Олимпийский чемпион, ставший вратарем УОР №2,  Павел Сукосян: «И в 55 лет не утратил страсть к гандболу»

Олимпийский чемпион, ставший вратарем УОР №2, Павел Сукосян: «И в 55 лет не утратил страсть к гандболу»

03.03.2017
4534

В пятницу, 3 марта, в Челябинске состоялся матч предварительного этапа чемпионата России между «Динамо» и УОР №2. Встреча для команд была прнципиальной - обе располагаются на соседних строчках турнирной таблицы и борются за сохранение места в Суперлиге.

В этой игре принял участие легенадный вратарь, чемпион Европы, мира и Олимпийских игр в Сиднее Павел Сукосян, который недавно в возрасте 55 лет возобновл профессиональную карьеру. Уникальный случай не только для российского, но и мирового гандбола. Это был для него третий матч в Суперлиге. 

В интервью пресс-службе Федерации гандбола России Павел Сукосян накануне важных для его команды матчей против челябинского «Динамо» и «Сунгуля» рассказал о том, как сейчас чувствует себя в воротах, поделился мнением о чемпионате России, коснулся темы мужской национальной команды и ответил на вопрос, зачем ему, выигравшему все возможные титулы, возвращение в большой гандбол.

ВОЛНЕНИЯ НЕ ИСПЫТЫВАЛ

- Вы провели уже два матча в Суперлиге после возобновления карьеры (беседа состоялась до игры «Динамо» - УОР №2) . Расскажите, какие ваши ощущения?

- Первый матч - вышел на эмоциях против «СГАУ-Саратова». Для меня это была принципиальная встреча, хотелось выиграть у тренера саратовцев Александра Алексеева, которого я хорошо знаю, ведь мы еще вместе играли в Волгограде, к тому же разница в очках между нашими командами была большая. Поймите, когда я выхожу на площадку 20х40 метров, то всегда стараюсь играть, а не вести себя шаляй-валяй. Признаюсь, в первом матче было тяжеловато, хоть я и тренировался перед тем, как возобновить карьеру, но хорошо, что мы одержали победу. Во второй игре против «Университета-Невы» неплохо провел первый тайм, а во втором не пошло, и тренер меня заменил, хотя хотелось попроситься на площадку. В итоге мы проиграли шесть мячей. Но нам нужно сконцентрироваться на том, чтобы брать очки у соперников, которых реально обыгрывать, например, таких, как «Динамо» из Челябинска и «Сунгуль».

- Перед первым матчем вы испытывали мандраж? Или волнение, что возвращаетесь в большой гандбол?

Мандража не было. Конечно, я переживал, как буду играть. Да, я тренировался, но это одно, а официальные матчи — совсем другое. Во время игры отбил один мяч, другой  — и все пошло. Статистика, правда, показала, что я отразил 25% бросков, хотя другие люди считали — 41%. Мне сложно сказать, как считают статисты.

- То есть, не чувствовали, что ваш выход на площадку — в некотором смысле исторический момент?

Не-е—ет! Я вообще об этом не думал! А если вы спрашиваете о волнении, то его не было. Думаете, Анна Кочетова (игрок «Динамо-Синары») вернулась в гандбол, и у нее есть волнение? Ничего подобного — она, как и подобает лидеру, в тяжелый момент берет игру на себя и ведет команду за собой. Главное, за что я переживал — за свое здоровье. Но, слава Богу, все нормально. Сейчас вообще физически ощущаю себя прекрасно. Считаю, что очень хорошо потренировался перед матчами с «Динамо» и «Сунгулем», чувствую себя в форме.

- После первого матча ваш показатель был 25% отраженных бросков, после второго — 28%. Как вы сами оцениваете свою статистику?

Мне кажется, статистика не учитывает много важных нюансов. Например, когда я отбиваю бросок, а затем арбитры назначают семиметровый. Думаю, что нужно учитывать все броски, которые наносятся по воротам голкипера. А затем оценивать его надежность.

- То есть, своей игрой вы довольны?

Что я? Главное, чтобы тренеры были довольны. Но если вы интересуетесь моим мнением, я скажу — да, я доволен! Считаю, что еще что-то могу.

ВЕРНУТЬСЯ В ГАНДБОЛ ПРЕДЛОЖИЛ РОГОЗИН

- Я наблюдал за вашей игрой во время матча с «Университетом-Невой». Порой складывалось ощущение, что игроки петербургской команды робели, когда видели вас в воротах.

Я играю на опыте. У меня есть понимание, как нужно сыграть в той или иной ситуации. И, возможно, игроки команды соперника меня немного побаиваются. Наверное, так.

- Давайте отмотаем время назад. Когда вам впервые предложили вернуться в большой гандбол, какая была ваша реакция?

Я попросил немного времени на раздумье. А потом принял решение после того, как ко мне на тренировке подошел заместитель председателя Правительства РФ и председатель Попечительского совета Федерации гандбола России Дмитрий Олегович Рогозин и сказал: «Ну что, надо помогать молодежи». Я ответил согласием: «Давайте попробуем». Он был на матче со «СГАУ-Саратов», после игры произнес: «А ты даешь! Еще не утратил своих возможностей». О возвращении в гандбол я так же разговаривал с тренером Николаем Чигаревым: «Чувствую, что ты можешь нам помочь, возвращайся в гандбол — надо».

- И вы не смогли отказать.

Да я соскучился по гандболу, честно могу сказать! Когда моя карьера прервалась в 51 год, не раз приходили мысли, может быть, еще поиграть? И хочется, чтобы УОР №2 сохранил прописку в Суперлиге, чтобы в Москве была команда. Раньше в столице существовало три клуба — ЦСКА, МАИ, «Кунцево», а потом мы их потеряли. Мне очень хочется помочь УОРу в этом сезоне.

- Когда приняли решение вернуться, вас не отговаривали?

-Жена не отговаривала, а вот друзья твердили: «Зачем тебе это надо? Тебе столько лет! Подумай хорошо!» Я объяснял: «Меня попросили люди, которых, кто знает, может быть, я в старости тоже о чем-то попрошу». Понимаете, я не умею отказывать, всегда говорю «да». Меня родители так воспитали — быть дисциплинированным, послушным и слушать старших.

- Четыре года назад вы выступали за «Сунгуль». Когда вам было сложнее — тогда или сейчас?

Тогда у «Сунгуля» была опытная, слаженная команда. А в УОРе №2 молодые игроки 1998 года рождения, хотя сейчас добавилось несколько опытных гандболистов. По моему мнению, наверное, это нужно было делать чуть пораньше. Но задача перед нами поставлена сохранить место в Суперлиге — надо ее выполнять.

- На ваш взгляд, чемпионат России изменился с того времени? В чем особенность нынешнего сезона?

В этом сезоне в чемпионате России есть интрига. Понятно, что «Чеховские медведи» станут первыми по итогам предварительного этапа, но посмотрите, какая борьба развернулась за второе, третье, четвертое место, чтобы получить преимущество своей площадки в плей-офф! Особенность этого сезона в том, что если раньше все заранее знали, что чемпионами станут «Чеховские медведи», то сейчас такого однозначно не скажешь. Хотя я знаю Владимира Салмановича Максимова, просто так он ничего не отдаст, да и ребятам ведь хочется поиграть в Лиге чемпионов. Для них это огромный опыт, который поможет становиться лучше.

СБОРНОЙ РОССИИ НА ЧМ НЕ ХВАТИЛО СПОРТИВНОЙ ЗЛОСТИ

- Есть мнение, что уровень чемпионата стал несколько ниже из-за оттока игроков за границу.

Все понимают, что вопрос упирается в финансирование. Есть «Чеховские медведи», «Университет-Нева», а вот у других клубов средств меньше. Игроки уезжают за границу по финансовой причине, если бы здесь все было в порядке, думаю, они продолжили бы выступать в России. Да, в наше время мы тоже отправлялись зарубеж, но всегда приезжали и играли за национальную сборную. Сейчас ребята, конечно, тоже приезжают в сборную, хотя я считаю, что мужская команда у нас слабая (тяжело вздыхает).

- Слабая?

Нет, не слабая - неправильно выразил свою мысль. У нас хорошие, талантливые игроки, но чего-то им не хватает. Может быть, спортивной злости, азарта. Взять тот же матч 1/8 финала чемпионата мира против команды Словении. Ведь первый тайм мы выиграли, надо выходить на второй еще злее и добивать соперника! Но вместо этого команда «поплыла». Да, перед плей-офф получили травмы Сергей Горбок и Павел Атьман. Но значит, надо было играть без этих игроков! Не тренеры виноваты, что так сложилось на чемпионате мира, они могут только подсказать, что нужно делать, а на площадке играют именно игроки, они забивают мячи и затем стоят в обороне. Все помнят формулу, что выигрывает команда, а проигрывает тренер. Но я считаю это не совсем справедливым.

- Чувствовалось, что сборная России могла пройти Словению.

Вы знаете, еще когда я, Дмитрий Николаевич Торгованов, Лев Геннадиевич Воронин выступали за сборную России, для нас было только одно место на пьедестале почета — первое! Других мест для нас не существовало, если мы занимали второе, то это считалось провалом.

- То есть, правильно, когда перед сборной ставятся высокие задачи?

Да игроки сами должны себе ставить высокие задачи! Первое, что должно быть у профессионального спортсмена — желание побеждать. В 1996 году мы завоевали золотые медали на чемпионате Европы, а затем проиграли Олимпиаду, заняв пятое место. Тогда нам сильно не повезло, мы плакали, но при этом дали себе слово, что следующую Олимпиаду мы выиграем, хоть «на зубах». И мы это сделали. В 2000 году поехали в Сидней единой командой, один за всех и все за одного — бились, сражались друг за друга и выиграли золотые медали.

- Словом, вы считаете, что сборная России на чемпионате мира во Франции должна была быть выше?

На мой взгляд, мы должны были быть в четверке сильнейших. Уровень игроков нам это позволял. И вратари у нас хорошие есть. Повторюсь, наверное, нам не хватило спортивной злости. А тренерский штаб обвинять не надо. На мой взгляд, наши тренеры сделали все, что могли. Я знаю Дмитрия Торгованова и Льва Воронина как игроков, как личностей, как тренеров. Они все досконально и доступно объясняют, надо только работать, выполнять их требования. Да, в матче со сборной Словении судьи тоже повлияли на ход игры. Но ведь так тоже не бывает, что дадут два свистка — и команда сыпется. Значит, надо настраиваться играть 7 против 9, включая судей. Ведь и у нас такие случаи были. Но настраивались, выходили на площадку и играли.

ЖЕЛАЮ ТОРГОВАНОВУ ВЫВЕСТИ СБОРНУЮ НА ЧЕ

- После чемпионата мира Дмитрий Торгованов остался главным тренером сборной России. Вы рады, что он продолжит руководить национальной сборной?

Я хочу задать вам вопрос, а кого назначать на пост главного тренера сборной России? Что, иностранца? Я считаю, что должны работать российские специалисты и получать за свой труд достойную зарплату. По моему мнению, то, что нам разрешено заявлять немалое количество иностранцев, в конечном итоге играет против нас же самих. Ведь, согласитесь, во время Олимпийских игр, когда сборная России играла в полуфинале против Норвегии, мы все боялись, а вдруг Катрин Лунде отразит семиметровый Екатерины Ильиной, ведь они выступают в одном клубе - «Ростов-Доне». Я считаю,что нужно ограничить заявку до двух легионеров в команде. Может быть, со мной не согласятся, но это мое мнение.

- Так, на ваш взгляд, хорошо, что Дмитрий Торгованов остался во главе сборной России?

Я считаю, что это правильное решение. Дмитрий Торгованов еще себя проявит, покажет. Я желаю ему преодолеть отборочный этап и попасть на чемпионат Европы. Да, наша команда не слишком уверенно начала цикл, сыграв вничью со Словакией и Черногорией, а впереди нас ждут матчи со Швецией. Но я думаю, что Дмитрий Торгованов справится с задачей и выведет нашу сборную на чемпионат Европы.

- Как вам кажется, сборной России необходимо обновление состава?

Не думаю, что надо серьезно обновлять состав, ведь сборной надо попадать на чемпионат Европы. Вот когда мы отберемся на континентальное первенство, возможно, стоит что-то поменять. А сейчас, если нужны новые игроки, то не больше 1-2 человек.

ИГОКИ УОРа СТАЛИ УВЕРЕННЕЕ В СЕБЕ

- Давайте вернемся к вам. Вы — чемпион Европы, чемпион мира, Олимпийский чемпион. В УОРе №2 вы, конечно, самый уважаемый игрок.

Сейчас молодые ребята почувствовали, что сзади у них есть, на кого положиться, потому что раньше они знали, что почти любой бросок - это гол. Я им объясняю, как лучше сыграть, а я уж свои мячи отобью. Чувствую, что ребята стали увереннее в себе, психология меняется. После матча со «СГАУ-Саратов» они думали: «Ух ты, мы обыграли Саратов, а ведь команда идет на третьем месте!» Во встрече с «Невой» нам не хватило 12 минут, а так мы играли с петербуржцами на равных. Конечно, я подсказываю молодым. А они слушают меня, чувствуется, что уважают.

- Обращаются к вам по имени-отчеству?

-Конечно, Павел Алексеевич. Перед первым матчем я предупредил игроков, что во время игры кричу, стараюсь руководить обороной. Но на самом деле вел себя спокойно. Почему? Чтобы не растратить энергию!

- Вы и правда находитесь в неплохой форме. Как вам это удается?

Тренировки. Я ведь играл на первенство Москвы. И работая в «Луче», тренировался, играл вместе с девушками в футбол. Сейчас регулярно тренируюсь сУОРом. И придерживаюсь режима — никакого алкоголя, разве что совсем немного позволяю себе по праздникам.

- Вы выступали во второй немецкой Бундеслиге. Сейчас этот опыт вам помогает?

Конечно! С иностранцев зарубежом особый спрос, если тебя купили, должен выходить на площадку и быть лучшим. Всякое бывало: сыграешь неудачно, а на следующий день газеты пишут: «Сукосян плохо играл в воротах». Менеджер звонит: «Тебя могут выставить из команды!» Разумеется, этот опыт мне пригодился.

ХОЧУ ПОМОЧЬ КОМАНДЕ ОСТАТЬСЯ В СУПЕРЛИГЕ

- Ваша главная цель и мотивация сейчас?

Хочу прибавлять с каждым матчем. Быть лучшим. И очень хочется помочь УОРу остаться в Суперлиге. Я, как и раньше, очень серьезно отношусь к матчам. Тренеры просматривают соперников, и я тоже изучаю, кто куда бросает, ведь у игроков есть любимые броски, которые они будут исполнять в тяжелый момент. И настраиваюсь на игры так же, как в молодые годы. У меня есть свой порядок, как собираться на игру - первым делом надеваю носки, потом все остальное. Придерживаюсь суеверий, как и раньше. Нет, в свои годы я не утратил страсть к гандболу.

- Какие шансы у УОРа сохранить место в Суперлиге?

Поживем — увидим. Сейчас нам предстоят важные матчи с «Динамо» и «Сунгулем». От них будет многое зависеть. Но вообще, после предварительного этапа чемпионата России будет плей-офф среди команд, занявших 9-12 места. Сейчас нам главное не стать двенадцатыми.

- После «Динамо» вам предстоит матч против «Сунгуля», в котором вы играли до этого.

И для меня это будет принципиальная игра! Я уже сказал людям из «Сунгуля», что мы будем играть только на победу.

- В УОРе вы до конца сезона. Уже задумывались о планах на будущее? Готовы продолжить карьеру?

-Не могу сейчас ответить на этот вопрос. Если продолжать карьеру, нужно будет тренироваться в клубе каждый день. В таком случае, придется оставлять работу в «Луче», а мне этого не хочется, так как я ее долго ждал. Если вопрос встанет ребром - или играешь, или выбираешь тренерскую работу, я выберу работу в «Луче». Понимаю, что свое я уже отыграл, а сюда пришел, чтобы помочь людям,

- Тогда финальный вопрос. Все-таки, еще раз, зачем вам было нужно возобновлять карьеру в 55 лет?

- Мне очень хочется помочь УОР №2 остаться в Суперлиге. И точка.

Артем Лисовский, пресс-служба Федерации гандбола России

4534
Гандбольные команды Суперлиги

Мужчины

Женщины