Правый полусредний сборной России и «Лады» Ольга Щербак дала большое интервью «Быстрому центру».
Гандболистка рассказала, как начала заниматься гандболом в севастопольской школе, как вопреки предписаниям врача рвалась на площадку после операции на колене и как её, левшу, уговаривают бросать левой рукой.
– После воскресного матча с ЦСКА мы, игроки «Лады», вызванные на сбор национальной команды, остались в Москве, а во вторник переехали на базу в Новогорске. Мы – это Ольга Фомина, Валерия Кирдяшева, Алена Амельченко и я. Все те же, кто участвовал месяц назад в Кубке дружбы.
– Чувствуете себя в сборной завсегдатаем?
– Пожалуй, уже да. Людмила Бодниева постоянно вызывает. Я пропустила только летний сбор из-за операции на колене.
– Вы ведь быстро вернулись в строй, не так ли? Операцию сделали 14 июля, а уже 7 ноября вы отыграли 12 с половиной минут в матче с «Фениксом».
– Оперировавший меня врач Вячеслав Валериевич Зайцев, сказал, что восстановление продлится четыре месяца. Но я уже где-то через три начала тренироваться. Пришла тогда к нему на прием. «Видимо, я погорячился – в четыре месяца не уложимся», – сказал доктор. «Поздно, – говорю, – уже начинаю бегать». «Ну ты даешь! – воскликнул он. – Ты же мышцу еще не закачала».
Но я такой человек, что не могла усидеть. Пара занятий в общей группе – и на площадку.
– Рисковали!
– Так я ведь чувствовала себя хорошо. Все-таки собственный организм понимаю. Раз нет болевых ощущений, то все нормально. Хотя тренеры постоянно предупреждали: «Оля, если почувствуешь боль, сразу прекращай тренировку!»
– Где вас оперировали?
– В Самаре. Там хорошая клиника. Сам доктор Зайцев из Тольятти, но в городе не было свободного окна в графике операций.
– Не мешал на первых порах подсознательный страх, как бы чего не случилось при жестком контакте?
– Пока не вышла на площадку, честно, боялась: как же я буду бегать, обыгрывать. Я ведь в первую очередь на обводку рассчитываю. Когда же захватил азарт, о страхе забыла. Он сам собою отошел на второй план.
– Давайте вернемся к теме сборной. Летом 2021 года вы в числе кандидатов в ее состав готовились к Олимпийским играм в Токио, но в итоге оказались среди шести игроков, которых отсеяли. При этом Алексей Алексеев, в то время главный тренер «Лады», оставив Фомину, вычеркнул четверых тольяттинок. Было обидно?
– Конечно, испытала горькое чувство. На Олимпийские игры хотелось поехать. Но особых надежд не питала. Уже тогда у меня начались проблемы с коленом. На сборе в Сочи не могла работать в полную силу и проявить себя, так что даже не приняла участие в заключительном этапе подготовки в Новогорске. Меня уже из Сочи отправили в Тольятти.
– К тому же на позиции правой полусредней была сильная конкуренция со стороны Анны Вяхиревой и Антонины Скоробогатченко.
– Конкуренция очень сильная, это правда. Так что мне есть, куда расти. И это хорошо. Кстати, обе они левши, я тоже от рождения левша, но играю правой рукой.
– Зачем? Тем более на месте правой полусредней?
– Так привыкла. Хотя левой неплохо бросаю. Екатерина Александровна (Маренникова, главный тренер «Лады» – БЦ) не раз говорила: «Щерб, ну давай, может быть, ты все-таки левшой будешь. У тебя же хорошо получается».
– На Кубке дружбы в команде Россия-1 была только одна правая полусредняя – Скоробогатченко. Когда она получала передышку, на эту позицию смещалась Кирдяшева. Притом в решающем матче турнира с Россией-2 она забила семь мячей.
– Но бросала-то правой. У нас бывают игровые тренировки, во время которых надо совершать броски только левой. Кирдяшева всегда в таких случаях в ворота встает и кричит: «Главное, держите Щербак! Не давайте ей бросать».
– Так есть ли в «Ладе» четко выраженная левша?
– На данный момент нет, поскольку у Леры Ганичевой травма.
– Вы родом из Севастополя, который с гандболом не слишком ассоциируется, навскидку из родившихся там вспоминается лишь Наталия Дерепаско. Вот Киев, где вы обучались в спортинтернате, имел в советские времена богатейшие гандбольные традиции: «Спартак» 20 раз подряд выигрывал чемпионат страны.
– В Севастополе гандбол держался на энтузиазме Владимира Александровича Масляного, моего первого тренера, ныне уже ушедшего из жизни. Он ходил по школам и набирал девочек. Причем не в спортивную школу, а в секцию, работавшую при обычной общеобразовательной школе. Я была даже из другого района города. «Хочешь попробовать?» – предложил Владимир Александрович. Я в свои 11 лет понятия не имела, что такое гандбол, но попробовала – и мне очень понравилось. Теперь гандбол в моем сердце!
При этом мы занимались в обычном школьном спортзале с баскетбольными кольцами. Гандбольных ворот не было и в помине. Мы их на стене рисовали мелом.
Летом же занимались на футбольном поле с искусственным покрытием. Но его состояние оставляло желать лучшего: дырки, местами асфальт, минимум ограждений, так что мячи улетали в кусты. Тем не менее мы кое-чему научились. Масляный даже добивался, чтобы мы ездили на соревнования. На одном из турниров меня приметили тренеры из киевского спортинтерната. Предоставили место в общежитии.
– Другими видами спорта пробовали заниматься?
– Играла в футбол. Тоже ездила на соревнования с командой девочек. А во дворе с пацанами постоянно мяч гоняла.
– Часто бываете в Крыму?
– Раз в год летом. Чаще не получается. А теперь, когда туда самолеты не летают, еще и сложно добираться.
– Поездом через Москву?
– Есть прямое железнодорожное сообщение между Самарой и Симферополем. Только ехать более полутора суток. А потом еще надо добраться до Севастополя. Сейчас, правда, после введения скоростной трассы «Таврида» проще стало. В последний раз на автомобиле за один час 20 минут доехала.
– Как вам Крымский мост?
– Очень красивый вид. Папа попросил: «Будешь проезжать на поезде, обязательно наделай фоток». Я его наказ выполнила.
– К Тольятти привыкли?
– Конечно. В июле исполнится девять лет, как я живу в этом городе. Он стал мне родным, как и «Лада». У нас очень дружная команда. Мы все друг за друга горой.
– Устраиваете совместные мероприятия для укрепления командного духа?
– В местный театр собирались – нас приглашали, но пока почему-то этот культпоход отменили. Иногда на шашлыки ездим. Но вообще-то по ходу сезона выбраться на природу сложно. Времени свободного мало. К тому же то одни куда-то уедут, как мы сейчас в сборную, то другие, а хочется собрать всех. Поэтому общие мероприятия проводим обычно перед началом сезона и по его окончании.
– Тому, кто впервые в Тольятти, что рекомендовали бы посмотреть?
– У нас благоустроили новую набережную. А еще обязательно стоит съездить на гору Стрельную, что в Жигулевском заповеднике. Оттуда открывается прекрасный вид на Волгу и ее острова. Я там не раз бывала, но всегда охватывали такие чувства, будто приехала впервые.
– Тольятти, как известно, прозвали Автоградом. Ваш спонсор «АвтоВАЗ» не дарит игрокам автомобили? Или, может быть, продает их по льготной цене?
– К сожалению, нет. Впрочем, у меня вообще какой-то страх к вождению. Пока не могу справиться с ним, чтобы хотя бы сдать на права.
– Читал, что в начале 2000-х команда за победу в чемпионате получала несколько автомобилей, которые распределялись между игроками.
– Возможно, так и было, хотя я про это даже не слышала… Хотя мы и сейчас ставим перед собой самые высокие цели.
– Будете во время сбора национальной команды обсуждать события в клубных турнирах? Может быть, подкалывать соперниц? В полуфинале Кубка России «Ладе», как известно, играть со «Звездой», что, наверное, вас порадовало, хотя в подмосковной команде тоже, наверняка, довольны жребием... А в регулярном чемпионате ваша команда сейчас борется за 3-е место с «Астраханочкой».
– Задача стать третьими перед нами действительно стоит. Но чисто клубные дела в сборной никогда не обсуждаем.
– Можете себя представить в составе не «Лады», а какого-нибудь другого клуба?
– Пока об этом даже не думала.
Александр Просветов / «Быстрый центр»
Фото: «Лада», Роман Гарес, Дмитрий Христич, Василий Пономарёв / ФГР, «Ростов-Дон», личный архив Ольги Щербак