Публикация
Людмила Бодниева: «Большой объем работы предстоит на будущий год»
20.12.2021
2856

Людмила Бодниева: «Большой объем работы предстоит на будущий год»

Главный тренер сборной России подвела итоги дебютного в роли наставника чемпионата мира

Главный тренер сборной России Людмила Бодниева подвела итоги дебютного в роли наставника чемпионата мира в интервью «Быстрому центру».

– Успели отойти от баталий чемпионата мира? Каковы дальнейшие планы?
– Пока не успела. Сейчас нахожусь в Волгограде. Скоро в Москве состоятся курсы «EHF Master Coach», потом на несколько дней слетаю в Словению, а затем вернусь в Россию. Буду смотреть все матчи Суперлиги, посещать – по возможности.

Морально и физически на таких турнирах сильнее устаешь в качестве игрока или тренера?
– Однозначно в качестве тренера.

Вы спокойный наставник. В интервью говорили, что против повышения голоса. После первого топ-турнира остались при своем мнении?
– По моему севшему голосу вы можете понять, что повышать его приходилось, но только на площадке, чтобы докричаться до игроков. Во всех остальных ситуациях к этому не прибегала.

Игрок в тренере Бодниевой не просыпался?
– Он не спал, но это не мешало.

Понимали, что радикальное омоложение состава будут ставить вам в упрек в случае неудачи?
– Конечно, понимала, но мне не нравится, когда говорят про радикальное омоложение. На турнир поехал самый оптимальный состав при отсутствии гандболисток, приостановивших карьеры. Назовите мне людей, которые реально могли усилить игру? В матчах квалификации Евро-2022 не приняли участия Юлия Манагарова, Екатерина Ильина, Полина Горшкова, но их и Ксению Макееву я планировала вернуть к чемпионату. Однако Ксения из-за беременности поехать не смогла.

Вопросы вызвало отсутствие Анны Сень, Владлены Бобровниковой, Виктории Калининой и Анны Седойкиной.
– На сегодня гандболистки, выступающие на их позициях в чемпионате России, проявляют себя ярче.

На правый край были вызваны опытные Манагарова и Фомина. Альбина Мурзалиева в Испанию не поехала.
– Думаю, Альбина тоже согласится, что на сегодня это два самых сильных игрока на позиции. Из тех, кто не «поместился» в итоговую заявку, за Альбину обиднее всего.

– После товарищеского матча с немками вы отмечали у команды нехватку боевитости. Удалось решить эту проблему?
– Об этом мы много говорили. Делала акцент на том, что боевитость – основа любого успеха, и простительно все, кроме ее отсутствия. Уверена, девочки меня услышали, вопросов к команде по самоотдаче на этом чемпионате у меня практически не было.

Однако после матча с Камеруном вы упомянули про недонастрой.
– Необходимо было хорошо начать турнир. При разборе мы видели, как неоправданно грубо иногда действует Камерун, поэтому попросили играть собранно, но аккуратно. Думаю, многие не смогли найти баланс, а недооценки не было.

Матчи с Польшей и Сербией выдались разными.
– Когда польки сократили разницу до минимума, паники не было. Возьму вину на себя, надо было перестроить защиту. Хотя в тайм-ауте разговор о более активной игре в обороне шел. Хорошо, что все так сложилось. От сербок ожидали большего. Считаю, для них матч с Россией был самым слабым на турнире. С Францией они боролись дольше, чем мы. Но нельзя не отметить и нашу хорошую подготовку к той игре.

Словения не чужая для вас страна. Был ли дополнительный настрой на эту команду?
– Всех девочек, всю словенскую делегацию я знаю. Но ничего особенного – настраивались как на очередного соперника. Конечно, при подготовке к игре делали акцент на Ане Грос, но не забывали и про других гандболисток. Драган Аджич не перестраивал игру, мы были готовы ко всему, но не справились с дальними бросками Тяши Станко. Именно после игры со Словенией у меня возникли вопросы к команде по настрою. Причина потери очков была в нас самих. Возможно, немного расслабила победа над Сербией.

Ваши слова: «Дисциплина в пиковые моменты решает многое». Если бы передача Манагаровой не дошла до адресата или Юлия Маркова не забросила, ругали бы девушек?
– Конечно, нет. Это игра по ситуации, отличное решение Юлии. Мы можем планировать все что угодно, но на площадке решают игроки с мячом в руках. Тренер только подсказывает, направляет, ведь ситуация меняется ежесекундно. Я сторонник железной дисциплины, но импровизация – необходимая часть гандбола.

Что не получилось в игре с Францией?
– При подготовке не было упаднических настроений. Первая причина поражения – невозврат в защиту, пропустили около десятка контратак. Вторая – не справились с линейной.

«Попасть в масть». Что подразумевали под этой фразой перед матчем с Норвегией, к чему готовились в первую очередь?
– Настраивали девочек на максимальное выполнение задачи, в таком случае могли бы сыграть с норвежками на равных. При этом не говорю, что точно победили бы. Задачи были те же, что и с Францией, – внимательно играть с линейной и не давать убегать в контратаки. Но из-за неоправданных ошибок в нападении пропустили быстрые мячи.
Индивидуально в защите справились, но только не с линейной и не с быстрым доведением мяча до углов. Других шансов у нас не было. Если возврат в защиту является основной задачей на игру и мы с ней не справились, то поправить что-то сложно. По физическим данным могли играть с Норвегией на равных, Франция просто сильнее. Девочки обыгрывали француженок в полкорпуса, но продавить не могли. Это одна из наших слабостей.

В конце первого тайма у Карины Сабировой пошло в розыгрыше, но в начале второго она снова оказалась в линии. Почему мало играла Ирина Корнеева?
– Мы нуждались в помощи Карины на позиции линейной. На Ирине отразилась непростая ситуация с тестами. С корабля на бал влиться в игровой ритм и командные построения сложно, она была не в лучших физических кондициях.

Почему не перешли на защиту 5-1 раньше?
– Хотели сделать это за несколько минут до конца первой половины, но решили доиграть по схеме 6-0. Манагарова на острие? Мы не рассматривали ее на это место, а наигрывали Полину Горшкову, Юлию Маркову и Милану Таженову. При 5-1 мы оголяем зоны сзади, облегчаем работу линейной соперниц, вторые защитницы остаются на разорванной зоне. Перестроением мы сбили темп норвежек на три-четыре атаки, это дало результаты, но затем пропустили два быстрых гола и вернули схему. Возможно, имело смысл снова перейти на 5-1, но мы искали лучшее решение, исходя из возможностей гандболисток.

В трех матчах турнира команда не справлялась с линейными. Это одна из главных проблем?
– Для нашей защиты – главная. И это вопрос не «физики», а правильности выбора позиции, движения ног. Габариты и физическая сила важны, но не являются ключевыми. Все центральные защитницы грешили этими неправильными действиями. Возможно, дело в отсутствии практики игры против линейных уровня Полетты Фоппа и Кари Браттсет Дале.
Чемпионат показал, что мы пока не готовы справляться с ними, и над этим надо работать.

Ваша цитата: «Линейная самое зависимое в гандболе амплуа». Почему в России существует проблема с выбором игроков на эту позиции?
– Задавалась этим вопросом, но ответа нет. Не думаю, что в клубах не работают, однако если задаться целью именно воспитать линейных, результат не заставит себя долго ждать. Для сборной имеет смысл сделать ставку на молодых и перспективных гандболисток этого амплуа. Замечаю большие технические и тактические пробелы в игре линейных. Удивляет, что не можем найти даже пяти кандидаток в сборную.

Вратари не разочаровали?
– Однозначной оценки нет. Максимально работали, были заряжены на результат. У Полины и Насти сложился отличный тандем на играх и тренировках. Может, ожидали большей помощи в двух последних матчах. В полуфиналах было заметно, что когда у команды не идет, вратари способны помочь своими спасениями. Не могу сказать, что турнир девочки провели слабо, но если бы помогли с норвежками и француженками, заслужили бы большей похвалы.

Крайние?
– Единственная линия, к которой практически нет вопросов. Правые сыграли более результативно, но только из-за большего опыта.

Специалисты сошлись во мнении, что у Елены Михайличенко слишком много сил отбирала игра в обороне.
– Она ехала на чемпионат не только забрасывать мячи, она считалась основной и на сегодня нашей лучшей центральной защитницей. Давали ей отдыхать, понимали, что нагрузка выпадает большая. Физических кондиций ей должно было хватить, чтобы выдержать отведенное игровое время.
Неправильно говорить, что она не реализовала себя в атаке из-за игры в защите. У Лены еще проявятся бомбардирские способности. Возможно, чьи-то ожидания она не оправдала, но именно от нее шла главная угроза в наших атаках, даже несмотря на то что соперницы делали на ней акцент, играли с выходом. Возможно, ей нужно больше работать над некоторыми игровыми компонентами – быстрее перестраиваться в атаке и быстрее выходить на бросок. Опыта не хватает, но игра на чемпионате мира пойдет ей на пользу. Повреждения критичными не были, врачи ежедневно проводили мониторинг ее состояния.

У сборной России на турнире не было основной разыгрывающей.
– От центральных хотелось видеть больше угрозы воротам. Особенно от обладательницы хорошего броска Кати Ильиной, которая не в полной мере продемонстрировала свои сильные качества в последних играх. Ярослава Фролова перед началом чемпионата получила травму. Были сомнения, сможет ли сыграть в Испании, но она – боец. От нее требовали то, что она умеет, – более контактную игру с обыгрышем и опорным броском.
Карина Сабирова – универсальный солдат. Использовалась на непрофильных позициях в линии и в центре обороны, но везде показала себя хорошо. Милана Таженова ворвалась в состав. Доказала характером и самоотдачей, что сборная получила боеспособного игрока. Она добавила агрессивности в защите. Милана быстрая, хорошо играет на выходах. Лера Кирдяшева большую часть турнира провела вне заявки, но это не значит, что она вчистую проиграла конкуренцию. Мы рассчитываем на нее. К чемпионату Лера подошла не в лучших кондициях, и в силу возраста и антропометрических данных ей было трудно бороться с мощными соперницами. Но она боец, у нее большое будущее.

Полусредние?
– Вероника Никитина и Ольга Щербак действуют в одной манере, они также продемонстрировали бойцовские качества и свой объем работы выполнили. Где-то заигрывались, но у них нет большого опыта крупных турниров. Тоня Скоробогатченко порадовала заряженностью в атаке. Сыграла уверенно, лучше, чем на всех предыдущих турнирах. В сложные моменты брала на себя ответственность и делала это неплохо.

Что сказали команде после матча с Норвегией?
– Провели собрание по горячим следам, но многое все-таки останется на нем. Согласились, что Франция и Норвегия сильнее нас на данном этапе, но определили основные нюансы, над которыми будем работать, чтобы достичь их уровня. Большой объем работы предстоит уже на будущий год. Главное – команду не упрекнуть в отсутствии боевого духа. Даже когда проигрывали, продолжали бороться. Это очень важно.

В чем же команде надо прибавлять?
– Самое главное – игра в защите, а также бросковая подготовка и сыгранность. Говорили об отсутствии опыта, иногда забывая, что с октября провели в общей сложности всего шесть полноценных тренировочных дней. Это объективно мало.

А для себя лично определили, в чем нужно прибавить Бодниевой-тренеру?
– После каждой игры знала, где допустила ошибки, анализировала ситуации, где могла вмешаться. Для меня это тоже опыт. С Томашем Главатым и Михаилом Измайловым мы работали в связке, я им очень благодарна. С Томашем у нас во многом общие взгляды, важно, чтобы тренеры одинаково смотрели на некоторые аспекты игры.

Общались после турнира с Сергеем Шишкаревым?
– Да, он позвонил, сказал, что гордится командой, бойцовским духом, верит, что она будет прогрессировать, и пожелал удачи. Со стороны федерации не было давления. Главная задача – набираться опыта. В такой атмосфере работать было легче. Но разочарование от того, что не дошли до полуфинала, осталось. Признаю, мы слабее финалистов чемпионата мира, но могли бы побороться с Данией и Испанией.

– Сергей Николаевич удивил вас знанием гандбола?
– До сих пор удивляет. Он очень глубоко погружен в наш вид спорта. Знает не только российских игроков – кто, где и с кем играл, но и поименно почти всех соперников.

– Еще до назначения на пост тренера сборной вы приветствовали расширение чемпионата мира. Остались при своем мнении?
– Неоднозначное мнение сложилось не о расширении, а о сетке. Если бы все команды второго эшелона распределили равномерно, было бы лучше. Специалисты на чемпионате признавали, что дисбаланс в половинах существенный. Почти все команды выступили на своем уровне. Франция и Норвегия сейчас действительно сильнее всех.

– Опишите одним словом свой насыщенный 2021 год.
– Захватывающе.

      

Николай Спирчагов / «Быстрый центр»
Фото: Роман Гарес / ФГР, kolektiff images / IHF

Подпишись и следи за новостями сайта

Читайте также

Подпишись и следи за новостями сайта