Большое интервью президента Федерации гандбола России «Спорт-экспрессу».
Пять лет назад в Рио единственное золото в командных видах спорта сборной России принесли наши гандболистки, выигравшие женский олимпийский турнир впервые с 1980 года. С большими надеждами едут наши девушки и в Токио-2020.
– Сергей Николаевич, до Олимпиады всего ничего. Как настроение?
– Отменное! Трижды в день я получаю доклад от главного тренера Алексея Алексеева, от генерального директора Льва Воронина. Есть возможность общаться с помощниками главного тренера, с некоторыми игроками. Поэтому у меня достаточно объективная картина, чтобы быть оптимистичным. Пока еще мы видели только сверхнагрузки, игры на усталости, но сейчас девочки выбираются из функциональной ямы, добавляется все больше игровых упражнений, из-за этого и настроение улучшается.
– Вы лично в Токио собираетесь?
– Из-за жесткого сокращения квот очень долго решались вопросы по аккредитации нашей малочисленной, но солидной делегации. Мы с первым вице-президентом федерации Евгением Трефиловым, без которого поездка на Олимпиаду немыслима, и генеральным секретарем Денисом Богомоловым получили аккредитации по линии Международной федерации гандбола. Спасибо за это нашему другу Хасану Мустафе, его штаб здорово отработал вопрос.
– Некоторые руководители федерации не летят в Токио, несмотря на наличие аккредитации, потому что доступа к командам все равно не будет.
– У нас и в Рио полноценного доступа не было. В олимпийской деревне были дважды. Но я убежден, что при пустых трибунах поддержка даже трех человек в лице тех товарищей, которых я упомянул, будет очень важна. Вот представьте: пустые трибуны, а девчонки видят, что их руководители в этот тяжелейший момент рядом с ними. Настолько близко, насколько возможно. Это играет роль. Мы не за 9000 км, а рядом.
Да, все остальное время нам придется сидеть в отеле. Но ничего. Уже закупили компьютеры с большими экранами, чтобы использовать видеосвязь. Понятно, что это не живое общение. Но мы с вами сейчас общаемся через Zoom и сидим как будто напротив друг друга.
Так что мы с Трефиловым будем постоянно на связи с тренерским штабом, он будет напутствовать нашу команду.
– Евгений Васильевич летит в Токио скорее как тренер или как талисман женской сборной?
– Во всех ипостасях! Евгений Васильевич – гуру и самый уважаемый человек в современном российском гандболе. Но это статус. А должность – первый-вице президент ФГР, ответственный за российский женский гандбол. Он обладает теми знаниями и пониманием игры, которых нет больше ни у кого. Трефилов со своим бесценным опытом может помочь команде и тренерскому штабу.
– С точки зрения результата последний предолимпийский турнир в Хертогенбосе успешным не получился: проиграли и Нидерландам, и Швеции.
– Я пересмотрел оба матча. Абсолютно рабочие моменты. В игре с голландками мы вели девять мячей. Турнирного значения эта встреча не имела. При необходимости девчата могли засушить игру. Но нам нужно было посмотреть различные связки, отработать схемы – как в обороне, так и в атаке. И те, кто был уверен в месте в составе, действовали более размеренно и солидно, а вот кто хотел получше проявить себя – много суетились, старались побольше забить. Это нормально. Я полностью понимаю и принимаю тренерские объяснения на этот счет. Тем более прекрасно помню, как перед Рио воочию наблюдал ровно такую же картину на аналогичном турнире.
– Как идет восстановление Анны Вяхиревой?
– Она набирает форму, но пока еще готова не полностью. Тренд позитивный, но все мы ждем от нее большего. В моем понимании она – лучший игрок мира. И в своей оптимальной форме она способна на многое. Другое дело, что гандбол – командный вид спорта. И если идет у одного игрока, а у остальных – нет, то ни к чему хорошему это не приведет. Нужно, чтобы в порядке были все.
– В чем сильные стороны нынешней российской сборной?
– В том, что у нас нет слабых сторон. Сейчас команда сбалансирована во всех линиях. У нас на каждую позицию как минимум два игрока. А весь стартовый состав входит в мировой топ-3 по своим позициям. Вкупе с сильной скамейкой и опытом это дает нам большие поводы для оптимизма.
В Лиге чемпионов, к примеру, ЦСКА в первый же год дошел до «Финала четырех», а «Ростов-Дон» стал сильнейшим в группе и только в четвертьфинале уступил будущим чемпионам – «Вайперс Кристиансад». Так что по таланту и физическим данным у нас все хорошо. И едва ли не все в Токио теперь будет зависеть от психологии и крепости нервов.
– В игровых видах часто бывает, что после победы на большом турнире начинается спад. Смена поколений, проблемы с мотивацией...
– А у нас по-прежнему сильнейшая команда. И это ответ оппонентам, которые говорят, будто наш гандбол после Рио стремительно летит вниз. Чушь! Хотя смена поколений идет. Из 17 игроков, которые летят в Токио, только восемь были в Рио. Но нам удалось пережить процесс перехода некоторых звезд на спортивную пенсию относительно безболезненно. В сборную пришли другие достойные.
– Как считаете, удалось ли в полной мере реализовать тот потенциал для развития гандбола в России, который образовался после знаменитой победы в Рио?
– Гандбол выходит в топ видов спорта по уровню узнаваемости и поддержки – это очевидно. Мы видим игры по федеральным каналам. Причем не только сборных, но и Лигу чемпионов.
В Москве уже были аншлаги! Пока ковидные, но тем не менее. Про уровень – повторюсь: две наши команды доходили до «Финала четырех» Лиги чемпионов. Хорошо выступали команды в других еврокубках. Поэтому, я считаю, после Рио интерес к гандболу не просто повышенный – произошел взрыв! Это не популизм, у нас есть медиалогия, маркетинговые исследования – все можно показать на цифрах.
– Могу по «СЭ» сказать. Раньше мы даже про чемпионаты мира до полуфиналов не писали, а сейчас групповые матчи женской сборной не Евро читают не хуже футбола.
– Я про это и говорю. Это ощущается во всем. Вот вы начали в полном объеме освещать крупные турниры. За «Матч ТВ» мы когда-то бегали и уговаривали показать хоть что-то. А сейчас все по-другому. Задолго до важных игр в той же Лиге чемпионов на нас выходят продюсеры, мы согласовываем удобное для зрительской аудитории время.
– Многие ваши ровесники в других федерациях убеждены, что излишнее внимание вредит их видам спорта. Позиция такая: «Вот выиграем чемпионат мира – и это будет лучшей рекламой. А если начнем болтать раньше времени, то вся энергия уйдет туда, и никаких медалей завоевать не получится».
– Белиберда! Ну выиграют они чемпионат мира. Напишут один раз. А потом? Важно поддерживать интерес все время. Вид спорта должен быть на слуху, нужны узнаваемые игроки. Одноразовая узнаваемость – это ничто. Люди раз посмотрели – и все забыли.
Медийность нужна хотя бы для того, чтобы были спонсоры и вид спорта развивался, чтобы дети приходили в нашем случае в гандбол. Чтобы они хотели быть похожими на Вяхиреву, Сень или Дмитриеву. Массовость в местечковом виде спорта невозможна. Поэтому у нас политика открытости.
– А что, кстати, с детьми?
– В Краснодаре, Астрахани, Тольятти, Ростове и теперь уже Москве секции забиты. В Ростове отлично выстроенная вертикаль: главная команда, молодежная, есть «Ростов-3». В Краснодаре заработал интернат, в котором занимается 80-90 детей. Другое дело, что игроков оттуда растаскивают быстро, и Евгений Васильевич волосы на себе рвет – работать приходится на всю Россию. Но это тот случай, когда его труды все равно идут на благо страны.
– С женщинами все понятно. Когда в топ вернутся мужики?
– Верю, что в Париж отберемся!
– Даже так?
– С нынешним поколением это абсолютно реально. Да, обойма далеко не такая длинная, как в женской команде. Но хороший состав, который поборется за квалификацию, мы точно имеем. Понимаю, что заявление смелое. Ну а как по-другому? Ставить задачу на 2040-й?
Вот навскидку: Александр Шкуринский перешел во французский «Нант», Дима Санталов играет в сильном белорусском клубе «Мешков Брест», а Сережа Косоротов признан лучшим молодым игроком мира на своей позиции по опросу престижного Handball Planet. Есть еще целый ряд сильных ребят. И я считаю, что нам по силам играть вровень с той же Словенией, которую мы обули на чемпионате мира. Выступили мы там вообще неплохо: три победы, ничья. Проиграли только Египту, который лишь по пенальти уступил будущим чемпионам датчанам, да шведам – вице-чемпионам мира. Разве это плохо?
Мы с первого места в группе отобрались на чемпионат Европы – 2022! Когда в последний раз такое было? И я очень надеюсь, что уже на предстоящем Евро покажем хороший гандбол.
– Вернемся к девушкам. В Токио у нас очень зубастая группа: Испания, Венгрия, Франция, Бразилия и Швеция. Пугает?
– Сборные мощные, но все их мы обыгрывали. Причем недавно. Чего бояться? Другая группа заметно слабее, но это даже лучше. Потому что у нас сначала будут тяжелые матчи, но потом может достаться не самый сильный соперник в четвертьфинале. И такая передышка очень нужна. Играть в группе со средними командами, а потом попадать на топа в плей-офф – менее благоприятный расклад.
– Все уже привыкли, что перед каждым важным турниром вы выступаете перед командой с пламенным спичем. Какой посыл будет сейчас?
– Безусловно, будет упомянут фактор взаимоотношений со страной, в которую мы едем, и тот факт, что девчонки без какой-либо вины будут вынуждены играть без флага России и гимна. Но все секреты я выдавать не могу, это интимный процесс между мной и командой. Потому что такие слова должны узнаваться не из прессы, а лично от меня. А насколько правильными они окажутся, я надеюсь, вы увидите по настрою сборной с первой же игры в Токио.
Владимир Иванов, «Спорт-экспресс»
Фото: Дмитрий Христич, kolektiff images