Мужская сборная впервые в своей истории сыграла в Аргентине. Команда Эдуарда Кокшарова на Турнире четырех наций в Сан-Хуане заняла второн место.
Российские гандболисты в первой игре уступили аргентинцам – 22:24, но затем одержали две победы. Сначала сборная России взяла верх над сборной Испании, которая привезла в Аргентину второй состав – 32:28, а затем переиграла Польшу – 30:19.
После завершения турнира Эдуард Кокшаров в интервью порталу «Быстрый центр» проанализировал выступление своей команды в Сан-Хуане, отметил, в чем игроки прибавили, и признался, что нашел поводы для оптимизма.
– Буду ли прав, предположив, что этот турнир добавил в ваше настроение оптимизма?
– Мы давно не могли собраться полноценным боевым составом. Наша совместная работа с командой оказывалась большей частью скоротечной. Скажу честно, наступали моменты, когда мне казалось, что бьюсь головой о стену. Мы договаривались об одном, отрабатывали это на тренировках, а на площадке получалось совсем другое.
Нам и на этом турнире не удалось многое из задуманного. Не все смогли наиграть, потому что случилась травма у Паши Атьмана, не смог поехать с нами из-за повреждения Сергей Горбок. Хватало ошибок, причины которых и объективны, и носили субъективный характер.
Но оптимизма действительно добавилось. Главный повод для него: команда сыграла с большим желанием и стремлением побеждать.
В первой встрече, несмотря на поражение от аргентинцев, была полностью выполнена установка по игре в обороне со схемой 6-0. Мы долго искали кандидата на место одного из центральных защитников. Прорабатывали варианты с терпеливыми и долгими объяснениями задачи. В результате Дима Санталов с этой ролью вполне справился.
Есть недочеты в игре вторых защитников, потому что тяжело переучить, растолковать все сразу и добиться от игроков быстрых решений. Но и здесь увидел по крайней мере старание.
А во второй и третьей играх были уже и более осознанные действия в позиционном нападении, быстрых переходах. Конечно, и здесь хватало огрехов. Но ведь мы играли практически с листа. Собрались перед отлетом и провели перед турниром одну часовую тренировку, в которую попытались вместить и защиту, нападение, и все сопутствующее. С учетом этого игра в Сан-Хуане вселила уверенность в правильном курсе.
Мы стремились с пользой использовать время между матчами. Устраивали по два занятия с видео в день. Сделали упор на анализ и показы.
У испанцев была на турнире интересная молодая команда. Они доказали свою силу, обыграв аргентинцев. Так вот, их тренеры признались, что очень тщательно готовились к встрече с нами, основательно нас изучили, но столкнулись с такой организованной сборной России, какую не видели давно.
А знаменитый вратарь Славомир Шмаль, который был в штабе польской сборной, выразился и вовсе самокритично: у нас против вас вообще не было шансов, выглядели, как дети...
– Что по-прежнему требует доработки? В первую очередь.
– Не хватает сыгранности. Я уже больше двух лет у руля сборной. Однако суммарного времени на работу у нас было немного. А для подсчета сессий, когда команда была в составе, сопоставимом с теперешним, хватит пальцев двух рук.
С учетом постоянного цейтнота тщательно готовим каждый сбор. Обсуждаем план с поправкой на сжатые сроки, чтобы работать как можно продуктивнее.
Сейчас, к примеру, начали готовить клип с подборкой лучших наших комбинаций, которые предстоит играть на чемпионате Европы. И уже до начала следующего декабрьского сбора в Скопье это видео будет у наших игроков.
– По ходу трех матчей в Сан-Хуане вы основательно варьировали состав. К примеру, только против поляков сыграл Александр Шкуринский...
– Саша еще в клубе получил травму, и вообще стоял вопрос о целесообразности его приезда в сборную. Но договорились, что на турнир он все же полетит, будет восстанавливаться под наблюдением докторов. И выйдет на площадку только в том случае, если почувствует силу и уверенность. Мы не собирались рисковать и форсировать его лечение. Утром перед третьей игрой Шкуринский сказал, что готов.
Увы, нас снова преследовала череда травм: в первой игре — Атьман, во второй — Горпишин и Киреев. Сейчас прямо из Парижа отправили Павла и Сергея в Скопье, уже завтра их ждет обследование, и мы узнаем точные диагнозы.
Череду повреждений отчасти спровоцировали странные критерии судейства. Аргентинские рефери позволяли своей и испанской командам гораздо больше, нежели нам и полякам. Плюс большим было желание ребят выиграть. На это легли усталость от долгой дороги и издержки акклиматизации. Вс в совокупности и привело к повреждениям — надеюсь, не слишком серьезным.
– Кстати, что с Горпишиным?
– Врачи говорят о возможном повреждении латерального мениска.
– В Аргентине вы использовали в обороне и схему 6-0, и вариации более активного построения 5-1. Какую тактику считаете базовой схемой?
– Хочу отработать две равноценные защиты, которые будут применяться в зависимости от особенностей соперников. Если те больше взаимодействуют с линейным, практикуют обыгрыш, выберем вариант 5-1, чтобы дальше оттеснять задних игроков от линейного. А против команд без ярко выраженных "бьющих" поставим 6-0.
– Какая из схем сейчас работала лучше?
– Впечатления двоякие. По качеству 6-0 объективно лучше. Но при ней во встрече с аргентинцами не «зацепились» вратари. 5-1 применяли с частыми ошибками, но все равно испанские и польские нападающие постоянно находились под давлением и в контакте. Наши вратари получили возможность почувствовать игру, зарядились уверенностью и отработали надежно.
– Объяснимо повышенное внимание вызвала игра Павла Андреева, Дмитрия Корнева, Дениса Заболотина. Вы впервые предоставили им такой внушительный практикум. Оцените их выступление?
– Вот видите, кто бы что ни говорил про наш июльский сбор в Сочи и про поражения на турнире в Германии, это их плоды. Мы и тогда объясняли, что у этой работы специфические задачи, понимали, каким составом туда едем и чего нам ждать.
Конечно, в любом случае хотели выигрывать. Но прежде всего — найти тех. кто мог бы усилить сборную. И вот после того сбора два таких игрока уже появились. Корнев и Андреев на сегодня задачу выполнили. Их игра еще требует корректировки. Но этих ребят уже сейчас можно уверенно привлекать в состав сборной.
– Что интересного добавила поездка в копилку ваших этнографических впечатлений? Как аргентинцы справились с организацией турнира?
– Я ведь уже бывал в Аргентине. Почти четверть века назад мы выиграли там молодежный чемпионат мира. Естественно, с той поры многое изменилось. У меня странные ощущения, что страна стала беднее и уровень жизни в ней упал.
А организация турнира была хорошей. С размещением и логистикой все нормально. Не понравилось, повторюсь, судейство. После матча против испанцев мы сказали аргентинским арбитрам, что приезжаем в гости, а оказываемся "кошками" для отработки ударов. Иными словами, приглашаете — уважайте. Они виновато покивали...
– Насколько оправданным оказался в итоге столь далекий выезд?
– Не хочу много об этом рассуждать. Понятно, можно было бы найти соперников для спаррингов и ближе. Но решение было принято давно. И мы со своей стороны постарались выжать из этой поездки максимум пользы. Спасибо за это ребятам. Никто не отказался ехать. У многих серьезная нагрузка в Лиге чемпионов. Но все, кто был здоров, пошли на то, чтобы собраться вместе и решать задачи. Цель у нас сейчас одна. И все это понимают.