Спортивный директор ФГР Дмитрий Бочарников в интервью «Быстрому центру» рассказал о новой должности, планах и значимых моментах в работе в Федерации гандбола России.
– Насколько неожиданным было для вас предложение стать спортивным директором ФГР?
– Оно поступало еще четыре года назад. Но тогда по ряду причин я его принять не смог. Сейчас мне вновь позвонил Лев Геннадиевич Воронин и предложил занять эту должность. Обычно я всегда взвешиваю все «за» и «против», когда принимаю решение. Так было и на этот раз. Переход на работу в ФГР автоматически означал переезд из Волгограда в Москву, причем не только мой, но со временем – и всей семьи. Надо понимать, что родные живут в Волгограде, поэтому не могу сказать, что решение было простым.
– Быстро освоились в новой должности?
– Благодарен руководству федерации и президенту Сергею Николаевичу Шишкареву за возможность поработать на одном из руководящих постов ФГР. Вливание в коллектив прошло быстро и безболезненно. Виктор Владимирович Поладенко всегда готов поделиться своим опытом, другие коллеги из ФГР также идут навстречу и помогают во всех вопросах.
– Что было самым сложным первое время?
– Пребывание в столице одному, без семьи. Что касается новой деятельности, то тонкости, в которые нужно вникать, существуют в любой работе. Я ведь выступал сначала в роли игрока, затем тренера, то есть знал процесс изнутри. Конечно, нужно было изучить немало документации, по вечерам штудировал регламенты соревнований, что осложнялось их изменением в межсезонье. Но каких-то катастрофических проблем точно не возникло.
– Какие направления работы входят в ваш профиль?
– Если человек говорит, что умеет все, то на деле он, как правило, не умеет ничего. Спортивный директор взаимодействует по всем вопросам с Министерством спорта, разрабатывает и утверждает календарные планы, курирует вертикаль сборных.
– Больше взаимодействуете с клубами или со сборными?
– Примерно в одинаковой пропорции. В этом плане мне проще, потому что я знаком со всеми представителями мужской OLIMPBET Суперлиги. С руководителями клубов женского чемпионата знакомлюсь, но и среди них есть люди, которых прекрасно знаю. Директор ЦСКА Эдуард Акопян, как и я, родом из Волгограда – разумеется, мы пересекались и до моего вступления в должность. Да и вообще все вопросы взаимодействия даются довольно легко.
– Случались ли уже в работе какие-то интересные, нестандартные ситуации?
– Да. Не так давно Государственный театр имени Моссовета прислал письмо на имя федерации с просьбой о содействии. Дело в том, что там ставят новый спектакль, посвященный женскому гандболу. Я познакомился с художественным руководителем театра, ФГР направила меня в качестве консультанта. Проводил тренировки с труппой и в спортивном зале, и на театральной сцене.
– История основана на реальных событиях, или это плод воображения сценариста и постановщика?
– Знаете, пьеса, которую дал мне худрук для ознакомления с первоисточником, была написана еще в 1985 году. Она долго ждала своего часа. Разумеется, есть некоторые художественные задумки, но в целом она максимально приближена к спортивным и жизненным реалиям. Все секреты я по понятным причинам раскрывать не могу, но скажу, что на сцене будут установлены гандбольные ворота, а мячи станут элементом реквизита.
– Недовольство представителей некоторых клубов делением женской Суперлиги на две шестерки вас задело?
– Нет. Заступил на должность 1 июля, и решение уже было принято – я просто констатировал этот факт. Всем его нужно было принять и начинать конструктивную работу.
– А вот некрасивая история с молодежной сборной наверняка вас коснулась.
– И не только меня. Этим вопросом занимались коллективно, причем был весьма щепетильный этический нюанс. Решение руководителя федерации вынести дело в публичное пространство – смелый шаг. Это лучше всего говорит о серьезных намерениях руководства ФГР. А если мы не будем бороться, тогда зачем вообще нужны здесь?
Судя по разговорам с представителями спортивных федераций, которые находятся в здании Олимпийского комитета России, все нас поддерживают. Игроки же понесли наказание в соответствии с тяжестью проступка каждого фигуранта.
– Когда вы были игроком и тренером, вам предлагали сдавать матчи?
– Знаете, как бы пафосно ни звучало, но в мою бытность гандболистом мы играли за идею. Хотели чего-то добиться в спорте. Наши зарплаты по сравнению с нынешними были откровенно смешными. Что касается тренерского опыта, то я мог только подозревать или догадываться о нечестной игре. Но если бы ко мне подошли с подобным предложением, то ничего не оставалось бы, кроме как съездить предложившему по физиономии.
– В недавнем интервью Сергей Кленов говорил о возможном объединении сборных 2002 и 2004 годов рождения.
– На практике это станет возможно в конце октября, когда у подопечных Педро Сарсосы стартует осенний сбор, и уже потом будет приниматься окончательное решение. Лично я за то, чтобы оставить тех парней из «молодежки», которые оказались чисты перед нашей родиной, добавить к ним ребят из юношеской сборной, дать больше возможностей для получения игровой практики, чтобы впоследствии младшие ребята вернули Россию в элитный европейский дивизион.
Это ведь далеко не простая задача – скажем, белорусы, вывалившись в группу «Б», находятся там очень давно и никак не могут вернуться в топ-дивизион. Даже ребята 2002 года рождения, здорово выступившие на Открытом чемпионате Европы и уже играющие в основе минского СКА, не смогли это сделать.
– А что насчет спаррингов взрослой сборной перед чемпионатом Европы?
– Велимир Петкович должен был определиться, где и с какими соперниками удобнее провести контрольные матчи, потому что предложений имелось несколько. В итоге сошлись на том, что оптимальным вариантом видится январский турнир в Хорватии. В ноябре же команду ждет выезд в Беларусь, где парни проведут товарищеские матчи с местной сборной.
– Есть какой-либо масштабный проект, который непременно хочется завершить успешно?
– Вершина гандбольной пирамиды – это, конечно, национальные сборные. После Олимпиады в Токио ФГР оказалась в числе четырех федераций, представителей которых направили для отчета в минспорта. Вместе с нами были коллеги из плавания, тенниса и борьбы. Я горд и счастлив, что девушки хорошо выступили на Играх. Но очень хочется возвращения в элиту и наших мужских сборных, причем на всех уровнях, начиная с юношей и заканчивая взрослыми.
Денис Козлов / «Быстрый центр»
Фото: ФГР, Lietuvos Rankinio Federacija, ГК «Ставрополье»