Капитан сборной России правый крайний Даниил Шишкарёв в интервью Rushandball.ru подвел итоги двух товарищеских матчей в Минске. В перовой встрече наша команда уступила сборной Белоруссии со счетом 29:26, а на следующий день вела в счете на протяжении большей части игры, но в концовке упустила победу – 29:29.
– Как оценить результат в Минске?
– Все мы максималисты, никто в сборной не любит проигрывать. Так что результат не могу назвать удовлетворительным. Но матчи получились полезными, и в них было немало хорошего. Мы увидели, свои просчеты в защите, особенно в первой игре, поняли, над чем нужно работать. У многих ребят нет опыта выступлений на таком уровне, теперь они его получили. Например, дебютант сборной Егор Кочура уже во втором матче выглядел хорошо, много помогал в защите. И вообще в этой встрече наша оборона 5-1, считаю, работала неплохо, что принесло результат в виде отрыва в пять мячей. Потом подкосило то, что на левом полусреднем только Евгений Дзёмин мог и защищаться, и нападать. Ему было тяжело выдержать такой ритм в течение двух дней. Александр Гребёнкин подменял его в атаке, но это давало Жене только минимальную передышку. Нам очень не хватило Михаила Виноградова, который из-за повреждения не смог сыграть в полную силу в субботу, а в воскресенье и вовсе остался в запасе.
– Получается, сборная хорошо усваивает игру в защите по схеме 5-1, которой посвятила этот сбор?
– В первой игре мы попробовали перестроиться по ходу матча, и у нас совсем не пошло. А на следующий день сразу вышли в этой расстановке. И все хорошо проявили себя, сыграв сконцентрировано и надежно. Помимо физических усилий, в системе 5-1 нужно много думать. Мы готовились, понимали, какие комбинации возможны, но надо это все помнить, правильно расставлять акценты, сохраняя концентрацию. Энергозатратный процесс, но у нас получилось многое из того, что мы планировали. Здорово, что у сборной есть козырь в виде второй защиты.
– В первой игре пришлось догонять, во второй – наоборот, оторвались, но все же позволили сопернику добиться ничьей. Разница связана с защитой?
– Конечно. Во второй встрече своими действиями мы сломали белорусам рисунок игры. Они не понимали, как лучше атаковать, что делать. Да, потом пошли замены, перестановки, ведь помимо результата у тренерского штаба стояла задача дать всем игровое время. Можно, конечно, было упереться, играть 60 минут основной обоймой ради победы, но я в этом большого смысла не вижу, когда речь идет о товарищеских матчах. На мой взгляд, Петкович все сделал правильно. Проверил команду, посмотрел, кому над чем надо поработать.
– Как за сутки команда сумела прибавить в игре с новой схемой?
– У нас был разбор: посмотрели видео, обсудили ошибки. В спокойной обстановке, когда все видишь, а тренер указывает, как и что нужно сделать.
На сборе у нас было всего три дня на подготовку. На четвертый требовалось все воплотить в дело, и это очень нелегко, когда собираются ребята из разных клубов. Да, есть связки, например, из Чехова. Если в защите встают Ермакова, Андреева и Котова, то им полегче – взаимопонимание на высоком уровне. Но в целом быстро отработать все командные взаимодействия сложно.
И еще один момент. В субботу мы перестраивались на 5-1 по ходу матча. А это всегда тяжелее, чем сразу выходить в этой расстановке, как мы сделали в воскресенье.
– Матчи прошли на большой арене. Много зрителей, шумно…
– Еще на тренировке накануне мы сразу оценили: обстановка, как на большом форуме. Например, на Евро-2022 арена была очень похожа. Почувствовали приятное предвкушение, праздник гандбола. Хочу поблагодарить Белорусскую федерацию гандбола и болельщиков за созданную атмосферу. В таком антураже играть классно. Думаю, все получили большое удовольствие – и с нашей стороны, и со стороны сборной Белоруссии.
– Сборные России и Белоруссии стали принципиальными соперниками. Игры в Минске получились жесткими: с красными карточками, падениями, эмоциональными судейскими оценками. Ожидали, что все будет так серьезно, казалось бы, в рядовых товарищеских встречах?
– Предполагали, что характер игр будет именно таким. Читали, что главный тренер сборной Белоруссии Юрий Шевцов остался недоволен судейством в Москве и жаждал реванша за январские поражения. Поэтому игры получились нервными, но хочу отметить, что они прошли в обстановке взаимного уважения. Правда, судьи иногда упускали нити игры, допустили много ошибок, это расстроило. А жесткая игра допустима, когда две команды бьются за победу.
– Показалось, что в субботу наша команда была не готова жестко ответить сопернику на площадке.
– Не соглашусь. Мы действовали в одном ключе, настрой был высоким в обоих матчах. Все прекрасно понимали, куда мы приехали и что нас ждет. Может, чуть добавило эмоций поражение, которое ударило по нашему самолюбию. Но не считаю, что это сильно сказалось.
– Велимир Петкович постоянно говорит, что сборная должна быть готова к возвращению на международную арену. Доходят ли его слова до игроков?
– Я вижу, как у него горят глаза, когда мы встречаемся в Новогорске, насколько он заряжен на эту тренировочную неделю, как относится к ребятам, пытается всех держать в тонусе. В этом плане он делает огромную работу. По играм в Минске видно, что ребята были мотивированы, словно на большом турнире. Я получил удовольствие от того, как команда провела сбор и матчи в эмоциональном и в физическом плане. С настроем у ребят полный порядок, это радует.
– Насколько довольны персонально своей игрой?
– Мне сложно оценивать самого себя. Главное – приносить пользу команде, в этом плане, наверное, могу быть доволен. Давайте скажем «удовлетворительно».
– Исполнили подкрутку в первом матче, один из отрывов во втором завершили хитрым броском под ногу вратарю. Такие решения принимаются на кураже, когда все получается?
– Все происходит по ситуации. В том отрыве я увидел, что Вячеслав Солдатенко вышел из ворот, хотел сыграть по моей руке. Наверное, он отталкивался от предыдущего момента, где я бросил на опережение. Я же увидел его движение и выбрал другой вариант. Для зрителей, возможно, это выглядит эффектно, но у меня такой бросок не вызывает особых эмоций. Подкрутка в первом матче – другое дело. С острого угла, более примечательный для меня момент.
– Злым гением для сборной России стал ваш коллега по позиции Никита Вайлупов. Классный гандболист, но можно ли было сыграть против него более успешно?
– Тренеры делали акцент на правом фланге сборной Белоруссии. В первом матче подвело отсутствие Виноградова, он не мог сыграть в защите в полную силу против правого полусреднего. Отсюда пошли стяжки. Плюс перестройка на 5-1 не удалась. Конечно, Вайлупов показал отличную реализацию, но не вижу здесь феномена, просто хорошая игра. Во втором матче его голы не мешали нам вести «плюс 5».
– А одиннадцать реализованных подряд пенальти Вайлупова – это круто? Сборная России пока не может похвастаться чем-то подобным.
– По-моему, это нормальный рабочий показатель для штатного пенальтиста. Как говорят, из десяти семиметровых может быть одна штанга, а девять раз надо забивать. У Никиты получилось 11 из 11 – хороший результат, но так и должно быть. Да, где-то вратарь может вытащить, однако в целом к такой реализация и надо стремиться. Почему у нас такого исполнителя нет. Семиметровые на 80, а то и на 90 процентов зависят от психологии, но все можно натренировать.
Дмитрий Христич
Фото: Дмитрий Христич / ФГР