По итогам сбора в китайском Шэньчжэне, увенчавшегося двумя победными для сборной России матчами с хозяйками, на вопросы «Быстрого центра» ответила главный тренер национальной команды Людмила Бодниева.
– Людмила Валериевна, примерно год назад в нашем разговоре вы удивили, сказав, что довольны тем сбором больше, чем на 100%. А поездку в Китай как оцените?
– Про этот сбор немного по-другому скажу. Во-первых, он был не самым продолжительным – при этом, что важно, мы не порушили клубам планы. И не было смысла грузить девчонок физически: все приехали после сборов с ОФП. Хотя и с разной степенью готовности к мячу.
Во-вторых, все максимально хорошо поработали на тренировках – и в играх по самоотдаче все было отлично, другого мнения тут даже быть не может.
Еще отмечу, как сейчас модно говорить, смену локации. А также соревновательный опыт, несмотря на формально товарищеский статус игр. Для нас сейчас вот так поиграть на международном уровне – бесценно, это глоток свежих эмоций!
– Состав насколько был экспериментальным? Или это прямо близко к заявке, случись официальный матч?
– Он совершенно не был экспериментальным. Возможно, он так примерно и выглядел бы, будь сейчас сбор перед официальным международным турниром – плюс, конечно, легионеры, ну и несколько человек еще для конкуренции добавили бы.
– Вы же приехали в Китай пораньше, правильно?
– Да, была договоренность, что я помогу в подготовке китайской сборной к предстоящему в японской Хиросиме квалификационному олимпийскому турниру для азиатских сборных – еще с тех пор, когда команду возглавляла Наталья Дерепаско. Сейчас, правда, ей руководит уже местный специалист.
– И как расцениваете шансы китаянок? Кстати, это все тот же «Феникс»? Или добавились новые лица?
– К игравшим в нашей OLIMPBET Суперлиге добавились три гандболистки: полевой игрок и два голкипера. А насчет шансов… Думаю, в противостоянии с японками – 50 на 50. У Южной Кореи шансов побольше, разумеется, но мяч круглый. (Напрямую в Париж-2024 пробьется одна сборная, а занявшая второе место попадет в межконтинентальную квалификацию. – Прим. БЦ.).
– Гандболистки, насколько понимаю, добирались в Шэньчжэнь с приключениями?
– Да, проливные дожди и последующие потопы сказались: из-за всего этого наша команда прилетела в Пекин позже на 4 часа и опоздала на стыковку. Впрочем, самолеты тут курсируют регулярно, так что вылетели из китайской столицы другим рейсом. В этот день, понятно, у нас тренировок не было. А вот во все остальные неигровые, кроме одного, у нас было по два занятия.
– В Шэньчжэне тоже лило? Там же нынче, так понимаю, сезон дождей…
– Вы знаете, что удивительно, за все это время – ни капли! Хотя согласно прогнозам – и вправду дожди предполагались. Как спасались от жары? Да, действительно – было очень душно. Плюс там высокая влажность. Но это на улице. А в помещениях везде хорошие кондиционеры. Ну и потом – там сейчас не жарче, чем во многих регионах России.
– Над чем работали?
– «Физике», как уже говорила, внимание не посвящали вообще. Работали исключительно с мячами. Надо было вспомнить былые связки, наладить новые взаимодействия. И больше работали по нападению, чем по защите.
Что интересно, провели две совместные тренировки с китаянками. Точнее, полтренировки работали сами, а вторую половину – уже вместе. Один день мы были в защите, а они – в нападении, а второй – наоборот!
– В бытность игроком вам доводилось так с кем-то тренироваться?
– В России – нет, только когда в «Криме» играла. Словенки проводили такие совместные тренировки и с хорватской «Подравкой», и с черногорской «Будучностью», и с венгерками, и с другими командами.
– Почему не было трансляций матчей? Говорят, по просьбе китайской стороны?
– Абсолютно верно. Нас заранее предупредили, что их не будет. Перед той самой квалификацией все шифруются: Япония и Корея, находящиеся сейчас в Европе, тоже все игры проводят в закрытом формате.
– Ну тогда расскажите про игры, раз их никто в России не видел, поподробнее… Первая, так понимаю, сложилась потяжелее? И скажу сразу, что меня удивило: всего один семиметровый у нас в первом матче!
– Поясню: судили местные арбитры. Не самой, насколько понимаю, высокой квалификации. Мне показалось, «семериков» можно было и больше назначить.
В первом матче китаянки действительно выглядели увереннее. А может, все дело в том, что на вторую игру мы настроились чуть серьезнее. С нашей стороны были небольшие эксперименты. Попробовали с листа очень активную защиту 3–3. Это было сделано по просьбе китайской стороны. Как раз потому, что соперники готовятся к квалификации. Можно сказать, мы исполнили роль Южной Кореи и Японии…
– Ну, возможно, и самим пригодится?
– Я так скажу: это совершенно точно не будет одной из основных защит. Просто по той причине, что у наших игроков антропометрические данные отличаются. Но, может быть, когда-то и применим где-то – попробовать новое в любом случае было полезно и интересно.
– Видел статистику по вратарям во второй игре: Казьменко отразила 50 процентов бросков, два других голкипера – по 25… А как в первом матче?
– Там 50 процентов было у Рябцевой, 38 – у Каплиной, у Казьменко – 10. В целом же вратари, на мой взгляд, отыграли нормально. А выделить хотела бы двух опытных игроков. Юлия Манагарова и Ксения Макеева проявили себя великолепно как в матчах, так и в тренировках. Обе являются примером профессионального отношения к делу.
– Возвращаясь к цифрам и фактам: Кристина Кожокарь не смогла реализовать 7-метровый. После этого она продолжила исполнять пенальти?
– Нет, бросали уже другие: Мурзалиева, Стаценко и Шавман. Все – успешно. Выбирали исполнителя в зависимости от того, кто находился на площадке.
– Как здоровье Лены Михайличенко?
– Тьфу-тьфу, все проблемы позади, работала как все.
– Так понял из ваших слов, что тренировались дважды в день. Кроме одного раза. Наверное, тот день использовали для экскурсии?
– Да, особенно отдыхать было некогда: сбор короткий, времени мало. Так что чистого выходного не случилось, но после двух дней с двухразовыми дали одну тренировку, а вечер освободили для шопинга (как девушкам без этого?) и поездки на Южно-Китайское море.
– Искупались?
– Окунулись, точнее сказать. А времени купаться опять же не было!
Алексей Лебедев / «Быстрый центр»
Фото: Дмитрий Христич / ФГР