На прошлой неделе мужская сборная России завершила групповой этап отбора на чемпионат мира-2019 матчем с Финляндией. Команда Эдуарда Кокшарова одержала уверенную победу в Казани 36:26, которая стала шестой подряд, заняла первое место и квалифицировалась в июньские стыковые матчи.
Линейный Глеб Калараш – один из основных игроков национальной команды, ставший таковым после того, как прошёл чемпионат Европы в Польше и чемпионат мира во Франции. Он – столп обороны сборной России и почти незаменимая фигура в атаке. Его опыт, несомненно, помог национальной команде успешно преодолеть первую стадию отбора на чемпионат мира-2019.
Глеб Калараш рассказал об основных этапах своей карьеры, переходе в немецкий «Магдебург» и атмосфере в сборной России.
«ГОРЖУСЬ, ЧТО ИГРАЮ ЗА СБОРНУЮ»
– Вы помните, как попали в сборную России? Как это произошло?
– Если честно, этот момент не отложился в памяти. Сейчас сложно сказать, при каких обстоятельствах это случилось, но точно впервые был вызван в национальную команду при Олеге Кулешове, а когда главным тренером был Дмитрий Торгованов, закрепился в составе.
– Когда вы поняли, что стали основным игроком сборной России? Какое событие можно считать для вас своеобразным боевым крещением?
– Я думаю, оно состоялось, когда мы проходили квалификацию чемпионата Европы-2016. Тогда я почувствовал, что всё очень серьёзно. Очень хотелось пробиться на Евро, да и вообще всегда есть огромное желание попадать на крупные турниры. На себе испытал, что чемпионат Европы, чемпионат мира – это нечто фантастическое по впечатлениям, если сравнить с теми же квалификационными играми - ты словно попадаешь в другой мир. Это всегда сильные ощущения, потому каждый раз всё по-новому – новые города, новая атмосфера.
– Что для вас означает играть за сборную России?
– Это всегда нечто особенное. Для меня огромная гордость защищать честь своей страны. И гордость за себя, что попал в состав национальной команды, потому что в России много достойных гандболистов. Всегда с огромной радостью и удовольствием приезжаю в национальную команду. Думаю, что такие эмоции испытывает каждый игрок нашей команды.
– Какую роль в вашем развитии сыграл чемпионат Европы и чемпионат мира, в которых вы принимали участие?
– Когда играешь на чемпионате Европы или мира, всегда хочешь добиться положительного результата. Но прежде всего получаешь огромный опыт, причём не только во время матчей, но и на тренировках, потому что в сборной собраны очень квалифицированные, профессиональные игроки, за плечами которых не один подобный турнир. Ты постоянно чему-то учишься, стараешься черпать всё самое лучшее, к тому же ребята делятся друг с другом своими знаниями. А на матчах, даже если находишься на скамейке запасных, следишь за игрой, действиями соперников и партнёров по команде, в такие моменты работает зрительная память, понимаешь, что надо делать на площадке. Считаю, что мне есть, в чём прибавлять. На тех же чемпионатах Европы и мира в составе сборной был мой коллега по амплуа Михаил Чипурин, у которого было, чему поучиться.
– Когда вы стали заниматься гандболом, представляли себя в футболке сборной России?
– Конечно! Гандбол всегда был в моей жизни, я тренировался, следил за играми, посещал матчи. Безусловно, играть за сборную России было моей мечтой, я представлял, что хочу играть на чемпионате Европы, чемпионате мира, Олимпийских играх. Некоторые мечты сбылись, но ещё далеко не все.
«В ПЕТЕРБУРГЕ ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ КОМФОРТНО»
– Вы начинали карьеру в системе «Чеховских медведей».
– Как сейчас помню, где-то в 16 лет мы вместе с мамой приехали в Голубой городок на базу «Чеховских медведей». Тогда, как и мой отец, я играл на позиции полусреднего, успешно прошёл просмотр у тренера Александра Васильевича Коваленко. Мне дали место в общежитии, получил возможность учиться – тренировался, играл сначала за третью команду «Чеховских медведей», потом вторую и РГУФК. Когда закончился контракт со РГУФК, было предложение подписать соглашение с «Чеховскими медведями». Но в итоге мы не договорились.
– И вы перешли в санкт-петербургскую «Университет-Неву». Это ведь как в футболе перейти из «Спартака» в «Зенит»!
– На тот момент за «Чеховских медведей» выступали Михаил Чипурин и Александр Черноиванов. Я понимал, что шансов пробиться в основной состав у меня будет немного, а мне очень нужна была игровая практика. Главный тренер «Университета-Невы» Дмитрий Торгованов жаждал видеть меня в команде, он сам в прошлом известный игрок, выступал на позиции линейного. Я посчитал, что для меня это хорошее продолжение карьеры, и подписал контракт с «Университетом-Невой».
– Вы – москвич, играли в Санкт-Петербурге. Если выбирать – Москва или Петербург?
– Если иметь в виду спортивный аспект, то в «Чеховских медведях» я играл за вторую команду, а в «Университете-Неве» - за первую, а это совершенно разные вещи. Везде есть свои плюсы и минусы, но везде мне было хорошо. А вот в плане жизни мне больше нравится Петербург. В Москве много людей, постоянные пробки. В Петербурге есть своя изюминка, вместе с женой мы много ходили, посещали музеи – вместе познавали город. Любимые места – Невский проспект, Исаакиевский собор, Дворцовая площадь, набережные Невы…В общем, если выбирать место, где жить, я бы выбрал Петербург. Единственное, что мешает – это погода. Если бы она была хорошей, Петербург можно было бы назвать райским местом.
«МЕЧТАЛ ИГРАТЬ В БУНДЕСЛИГЕ»
– «Университет-Нева» стала трамплином в вашей карьере. После петербургского клуба был украинский «Мотор», а с нынешнего сезона – это немецкий «Магдебург». Вам всегда хотелось попробовать свои силы в Европе?
– Я всегда хотел играть в Бундеслиге, так как мой отец играл там. Наверное, любой гандболист скажет, что он хочет выступать в Германии, ведь это лучшая лига в мире.
– Расскажите о чемпионате Германии. Константин Игропуло, который раньше там играл, говорил, что это мясорубка. Это действительно так?
– И он совершенно прав! Взять ситуацию, когда начинается неделя для сборных. В декабре сборная России была в Новогорске 4 или 5 дней, а я ещё принимал участие в матче за «Магдебург». Затем прилетел в Москву в расположение национальной команды, после чего мы сразу отправились на турнир в Швейцарию. В Бундеслиге всё по-прежнему – сумасшедший график, календарь, режим.
– Каким вы находите уровень чемпионата Германии?
– Это совершенно другая планета. Достаточно просто перечислить всем известные команды, которые выступают в Лиге чемпионов и еврокубках – «Райн-Неккар Лёвен», «Киль», «Фленсбург», «Фюксе», «Ганновер», и сразу становится всё понятно. Все игры проходят при переполненных трибунах, что тоже о многом говорит. На каждый матч нужно настраиваться максимально. Свежий пример: мы играли с командой из нижней части турнирной таблицы в гостях, после первого тайма вели шесть мячей, и я думал, что во втором нужно просто спокойно «докатать» игру. Но не тут-то было, соперник встрепенулся, сократил отставание до двух мячей, нам пришлось упираться, чтобы довести матч до победы. Это была тяжёлая игра, всё в итоге свелось к тому, кто из нас даст слабину, хорошо, что это оказалась не наша команда, и мы увезли два очка.
– Иными словами, когда поступило предложение от «Магдебурга», долго не раздумывали?
– У меня было несколько вариантов продолжения карьеры после «Мотора», но я сразу же склонялся к «Магдебургу». Повторюсь, играть в Бундеслиге было моей мечтой.
«ХОЧУ ИГРАТЬ БОЛЬШЕ»
– С начала нового сезона прошло полгода. Вам этого хватило, чтобы адаптироваться в «Магдебурге»?
– Сложно на этот вопрос ответить однозначно. С одной стороны, кажется, что уже адаптировался. С другой, честно признаюсь, что в сборной России чувствую себя более раскрепощённо, чем в «Магдебурге», потому что тебя окружают хорошо знакомые люди, с которыми можно пообщаться на родном языке. В Германии отношение как к легионеру, каждому иностранцу надо знать немецкий язык и говорить на нём. Можно сказать, что я приспособился к тренировкам, требованиям тренера, схемам игры в защите и нападении, но, чтобы полностью адаптироваться в новой команде, тем более в новой стране, железно нужно полгода, а то и больше. Когда находился в расположениеи сборной, то мне удалось «перезагрузить» голову, потому что какие-то вещи, нюансы, штрихи переосмысливаешь. Не зря говорят, что смена обстановки всегда идёт на пользу.
– Насколько вам уже удалось освоить немецкий язык? Судя по видео в Instagram, где вы поздравили подписчиков с Рождеством и Новым годом, процесс идёт более чем хорошо.
– Знание языка – одно из основных и главных требований. Вместе с другими иностранными игроками «Магдебурга» посещаю специализированную школу, где изучаю немецкий язык. Причём это делают и игроки, которые выступают за «Магдебург» уже не первый год – это делается, чтобы повышать свой уровень. Мне сложно оценить, насколько я продвинулся в изучении немецкого. Да, записал видео с поздравлением, но всё равно ошибся в одном слове. Все это заметили, посмеялись. Но в то же время сказали, что я молодец, так как прошло немного времени с тех пор, как я начал изучать немецкий язык, но уже смог поздравить всех болельщиков с Новым годом.
– В «Магдебурге» вы пока получаете недостаточно игрового времени. Это вас беспокоит?
– Да, к сожалению, пока я мало играю, но надеюсь, что в ближайшем будущем тренеры будут мне доверять место на площадке. Я очень хочу играть гораздо больше и чувствую, что могу делать это. Но никакой паники нет. Скорее присутствует чувство неудовлетворённости, что пока получаю недостаточно игрового времени. В этом смысле я устроен так, что мне нужно постоянно играть. Могу посмотреть со скамейки запасных на одну игру, вторую, но уже в третьей я обязательно должен быть на площадке. В обратном случае мне становится тяжело наблюдать за матчами со стороны.
– Какие цели у «Магдебурга» в этом сезоне?
– В чемпионате Германии мы хотим подняться как можно выше в турнирной таблице, чтобы попасть в Лигу чемпионов. Также мы должны забрать Кубок Германии и выиграть Кубок ЕГФ.
– В Германии также выступают другие игроки сборной России – Павел Атьман и Азат Валиуллин. Вам удаётся держаться вместе?
– Стараемся поддерживать отношения, не раз бывали в гостях у Павла и Азата, тем более что от Магдебурга до Ганновера 2,5 часа на автомобиле, а до Лемго 3 часа на поезде. Но если бы мы жили друг от друга далеко, всё равно бы общались. Понятно, что к жизни в Германии мы постепенно адаптируемся, но всё равно хочется проводить время с людьми, которых хорошо знаешь, и говорить на родном языке.
– Вопрос, который невозможно не задать – пиво в Германии вкусное?
– Вкусное, причём абсолютно любого сорта. Интересно, что в Германии пиво есть в раздевалках и после матчей, а то и тренировок, не то, что можно, а даже лучше его открыть, потому что у немцев такой менталитет – они любят посидеть, поговорить, что-то обсудить. Не берусь судить, но думаю, если бы такая традиция была в России, то не все бы правильно смогли это понять. В Германии принято наслаждать сами процессом, одна, максимум две бутылки пива в раздевалке – и по домам.
«ТРЕНЕРЫ «ПЕРЕЗАГРУЗИЛИ» НАС»
– Сборная России попала в стыковые матчи чемпионата мира-2019, одержав на групповом этапе шесть побед в шести матчах. Есть удовлетворение от результата и качества игры нашей команды?
– Конечно. Хотя совсем недавно его не было, ведь мы не попали на чемпионат Европы. Когда это только-только произошло, наверное, сначала не сразу осознали произошедшее. А сейчас, когда играли квалификационные матчи, а параллельно начался чемпионат Европы, особенно остро ощутили боль, что мы здесь, находимся по эту сторону экрана, а не в Хорватии. Это шрам, который вроде бы затянулся, а теперь снова стал кровоточить. Но благодаря победам на первом этапе квалификации, удалось перешагнуть через это. Мы сделали правильные выводы, что больше нельзя допускать ошибок, которые были в отборе на чемпионат Европы. Нужно побеждать соперников, которых мы должны обыгрывать в том числе, в гостях, не говоря уж о домашних матчах.
– Чувствуется, что сборная обновляется?
– Мне бы хотелось добавить, почему испытывали боль, не попав на чемпионат Европы. В нашей команде много игроков, которые знают, что означает участвовать в таких турнирах, когда чувствуешь эту атмосферу. А когда не попадаешь, куда хотел, ощущаешь – лишён того, на что рассчитывал. Чувства примерно такие, как если мы маленькому ребёнку пообещали велосипед, а купили кубики за плохое поведение. Безусловно, сейчас происходит «апдейт» сборной, я бы сказал, реинкарнация нашей команды. Пришёл новый тренерский штаб во главе с Эдуардом Кокшаровым. У нас появились новая атмосфера, новые схемы в защите и нападении. Я не говорю, что было плохо при Дмитрии Торгованове, под его руководством тоже была своя атмосфера, он следовал своей линии. У нового тренерского штаба она другая, своё видение, точка зрения, и мы работаем по этому направлению. У нас появились игроки, которые давно не привлекались в сборную, либо молодые гандболисты, такие, как Виталий Комогоров, Дмитрий Санталов. Думаю, с каждым сбором мы будем только укреплять начатое, прогрессировать, и новые ребята будут чувствовать себя увереннее.
– Вас не смущает, что победы были одержаны над командами совсем другого эшелона, и пока о реальной силе сборной России судить рано?
– Вы знаете, никогда нельзя недооценивать соперников. Кроме того, посмотрите, в отборе на чемпионат Европы-2018 мы сыграли со словаками вничью, потом одержали сложную победу на последних секундах. Сейчас мы уверенно переиграли их в десять мячей. Думаю, что это следствие перемен, которые происходят в сборной. Вероятно, новый тренерский штаб сумел «перезагрузить» нас. Повторюсь, у нас появились новые схемы в защите и нападении, что отразилось на результате.
– По внутренним ощущениям, на что способна сборная России? Чувствуете, что у команды пока не до конца раскрыт потенциал?
– Мы прекрасно чувствуем, что наш потенциал ещё не раскрыт. Наверное, этого можно добиться за счёт бОльшей работы. К сожалению, у нас нет столько времени, как в клубах, когда можно находиться целый месяц на сборах. Что же, если мы находимся в таких условиях, то нужно стараться максимально использовать отведённое на тренировки время. А так нам, безусловно, хочется доказать, что наш потенциал выше.
– С какой командой точно не хотелось бы встретиться в стыковых матчах летом?
– Сложно сказать. Мы наблюдаем за чемпионатом Европы, смотрим, в каких составах приехали команды в Хорватию. Сейчас говорить о чём-то преждевременно. Многие команды находятся в стадии обновления, у кого-то меняется состав, появляются новые схемы в защите и нападении. Немаловажно, в каком состоянии находятся сборные, подошли ли они к турниру на пике. Давайте дождёмся окончания чемпионата Европы.
«ИГРА ЗАВОДИТ»
– Вы один из самых эмоциональных игроков сборной России на площадке. Что вас так всегда заводит?
– Может быть, сказалось, что я с детства вживую наблюдал за матчами немецкой Бундеслиги, где кипит много эмоций. Возможно, это на меня повлияло. А вообще, когда выходишь на площадку, меня зажигает всё – голы, блоки, сэйвы вратарей, заработанные пенальти. Начинаю испытывать азарт – ведь это же игра. По-другому я просто не могу.
– Также известно, что вы славитесь хорошим музыкальным вкусом. Кто отвечает в сборной России за музыку?
– Можно сказать, что я – главный ди-джей в нашей команде. Стараюсь учитывать вкусы наших ребят и попасть в настроение. Закачиваю в i-pod вообще всё, нет чего-то определённого. У нас может звучать совершенно разная музыка, даже композиции Ольги Бузовой.
– Какой ваш топ-3 исполнителей?
– Сложно сказать. Под каждое настроение у меня есть свой список лучших исполнителей. Это может быть рэп, танцевальная музыка, поп-музыка, lounge, немного хард-рока. Хотя перед матчами я стараюсь чаше слушать более спокойную музыку, необязательно заводить себя тяжёлыми ритмами.
– Заключительное – ваша мечта научиться играть на гитаре или фортепьяно осуществилась?
– Пока нет, но знаю, что она обязательно сбудется. Только чуть позже. После того, как завершу карьеру гандболиста.
Самые свежие новости и эксклюзивные материалы от Федерации гандбола России читайте на нашем канале в Telegram в мобильном приложении и веб-версии.
Артем Лисовский, пресс-служба ФГР