Левый крайний ЦСКА и сборной России – о травме, лечении и игнорировании промежуточного результата команды.
ЦСКА безоговорочно лидирует в OLIMPBET Суперлиге. А ведь на старте сезона команда лишилась всех номинальный левых крайних: Полины Горшковой, Юлии Козаченко (она же Маркова) и белоруски Наталии Котиной. И вот во второй декаде декабря в состав вернулась серебряный призер Олимпийских игр Полина Горшкова. О своем восстановлении она подробно рассказала «Быстрому центру».
– В хирургии все травмы первично делятся на две категории: острые, то есть внезапные, или накопительные. Во втором случае – поболело-отпустило, но итог-то одинаковый…
– У нас очень контактный вид спорта, микротравмы всегда присутствуют. Сложно понять, когда, как вы говорите, поболело-отпустило… В моем случае совершенно точно было падение на руку. В жестком контакте на тренировке. Но и накопительный эффект, вы правы, тоже мог быть.
– Точный диагноз?
– В эпикризе он не один. Основная травма – это разрыв сухожилия бицепса. А всего сейчас уже не перечислю. Просто не помню, потому что стараюсь забыть. А вы напоминаете!
– Ладно, надеюсь, по такому поводу мы говорим в последний раз. Где вы прошли обследование и как согласились на операцию?
– Отправилась в Тольятти к Руслану Зайцеву, он многих спортсменов на ноги ставит. Прооперировал успешно. Не скажу, сколько длилась вся процедура, но после инвазии ничего не болело. Все сделали очень аккуратно. Руслан Валерьевич свое дело знает! Уже в Москве было повторное обследование, и МРТ плюс УЗИ показали, что играть в гандбол я буду.
Затем я отправилась в московский реабилитационный центр при клинике имени Бурназяна (знаменитая «шестерка» на Щукинской. – Прим «БЦ».) к Хану Алексею Викторовичу. Огромный комплекс с различными процедурами, широкий спектр услуг. Приезжала к 10 часам утра, а выходила в половине пятого вечера. Все это время меня постепенно нагружали. Ездила, одним словом, как на работу. То есть, по сути, на тренировки перед возвращением.
– Добираться было далеко?
– От Красногорска до московского района Щукино минут 25 на машине.
– Ничего себе! Так вы и с такой травмой за руль сели?
– Верно. Довольно быстро. На меня все очень сильно за это ругались, но я взяла на себя такую вот большую ответственность. Передвигалась спокойно, в основном потоке. В Москве ритмы передвижения разные можно найти.
– Были домашние задания от реабилитологов? Или запреты?
– На выходные дни была самостоятельная растяжка. Предлагали больше в быту пользоваться травмированной рукой, потому что все равно многое идет от головы. И постепенно меньше щадить себя. Сначала была повязка. Затем я уже начала восстанавливать двигательные функции. Вплоть до такой бытовой истории, как нарезка салатов.
– В медицине известно, что парные органы или конечности берут на себя ответственность за пораженные и компенсируют их отдых. Как у вас с левой рукой отношения?
– Отличные. Пользуюсь обеими руками с детства. И даже не могла долго выбрать, правша я или левша. И потому вполне спокойно, возвращаясь к вашему вопросу, стала рулить левой. А в свое время запросто правый край могла закрыть.
– ЦСКА практически лишился левого края в один момент. Не болела душа?
– Конечно, была тревога. Но всегда есть выход. Наталья Чигиринова закрыла эту брешь, а Елена Рабазулькина ей ассистировала.
– Когда вернулись на площадку, страх ощущали? Психолога привлекать не пришлось?
– Нет. Все зависит от конкретного человека. Психологи со мной не работали, я не испытывала проблем. В эмоциональном и физическом плане я просто ждала, когда выйду. Есть рекомендации, как после травм себя оберегать, но у меня больше было волнения за руку, а именно, сможет ли она бросать так, как прежде?
Что касается возвращения на площадку, старалась ни на секунду не терять связи с командой. Ходила на тренировки, проходила осмотры, болела за партнеров. Они меня здорово поддержали: 7 месяцев я отсутствовала. Вместе со мной радовались и волновались, как и я сама. Спасибо огромное! Наш главный тренер Ольга Сергеевна поздравила и сказала: «Пора за работу!» И произнесла другие слова поддержки.
– И вот вы в строю, а у ЦСКА 100% набранных очков за первый этап. С другой стороны, с новым форматом OLIMPBET Суперлиги все только начинается!
– Главное, не думать о том, что у нас сейчас стопроцентный результат. Иначе расслабишься. Надо играть так, как будто следующая игра одна, и она последняя. Просто делать работу, иначе говоря.
Не раз говорила: обожаю женский гандбол за непредсказуемость! Иногда успех объяснить мы можем только словами «звезды сошлись». А в следующей игре необъяснимо проиграть. Но тем и интереснее. А раз так, надо искоренить мысли о том, кто лучше или хуже. Все одинаково сильные. Можно буду так думать?
Дмитрий Любимов / «Быстрый центр»
Фото: IHF, Максим Серегин / ЦСКА