Капитан сборной России Даниил Шишкарёв в интервью «Быстрому центру» рассказал о прогрессе национальной команды, итогах Евро-2022, квалификации ЧМ-2023 и планах на оставшуюся часть сезона.
– Как вам медальные разборки на чемпионате Европы?
– Думаю, специалисты и болельщики должны остаться довольными. Решающий уик-энд получился интригующим, рубка шла мяч в мяч. Испанцы омолодили состав и показали, что для них это процесс безболезненный. Навязали шведам борьбу в финале, исход которого решили детали.
У победителей тоже интересная команда. Понравилась игра Джима Готтфридссона. Настоящий лидер, хорошо отрабатывал и в защите, и в нападении. Тянул партнеров за собой и был признан самым ценным игроком чемпионата. Считаю справедливым то, что награда досталась ему. Готтфридссон заслужил.
– 9-е место сборной России – это успех?
– Не могу сказать, что конечный итог меня радует или огорчает. В плане результатов определенный скачок сделали. Но я оценил бы выступление на «удовлетворительно». Считаю, могли выступить лучше, финишировать на 7-м месте или даже выше. Куда больше порадовало качество гандбола в исполнении сборной России. Хороших отрезков было много.
– Разошлась ли реальность с предстартовыми ожиданиями?
– Не особо. Прежде всего нужно было выйти из группы. А потом уже по ситуации, как говорил Велимир Петкович, шли от матча к матчу. Формально мы не выполнили задачу, поставленную федерацией, не хватило совсем чуть-чуть. Из-за нюансов недобрали несколько очков в равных матчах. Но не думаю, что это влияет на оценку нашего выступления. Мы были очень близки к топ-8.
– Это второй топ-турнир под началом Петковича. Что изменилось по сравнению с ЧМ-2021?
– Мы прибавили в психологическом аспекте. Тренер пытается донести до нас, что команда может победить кого угодно и не должна играть под бешеным грузом ответственности. Из сбора в сбор, из тренировки в тренировку Петкович не устает повторять, что нам многое под силу, что у нас классный подбор исполнителей. Но чего-то пока не хватает. Возможно, не столько мастерства, сколько опыта участий в матчах с высоким накалом. Концовки нам пока в основном не удаются. А встреч, когда исход решался на последних минутах, на чемпионате Европы было несколько. Добавим в этом аспекте – результаты будут еще лучше.
– Помимо психологии, в каких еще компонентах сборная прибавила?
– В командных взаимодействиях, в защите. В обороне сработали слаженно, и вратари помогли, зацепились за мяч.
Если говорить о нападении, играли так, как нарабатывали раньше. Вижу здесь резервы для роста. Не будем забывать, что сборной недоставало очень важных игроков – Сергея Кудинова, Димы Киселева. Надеемся, что Саша Шкуринский оправится от всех своих повреждений и также укрепит состав. С этими ребятами вариантов для ротации станет больше, и это позволит лучше проводить концовки, к которым ребята будут подходить более свежими.
– Согласны, что крайние россиян, в отличие от представителей остальных амплуа, сыграли ниже возможностей?
– Если брать результативность, то безусловно. Но с чем это связано, затрудняюсь ответить.
– В пяти матчах ЧЕ-2022 у вас 14 голов при 61 проценте реализации. Как оцените свою игру?
– Удовлетворительно. Начал турнир хорошо, а потом ковид внес коррективы. Пять дней простоя сказались на физической активности. На самоизоляции тренировался, старался поддерживать форму, однако это не совсем то, что необходимо. После коронавируса находился немного не в своей тарелке. Но не оправдываюсь – просто констатирую.
– Чем занимались во время карантина?
– В девять утра завтрак, с двенадцати до двух тренировка в номере. Клубные тренеры по физподготовке и Вадим Попов, работавший над нашими кондициями на сборах, присылали задания, и я их выполнял. Разнообразия в упражнениях хватало, но, повторюсь, это не то, что требуется. Это лишь 20-30 процентов от того, что делаешь в обычном режиме на площадке или в тренажерке. В номере ты можешь только кое-как поддержать мышцы в тонусе, чтобы не превратиться в совсем уж растренированного спортсмена.
– Вы рассказывали, как, переживая за сборную на изоляции с другими заразившимися, «чуть не разнесли отель».
– Да, я, Косоротов и Верещагин так переживали за ребят, что крик стоял бешеный. Психологически крайне тяжело осознавать, что ты не можешь находиться не то что на скамейке запасных, а даже на трибуне, и команда не слышит твоей поддержки. Для нас смотреть матчи по компьютеру было каким-то наказанием.
– Многие отмечают отличный микроклимат внутри коллектива. Вы как капитан участвовали в его формировании?
– Не только я. Тренерский штаб старался сделать монотонную работу более веселой. За месяц на сборах и чемпионате Европы привыкаешь друг к другу, и начинает «заедать» рутина. К тому же из-за ковида не могли выбраться куда-нибудь, прогуляться. Ребята береглись и лишний раз не высовывались из номеров. Поэтому разбавляли тренировочный процесс шутками, придумывали разнообразные игры. Это здорово разряжало обстановку.
– Что скажете об организации ЧЕ-2022? Некоторые сборные жаловались.
– Читал о недовольстве французов, сербов. Ребята имели проблемы на стадии подготовки к турниру и, когда приехали в Сегед и Дебрецен, столкнулись с тем, что другие постояльцы гостиницы не соблюдали ни масочного режима, ни социальной дистанции. Официально «пузыря» как такового не было. Считаю, на время чемпионата организаторы могли бы изолировать участников. Что касается сборной России, то и в Кошице, и в Братиславе все было организовано качественно. Мы очень редко пересекались с постояльцами. В этом плане нам повезло больше, чем другим. Но коронавирус, к сожалению, не обошел стороной.
– Где вы могли подцепить вирус?
– Самому интересно узнать. Если честно, получив положительный результат, я ошалел. Не поверил, потому что чувствовал себя превосходно. И все пять дней на карантине провел безо всяких симптомов.
Есть вопросы к людям, ответственным за правила соблюдения ковид-протокола. Непонятно, чем они руководствовались, принимая решения о «закрытии» игрока. Знаю, что они изучали референсные значения антител в крови. Если показатель опускается условно ниже 30, то человек отправляется на карантин. В моем случае зафиксировано 38, но меня все равно «закрыли». Почему? Внятного ответа никто не дал.
– Как восприняли итоги жеребьевки квалификации ЧМ-2023?
– Еще перед ЧЕ-2022 говорил, что важно занять место как можно выше, так как это позволит получить, скажем так, более легкого соперника. Мы все держали в голове, что если окажемся в топ-12, то разминемся в следующем отборе с топ-сборными.
Что касается соперников, то словаков знаем гораздо лучше, чем бельгийцев, – уж больно часто в последние годы пересекаемся с ними. Но и бельгийцы не подарок, они способны преподнести сюрприз. В курсе, что они потрепали нервы французам, нидерландцам. В общем, посмотрим, кто нам достанется. В любом случае проходных матчей в апреле не ждем.
– Велимир Петкович настраивает сборную на попадание в олимпийскую квалификацию. Это реально?
– Давайте решать задачи поступательно. Для начала нужно отобраться на ЧМ-2023. Если сделаем это и проведем финальную часть не хуже, чем Евро, то у нас будут все шансы попасть в олимпийскую квалификацию.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
– Теперь вы вновь переключаетесь на работу в «Чеховских медведях». Насколько удовлетворены ходом клубного сезона?
– В Евролиге у нас крайне сложное положение. Попалась тяжелая группа – практически все соперники уровня Лиги чемпионов. А «медведи» перед сезоном лишились двух ключевых гандболистов – Димы Киселева и Сергея Марка Косоротова. На позициях левого и правого полусредних недостает ребят. Шансы на плей-офф остались только теоретические. Даже если выиграем четыре оставшихся матча, этого может не хватить. Нужно, чтобы «Лемго» или кто-то еще из конкурентов оступился. Но мы не сдаемся, будем биться до конца. Потому что любой матч против соперника европейского уровня очень полезен в проекции на решение задач на внутренней арене.
Игра «Чеховских медведей» перестраивается, и это долгий процесс. Но с каждой тренировкой взаимопонимание улучшается. Если проведем вторую часть чемпионата России на своем уровне, то все должно завершиться хорошо.
– Вы семь лет не играли на родине. Как вам нынешний уровень Суперлиги?
– Он упал. Семь лет назад был все-таки повыше. Тогда и чеховцы были сильнее, и питерская «Нева», и другие клубы. Да, сейчас добавился ЦСКА, мы идем на первом и втором местах, но я не ощущаю столь плотной конкуренции, как раньше.
– В чем причины?
– Думаю, все идет с «низов». Молодых ребят, способных выстрелить, очень мало. Если бы за год вырастали хотя бы два-три таких ярких игрока, как, например, Косоротов, то и сборная выступала бы лучше. Появилось бы больше вариантов для ротации состава. Плюс повысилась бы конкуренция в чемпионате России.
– Какие личные цели ставите перед собой на остаток сезона?
– Личные – они же командные. Со сборной это, несомненно, успешная квалификация на чемпионат мира. С «медведями» – победа в чемпионате и Кубке России. Ну и хочется хлопнуть дверью в Евролиге.
– Не пожалели, что решили вернуться в Чехов?
– Нет. Знал, куда иду. Жалеть не о чем.
– Ваш контракт заканчивается ближайшим летом. Обычно ясность с будущим наступает в зимний период. У вас она уже появилась?
– Пока нет. Но переговоры веду.
– С чеховцами или кем-то еще?
– Без комментариев.
Сергей Малышко / «Быстрый центр»
Фото: Александр Акимов / ФГР, Nebojsa Tejic / kolektiff images