Тренер женской юниорской сборной России и «Лады», олимпийский чемпион Рио-де-Жайнеро-2016 Татьяна Ерохина стала очередным героем авторской рубрики «Быстрого центра» «20 вопросов не о гандболе», где рассказала про семью, любимый город, «Реальных пацанов» и путешествия.
– Вы из Челябинска, но последние двадцать лет живете в Тольятти. С этим городом уже сроднились?
– Конечно! У меня и муж тольяттинец, и обе дочки здесь появились на свет, и маму из Челябинска пять лет назад сюда перевезла… Город замечательный. Тихий, спокойный, зеленый. Нам тут очень комфортно. Замуж я вышла в 2010-м и уже тогда твердо решила, что даже после завершения карьеры в Челябинск не вернусь.
– В Москву тоже не тянет?
– Абсолютно! Не город, а бешеный муравейник! Да еще куча мигрантов. Они буквально все заполонили, включая магазины и такси. Ведут себя не всегда адекватно, хотя, безусловно, есть среди них и нормальные люди. Приезжая в Москву, каждый раз ловлю себя на мысли, что не хотела бы там жить.
Вот Санкт-Петербург мне по душе. Невероятно красивый, с особой аурой. Ну и народу поменьше. Можно часами бродить по Питеру – и получать огромное удовольствие. Никакой усталости.
– Спросил недавно главного тренера «Лады» Екатерину Маренникову: «Допустим, приезжают к вам в гости друзья. Которые ни разу в Тольятти не были. Три места, куда их отведете?» Она сказала: «Набережная, Зеленая зона и парк Сахарова, где расположен музей военной техники». Как ответите вы?
– Когда в прошлом году ко мне приехали друзья из Челябинска, первым делом мы отправились к Волге. Показала памятник Татищеву, основателю города, затем прокатились на кораблике. В Тольятти они называются «омики».
Еще хотели съездить в замок Гарибальди, где – к своему стыду – я пока ни разу не была. К сожалению, не получилось. Но ничего, рано или поздно туда доберусь. Место фантастически красивое, в сорока километрах от Тольятти.
Ну и конечно, надо обязательно посетить заповедник «Самарская Лука», который находится между Тольятти и Сызранью. Поверьте, там очень круто! Природа, воздух волшебный…
– Павел, ваш муж, из Тольятти. К гандболу имеет отношение?
– Нет. Занимается бизнесом. Но от подробностей воздержусь. Лучше расскажу, как мы познакомились. Случилось это в январе 2007 года на дне рождения Даши Груздевой, которая в то время тоже за «Ладу» играла. Даша позвала много друзей, среди них оказался и Павел.
– Любовь с первого взгляда?
– Да нет. Все шло постепенно. Добивался меня. Дарил цветы, приглашал в кино… И зажглось. Через три года расписались.
– Какое качество в мужчинах особенно цените?
– На мой взгляд, самое главное – надежность. В Павле это сразу почувствовала. И не ошиблась. Ну и с чувством юмора у него порядок. Прекрасное сочетание, между прочим. С одной стороны, за мужем – как за каменной стеной. А с другой – наша жизнь наполнена смехом, шутками, весельем. Стараемся никогда не унывать.
– Сколько лет дочкам?
– Алене – девять. Злате – четыре. Старшая сначала карате занималась, потом переключилась на гандбол. Причем хотела взять пример с мамы и стать вратарем. Я была категорически против!
Понимала – Алена очень эмоциональная, на месте не сидит, с детства три шила в попе. А голкипер – это совсем другие качества. В первую очередь, спокойствие и психологическая устойчивость. Но дочь так рвалась в «рамку», что в конце концов я уступила. Через месяц она пришла с тренировки и сказала: «Мама, я не хочу быть вратарем». С тех пор играет на позиции линейной.
А младшей нравится спортивная гимнастика. Но когда в школу отправились записываться, неожиданно подошла тренер по художественной гимнастике, посмотрела растяжку и сказала, что берет Злату. Так что теперь она у нас «художница». Ну и пусть. Двух гандболисток в семье вполне достаточно.
– Вот вы сказали про Алену: «С детства три шила в попе». А в себе какую черту подкорректировали бы?
– Я не конфликтный человек. Но иногда бываю слишком прямолинейной. Все говорю в глаза. Качество-то само по себе неплохое. В то же время понимаю – в каких-то ситуациях нужно быть дипломатичнее. Либо просто промолчать.
– Самый экстремальный поступок вашей юности? Которому сейчас поражаетесь: «Я ли это была»?
– У нас в Челябинске много карьеров. Зимой там лежит снег. В шестом классе захотелось острых ощущений. Разбежалась – и прыгнула на дно карьера. Высота приличная – метра четыре! Когда почти с головой входишь в сугроб, адреналинчик шпарит будь здоров. Завязала с такими прыжками после того, как воткнулась в железяку, которую не было видно из-под снега. Разорвала штаны, распорола колено. Шрам остался. Но все равно – легко отделалась.
Кстати, с возрастом внезапно осознала, что боюсь высоты. Раньше на колесе обозрения спокойно каталась. А летом зашла с детьми в кабинку – и стало не по себе. Злата с Аленой были в восторге, глазели по сторонам, а для меня эти минуты превратились в мучение. Сидела и думала: «Быстрее бы доехать!»
– Горные лыжи – ваша тема?
– Нет. В детстве года два занималась обычными лыжами, а горные никогда не привлекали. Зато всю жизнь мечтала освоить сноуборд. Смотрела, как катаются муж, брат – и прямо завидовала. В 2017-м, закончив карьеру, решила наконец попробовать.
Купили мне доску, ботинки, поехали в Аджигардак. Это горнолыжный курорт на границе Челябинской области и Башкирии. У меня сразу заклинило спину. На третий день вроде отпустило. Муж с братом стали меня учить – бесполезно! Ничего не получается! Проеду два метра – падаю. Встану, отряхнусь, еще два метра осилю – опять падение! Накувыркалась так, что сказала себе: «Ладно, не мое». На этом с мечтой о сноуборде было покончено.
– Вы полмира объехали. Главное туристическое разочарование?
– Я такой человек, что везде найду плюсы. Но одна поездка все же стоит особняком. Как-то с семьей Кати Маренниковой рванули в Грузию. На двух машинах. Сняли в Батуми на берегу моря апартаменты на десять дней. Первую неделю все было замечательно. Шикарная погода, обалденная еда, интереснейшие экскурсии.
А потом зарядил адский ливень. Из окна высотки мы смотрели, как тонны мусора стекают по реке в море. Оно становится грязным, мутным… Бр-р-р! Поняли – о купании можно забыть. Прогноз погоды еще сильнее удручил. Оставшиеся три дня – дожди, дожди, дожди... Ну и решили – черт с ними, с оплаченными апартаментами! Собираем вещи, едем домой. Ловить здесь больше нечего. Грузия – чудесная страна, мне там очень понравилось. Но концовка смазала впечатление.
– Жесткие диеты в вашей жизни были?
– Когда играла – нет. А после завершения спортивной карьеры многие сразу набирают вес. Почему? Да потому что ешь, как раньше, а нагрузка-то уже другая! Вот лишние килограммы и начинают липнуть.
Со мной было то же самое. Точную цифру называть не хочу, но в какой-то момент поняла – пора взять себя в руки. С того дня слежу за питанием, ем меньше сладкого, жирного, мучного. Плюс три раза в неделю выхожу на пробежки. Лес рядом, дистанция стабильная – пять километров. Кто-то ненавидит кроссы. А мне наоборот – в радость.
– Татуировки у вас есть?
– Ни одной! Наверное, уже и не будет. В юности-то хотела сделать, но… Сначала не знаешь, какой рисунок выбрать. Потом просыпается страх. Боишься и боли, и заразы, которую могут иглой занести. Так и не решилась.
Последний шанс был на Олимпиаде в Рио. Там Влада Бобровникова, Майя Петрова, Аня Сень и Марина Судакова договорились перед финалом: «Если обыгрываем француженок, набиваем олимпийские кольца». Предложили и мне присоединиться, но сразу ответила: «Нет!» О чем ни капельки не жалею. А девчонки сдержали слово. Ну что ж, каждому свое.
– Слышал, что должен выйти художественный фильм, посвященный победе гандбольной сборной на Олимпиаде в Рио. В курсе, кто сыграет вас?
– Нет. Со мной эту тему никто не обсуждал. Да и не уверена, что в картине мне найдется место. Будет, как обычно, три-четыре главных героя. Остальные – массовка.
– Не скромничайте. Давайте пофантазируем. Если бы решение зависело исключительно от вас – кого бы предложили на эту роль?
– Ха! Марину Федункив – знаменитую маму Коляна из сериала «Реальные пацаны». Мне очень нравится эта актриса. Смешливая, добродушная. Как и я.
– А кому бы доверили роль Евгения Трефилова?
– Ну здесь-то все очевидно. Конечно, Сергею Гармашу! Ментально один типаж. Еще и голос похож. А главное, артист классный, думаю, он точно сможет передать на экране характер Евгения Васильевича.
– У Маренниковой любимый сериал – «Теория большого взрыва». А у вас?
– Вот как раз «Реальные пацаны». Прикольный сериальчик. Легкий, веселый. Я обожаю комедии. Хотя иногда хочется что-нибудь тяжеленького. Например, сейчас досматриваю второй сезон «Чикатило» с Дмитрием Нагиевым. Жуть, конечно. Но интересно!
Еще безумно понравился «Последний танец» – про Майкла Джордана. Крутое кино! Наглядное пособие для молодых спортсменов. Правда, с оговорками. Джордан – величайший баскетболист, но под конец карьеры сигару из рук не выпускал. Курил везде, даже в раздевалке перед матчем. В фильме все показано без прикрас.
– Традиционные вопросы. Последняя прочитанная книжка?
– «Обучение и тренировка гандбольного вратаря» Эдуарда Борисова и Артура Ратианидзе. Для меня это теперь настольная книга. Вручила Катя Маренникова, которая взяла ее у мамы, в прошлом тренера по гандболу. А вот на художественную литературу времени, к сожалению, сейчас не хватает.
– Теннисист Евгений Кафельников сообщил мне когда-то: «Не переношу блондинок и коньяк». Что не любите вы?
– Инфантильных людей, маменькиных сынков и лицемеров. Если говорить о еде, то здесь список подлиннее. Жареные грибы, лук, кабачки, баклажаны… Не люблю рис, поэтому ни разу не пробовала суши и роллы. К устрицам тоже не притрагиваюсь. Извините, но мне они напоминают сопли. Я предпочитаю русскую кухню – пельмени, оливье, солянку и окрошку.
– Пловчиха Юлия Ефимова как-то сказала: «Я вредная, вспыльчивая, упорная». А вы найдете три слова, чтобы так же, по-честному, охарактеризовать себя?
– Я веселая. Жизнерадостная. И… бесконфликтная!
Александр Кружков / «Быстрый центр»
Фото: личный архив Татьяны Ерохиной, ФГР