Большое интервью главного тренера сборной России Людмилы Бодниевой для Международной Федерации гандбола перед четвертьфинальным матчем с Норвегией.
– Вы – главный тренер сборной России. Каково это?
– Для меня это большой вызов. В сентябре поступило предложение возглавить сборную. Решение я принимала тяжело, но потом сказала себе: «Постараюсь сделать все, что в моих силах, и посмотрим, как это сработает». Понимаю, что все вокруг считают меня неопытным тренерм, но я стараюсь делать то, что считаю правильным.
– Когда вы играли, думали когда-нибудь возглавите сборную страны?
– Я и не мечтала об этом, даже в мыслях не было. А в этом году все изменилось. Когда играла сама, думала, что в гандболе самая трудная работа – тренерская. Сейчас полностью с этим согласна.
– Но у вас есть успешный тренерский опыт: серебряная медаль Олимпийских игр Токио-2020.
– Поверьте, между помощником и главным тренером очень большая разница. Теперь я понимаю, насколько велика его ответственность. Очень хочу сделать все возможное, чтобы наша команда стала лучшей на свете.
– Вызов вы получили не только став главным тренером сборной России, но и возглавив совершенно новую команду. После Олимпиады Токио она значительно обновилась.
– Это одна из причин, по которой я получила эту должность. После Олимпийских игр наступает новый цикл, возможность что-то изменить и быть готовым к следующей Олимпиаде. Нужна свежая кровь, и сейчас лучшее время для этого. Все говорили, что нашей команде на чемпионате мира не хватает опыта, но именно здесь мы его и приобретаем.
– Вы не боитесь ротировать состав и давать шанс совсем молодым игрокам поучаствовать в игре. Почему именно сейчас?
– Я очень хочу, чтобы они набирались опыта в важных матчах. Для них это огромный опыт. Это очень хорошо, что именно сейчас мы можем дать им такую возможность. Однако я также рассчитываю на игроков, которые взяли паузу после Олимпиады. Уверена, когда они вернутся, получится хорошее сочетание – гандболистки, которые имеют большой опыт работы на крупных турнирах, и молодые, почувствовавшие эту страсть сейчас.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
– Как команда настраивалась на матч с Францией?
– Мы не думали о потенциальных соперниках по четвертьфиналу, а сосредоточились на матче с Францией. Хотели стать первыми в своей группе.
– Как команда чувствует себя после поражения и перед четвертьфиналом?
– Перед сном я пересмотрела наш матч. Могу сказать, что француженки были лучше во всех компонентах. У нас нет аргументов против их защиты.
– Оцениваете ли вы свои решения во время просмотра сыгранных матчей?
– Я все смотрю. Допустила несколько ошибок в матче и знаю, что это моя ответственность. Иногда меня удивляет, что мы не сделали то, о чем говорили перед игрой.
– Вы обыграли Норвегию на Олимпиаде в Токио в августе, сможете ли обыграть их снова?
– Мы играли другой командой. Так что это уже не та история.
– Все игроки из сборной России играют в местном чемпионате, хотели бы вы видеть их в Европе?
– Думаю, неважно. Мы уже проверили всех игроков. Лучшие игроки из них сейчас на чемпионате мира в Испании.
– Россия – огромная страна. Как работает система поиска игроков национальной сборной?
– Логичный вопрос, но нелогичный ответ. Не во всех регионах России играют в гандбол. В Суперлиге всего 12 команд. Для «огромной России», как вы говорите, не так уж и много. Главная проблема в том, что гандбол не является одним из популярных видов спорта в России. Наша цель – продвигать его в других регионах. Это зависит от того, как выступают наши сборные.
– Вы родились в Элисте, столице Калмыкии. Не могли бы немного рассказать об этом?
– Я там родилась, но всю жизнь прожила в Волгограде. У меня есть некотоыре воспоминания оттуда, но я переехала, когда мне было всего шесть лет. Это маленькая республика. Граница всего в 100 километрах от Волгограда, так что я жила недалеко от своей родины.
– Вы знаете свой родной язык?
– Жаль, но нет. Очень горжусь тем, что я калмычка. Мой дядя и мои племянники все еще находятся там, и я навещаю их при первой возможности. А родители живут в Волгограде.
– Вы завершили игровую карьеру восемь лет назад, сейчас появляется желание выйти на площадку?
– Я уже говорила девочкам, что хотела бы оказаться с ними на площадке. Но сейчас у меня другая позиция. Считаю, что если у вас есть страсть к игре в гандбол, то неважно, где вы находитесь. После матчей я устаю так, будто сама играла все 60 минут.
– На тренерской позиции игра уже выглядит по-другому?
– Это сложнейшая позиция, потому что иногда хочется выйти и помочь девочкам. Но у меня есть возможность только кричать и подсказывать им. Перед каждым матчем я им говорю, что только с полной страстью и концентрацией мы сможем победить всех. А если хотя бы на одну минуту испугаемся, то игра для нас закончится.
– Вы выиграли золото на чемпионата мира в 2005 году дома, в России. Это один из самых ярких моментов вашей игровой карьеры?
– Я дважды выиграла чемпионат мира. Первый был особенным, но второй запомнился еще больше, потому что мы играли дома. Для нас это было непривычно. Приятное чувство, когда столько человек, болельщиков поддерживают нас. Хотелось бы, чтобы мои девочки почувствовали это и сыграли на Евро в 2026 году в России.
– После завершения игровой карьеры вы входили в комссию ИГФ и ЕГФ. Почему выбрали такой путь?
– Я очень хотела остаться в гандболе и воспользовалась возможностью быть членом комиссии и делегатом на матчах. Теперь я понимаю гандбол с другой стороны, уважаю всю работу официальных лиц во время турниров, и знаю, что это большая ответственность. Я получила очень ценный опыт.
– Имеет значение, что вы первая женщина, которая возглавила сборную России по гандболу?
– Если честно, мне не нравится, когда мне все говорят, что я первый тренер женщина в сборной России. Это просто факт. Неважно, мужчина тренер или женщина, это просто вопрос качества работы.
– Чему вы уже научились как тренер?
– Когда была игроком, то думала, что лучшие качества в гандболе – быть храбрым, спокойным и проявлять страсть. Неважно, на скамейке или на площадке. Самая большая цель для меня, как для игрока и для тренера, состоит в том, чтобы о моей команде говорили, что они храбрые бойцы. Я буду гордиться этим. Если кто-то скажет мне, что я помогаю им это почувствовать, то буду гордиться собой.
IHF
Фото: Роман Гарес / ФГР