Правый крайний сборной России и ЦСКА в интервью «Быстрому центру» рассказала, как состоялся переход из «Звезды», какой игровой номер выбрала и поделилась этапами своей карьеры.
– Альбина, помнишь, какие мысли промелькнули в вашей голове, когда вам стало известно о предметном интересе со стороны ЦСКА?
– Впервые я узнала об этом от агента. Отчетливо помню: меня смущал тот факт, что на моей позиции в ЦСКА уже было два опытных игрока, Сара Ристовска и Марина Судакова. Конкуренция – это всегда здорово, но когда на одну позицию на краю претендуют сразу три игрока, то на ситуацию смотришь уже иначе.
А вот когда уже в следующий раз ко мне обсудить этот вопрос подошел директор «Звезды», то я поняла, что ЦСКА настроен серьезно в отношении моего трансфера. Здесь уже сомнения отошли в сторону, да и желание принять новый вызов и перейти на новый уровень тоже дали о себе знать.
– Когда российские команды оказались исключены из еврокубков и стало ясно, что в новом сезоне дорога в Европу тоже будет закрыта, для вас эта новость стала большим разочарованием?
– Конечно же, было очень обидно лишиться шанса попробовать свои силы на таком уровне. Но и без Лиги чемпионов переход в ЦСКА для меня будет шагом вперед в развитии. Убеждена, что каждому спортсмену нужен и важен рост. И мне очень интересно проверить свои силы в составе одной из ведущих команд России. Оценить, насколько я соответствую такому уровню. Вспоминаю, когда играла в составе «Уфы-Алисы», мы были довольно скромной командой по своим возможностям и амбициям, а потом перебралась в «Звезду», и первое время не могла свыкнуться с мыслью, что мне по силам адаптироваться к другому уровню. Но всё сложилось достаточно успешно. Надеюсь, что и в ЦСКА у меня многое получится!
– Когда вы объявили о своем уходе в раздевалке, как отреагировали девчонки из «Звезды»? Какие напутствия услышали от тренерского штаба команды?
– Тренеры даже не скрывали, что очень расстроены моим уходом и хотели бы сохранить меня в команде. В то же время и они, и я прекрасно понимали, что для меня этот переход станет шагом вперед в карьере. Ведь никогда не знаешь наперед, выпадет ли тебе еще раз подобный шанс. И было бы глупо упустить эту возможность. Тем более по ходу прошлого сезона меня стали привлекать в состав сборной России, а чтобы закрепиться там, нужно совершенствоваться. Я уверена, что и под руководством тренерского штаба «Звезды» смогла бы прибавить еще, просто мне хотелось перейти на новую ступень.
Девочкам в команде о своем переходе начала рассказывать постепенно. Многие были приятно удивлены, желали успехов. Мы с ними остаемся на связи, пишут мне, что без меня стало немного скучно (смеется). Я тоже по ним скучаю, но уже очень скоро увидимся на площадке!
– Кто выступал в качестве вашего главного советника, когда решились перейти в ЦСКА?
– Помимо моего агента, я много раз обсуждала эту тему с Алексеем Николаевичем Гумяновым. Он помогал взвесить все плюсы и минусы, при этом выказывая большую поддержку. Очень благодарна ему: когда стало ясно всё-таки, что перехожу в ЦСКА, он не посадил меня на скамейку, а продолжил доверять и предоставлять игровое время. И я полноценно доиграла сезон.
– На моей памяти вы второй человек, пытавшийся претендовать на 77-й номер в ЦСКА, который забронирован за клубным маскотом. Первой была Катя Лубяная, взявшая в итоге 74-й. А почему ваш выбор пал на 17-й?
– Раньше уже играла под этим номером в дубле «Ростова», поэтому забронировала его. А под 77-м стала выступать из-за того, что у меня мама родилась в 1977 году. Весь мой гандбольный путь она меня всегда поддерживала. И в Ростов-на-Дону она меня отправила в 16 лет, не побоялась. А вот я, помню, со слезами на глазах хотела вернуться обратно: ребенку тяжело адаптироваться в новой обстановке. Но мама всегда верила в меня и всячески поддерживала, потому я и хотела таким образом отдать ей должное, выступая под 77-м номером.
– В одном из ваших прошлых интервью уже затрагивалась такая любопытная закономерность: три года вы провели в дубле «Ростов-Дона», затем столько же в «Уфе-Алисе», после чего три года в «Звезде». Совпадение?
– Ха, тоже стала обращать на это внимание. Возможно, здесь какой-то знак, что через три года пора переходить на следующую ступень. Но ценнее то, что моя карьера действительно развивается: каждый раз у меня появляются возможности принять новые вызовы. А уж есть ли в этом какой-то символизм, не так принципиально.
– Если подытожить прошлый сезон, то он стал прорывным как для вас, так и для «Звезды». Команда финишировала в топ-4, взяла «бронзу» Кубка России, вы стали активно привлекаться в состав национальной команды. Довольны тем, как всё сложилось? Или же есть к чему придраться?
– Недовольство есть всегда, думаю, что никогда не бываешь доволен своей игрой на 100 процентов. Конечно же, большой плюс в том, что я оказалась в составе сборной, как и в том, что со «Звездой» получилось добиться хороших результатов. Нам буквально одного мяча не хватило для того, чтобы завоевать бронзовые медали Суперлиги, было очень-очень обидно. Многократно прокручивала в голове ту игру в Тольятти, а потом еще раз 10 пересматривала ее, винила саму себя.
Но в целом прошедший сезон точно был самым тяжелым из всех в моей карьере, это очень большая нагрузка. Мы прошли три сбора: летний, зимний и перед стартом «Финала четырех» Кубка России. Хорошо, что все девчонки справились с этими нагрузками, что, безусловно, внесло вклад в наши победы. А если говорить о себе, то хватало игр, в которых что-то не получалось, но это всё новый опыт, который помогает расти и становиться сильнее.
– В прошлом сезоне вы были не только в топе лучших бомбардиров «Звезды», но и одним из штатных пенальтистов команды. Готовы к тому, что тренерский штаб ЦСКА станет рассматривать вас на эту роль?
– Без сомнений! Пенальти – это же психология. Поэтому я всегда стараюсь подготовить себя морально должным образом, пусть это и не так легко. При этом не забываю и о том, чтобы персонально разобрать действия вратарей соперников. И всё равно, когда выходишь исполнять 7-метровый, то видишь перед собой лишь цель – ворота, а также вратаря. И в этот момент очень важно, чтобы вся твоя неуверенность осталась в стороне. Так что если в ЦСКА мне доведется исполнять пенальти, то буду готова продемонстрировать все свои умения.
– Ранее вы упоминали Юлию Манагарову как образец для подражания на своей позиции. А равняетесь ли на кого-то из игроков правого края за пределами России?
– Такого игрока, за которым следила бы персонально, у меня нет. Но не раз ловила себя на мысли, что во время просмотра матчей пристально слежу непосредственно за правым краем. Причем как в атаке, так и в защите, чтобы подметить для себя какие-то новые приемы. А Юлю Манагарову я упоминала, потому что работала вместе с ней. Наблюдала за ней не только в игре, но и во время тренировочного процесса. Она, кстати, по-моему, перешла в «Ростов-Дон» в тот же год, что и я отправилась в дубль команды. И когда перед твоими глазами есть такой спортсмен, который растет и развивается благодаря своей работе, желанию и стремлению прогрессировать, то тебе хочется последовать этому примеру.
– В ЦСКА вашей конкуренткой станет македонка Сара Ристовска. Понятное дело, что вы не раз пересекались с ней на площадке, но что в целом можете сказать о ней и как об игроке, и как о человеке?
– Она очень классный игрок с обширным арсеналом качеств. За годы, что она выступает в России, успела её хорошо изучить. А что до её человеческих качеств, здесь могу судить только по отзывам других. Слышала, что она очень веселая и добрая девчонка, хорошо разговаривает на русском. Об остальном, думаю, узнаю уже в процессе совместной работы. Да и в принципе уже хочется быстрее со всеми девочками из команды увидеться и поближе познакомиться. Внутрикомандная атмосфера зачастую становится залогом успеха на площадке. Верю, что и в ЦСКА будет так же.
– Со многими девчонками из ЦСКА вы могли поближе познакомиться на сборах национальной команды. А есть ли среди них та, с кем вы общаетесь очень тесно, кто станет вашим проводником в раздевалку и поможет быстрее обжиться в новом клубе?
– На сборах я жила в одном номере с Тоней Скоробогатченко. С Кариной Сабировой знакома еще с Астрахани, она мне всегда готова помочь и что-то подсказать. Как раз вот совсем недавно обращалась к ней по каким-то мелочам, она помогла. С Катей Ильиной очень хорошо наладили контакт на одном из моих первых сборов в национальной команде. Она мне, кстати, кроссовки из Испании привезла (смеется). Да и с остальными девчонками доводилось общаться. Для меня главное, что все они отзывчивые, нет такого, чтобы кто-то пытался затаиться и не разговаривать. Еще вот с Леркой Масловой сдружились, на последнем сборе жили вместе, но она уехала во Францию.
– Что касается бытовых вопросов: в Звенигороде вы снимали квартиру или было собственное жилье? Как будет обстоять дело в ЦСКА?
– Да, в Звенигороде я снимала квартиру, но уже благополучно перебралась в Красногорск, где нашла новое жилье. Особенно радует тот факт, что расположилась в непосредственной близости от тренировочного зала, так что особых проблем возникнуть не должно.
– Ваш отпуск плавно подходит к концу: как вы его провели, где довелось побывать?
– Сначала я отправилась отдыхать в Питер, буквально на четыре дня. Осмотрела все главные достопримечательности, съездила в Петергоф. После этого поехала на свою родину – в Астрахань. Там провела время с родными, погрелась на солнышке. К счастью, к моменту моего возвращения в Москву здесь тоже появилось солнце. После чего уже плавно приступила к подготовке к предстоящим сборам.
– Уже наметили для себя какие-то персональные задачи на сезон? Или вы сторонник того, что не стоит загадывать наперед, а просто сконцентрироваться на работе?
– Считаю, что всегда важно ставить перед собой новые цели и стремиться к ним. Поэтому перед каждым сезоном что-то прикидываю в голове, после чего потихоньку двигаюсь по направлению к ним. В первую очередь всё зависит от тебя самой, в порядке ли мысли в твоей голове, готова ли ты усердно работать.
Никита Котов / «Быстрый центр»
Фото: Василий Пономарёв / ФГР, «Звезда»