стеклит» Краснодарский край – и не только. У него фирма по остеклению домов. Мама – домохозяйка. Моей маленькой сестренке Вике четыре годика. А еще у меня есть 13-летний брат-футболист: Саша занимается в Академии футбола Краснодарского края. Конечно, теперь родители следят за происходящим в гандболе. Когда же я только начала им заниматься, не знали толком, что это за вид спорта. Когда мы пошли с мамой на первое занятие, я спросила: «Куда ты меня ведешь?» «Будешь играть, наверное, с овальными мячиками», – сказала она, почему-то спутав гандбол с регби. Вернувшись, я сообщила, что мячики вообще-то были круглые.
– Что же побудило отдать дочь в гандбол?
– Когда мне было 10 лет, в школу пришел тренер Станислав Юрьевич Дроботов. Зайдя в класс, спросил: «Кто среди вас высокий?» Я, маленькая ростом, сижу тихо. «А левши есть?» Тут уже я руку подняла. «Мы тебя позовем», – пообещал тренер. И записал мамин номер телефона. После первого занятия мне не хотелось снова идти в секцию, но мама настояла.
– Из желания привлечь ребенка к спорту?
– В детстве я на плавание ходила, как-то тренировку по тхэквондо посетила, еще где-то побывала... А тут как раз такой период выдался, что ничем не занималась. Вот мама и заявила: «Нечего дома без дела сидеть».
– Но тренер вашей сборной Елена Комарчук, работающая также в краснодарской спортивной школе «Академия гандбола», рассказывала, что вы начинали заниматься у Ирины Васильевны Кос.
– Дело было так. Ирина Васильевна попросила Дроботова набрать детей в моем районе. Сама-то она живет от нас далеко. Примерно полгода я посещала гандбольную секцию, а потом Станислав Юрьевич отправил меня в ДЮСШ со словами: «Я передам тебя тете, у которой будет настоящий гандбол».
– Родную «Кубань» покинули оттого, что в ней собралось слишком много крайних игроков?
– Не скажу, что боялась конкуренции. Можно было бы остаться и побороться за место в составе. Но захотелось перемен. Да и Алексей Николаевич Гумянов не чужой человек. Он позвал – и я ответила согласием. Новороссийск, море – другая жизнь. Притом я всегда была патриоткой Кубани и не хотела уезжать далеко от дома. Максимум – Ростов-на-Дону или Майкоп. А тут появился интересный вариант в каких-то 150 километрах от Краснодара.
– Анапа, если вздумается поплавать, и вовсе рядом.
– Геленджик еще ближе. Я как раз в нем в этом году после сезона недельку отдыхала.
– Но главный мотив вашего выбора в пользу «Черноморочки» – это все-таки Гумянов?
– Да. Впрочем, в «Черноморочке» вообще немало знакомых, и это большой плюс. Сергей Иванович Матяж, который в прошлом сезоне выводил новороссийскую команду в Суперлигу и остался теперь в качестве старшего тренера, раньше работал в «Кубани-2». Вместе со мной в краснодарском дубле играли многие девушки: Валерия Калачная, сестры-близнецы Алина и Арина Сергиенко, София Панасовская, Елизавета Дяченко, Юлия Косенко. Кроме того, этим летом ЦСКА отдал в аренду Лизу Суздальцеву, мою подругу детства, с которой как раз вместе начинали заниматься гандболом у Ирины Васильевны Кос.
– Вы с Суздальцевой успели хотя бы показаться в новой команде, учитывая, что готовились в составе молодежной сборной к Играм стран СНГ?
– Совсем ненадолго. Выйдя из отпуска, приняли участие в одной втягивающей тренировке. Поделали упражнения на растяжку, кросс побегали и уже на следующий день уехали на двухнедельные сборы в Тольятти. Вернувшись, застали один трехдневный тренировочный цикл – и отправились на заключительный сбор перед Играми стран СНГ в Чехов.
– Почувствовали, что опережаете в подготовке к сезону партнеров по клубной команде?
– Честно говоря, да. Для них некоторые упражнения, которые предлагал Алексея Николаевич, оказались новыми, мы же их уже «проходили». Если в Тольятти сочетали работу с мячами и физподготовку, то в Чехове и утром, и вечером был гандбол, не считая, конечно, обязательной утренней пробежки.
– Будете жить на базе в Абрау-Дюрсо или снимать квартиру, как делали в прошлом сезоне Валерия Калачная и Вероника Страхова?
– На базу заехали футболисты «Черноморца». Нам же клуб будет оплачивать жилье. Вернее, установлена сумма, которую он будет компенсировать. Квартиру каждый искал сам. Мы с Суздальцевой присмотрели жилье в Новороссийске в соседних домах.
Александр Просветов / «Быстрый центр»
Фото: БФГ, Zarya.by, Дарья Роткевич / ФГР