Сегодня мы начинаем серию публикаций в рамках специального проекта Федерации гандбола России, посвящённого годовщине победы женской сборной на Олимпийских играх в Рио. Материалы будут выходить ежедневно с тегом #золоторио. Все публикации будут собраны на странице проекта.
Год назад, 6 августа около 22-00 по московскому времени, женская сборная России по гандболу завершила свой первый матч на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, которые стали для нашей команды впоследствии золотыми. Команда Евгения Трефилова и Левона Акопяна на групповой стадии встречалась со сборной Республики Корея и одержала победу со счётом 30:25.
Одной из главных героинь матча стала голкипер Виктория Калинина. Она вышла на площадку во втором тайме и отразила 11 бросков из 16, продемонстрировав фантастический показатель надёжности – 69 %. По итогам олимпийского турнира Виктория вошла в шестёрку лучших вратарей, она провела восемь матчей, отразила 46 бросков из 137 (34 %).
Спустя год Виктория Калинина вспомнила о победе на Олимпийских играх, своём лучшем матче и отметила вклад в исторический успех главного тренера национальной команды Евгения Трефилова.
– С какими чувствами вы ожидали Олимпийские игры? Испытывали волнение, мандраж перед началом турнира, который называют самым важным в жизни любого спортсмена?
– Олимпийские игры – однозначно самое главное спортивное событие в жизни. Хотя не могу сказать, что перед началом турнира мы испытывали волнение, так как готовились в обычном, спокойном режиме. Оно появилось, когда пошли разговоры, что сборную России могут не допустить до Олимпийских игр. За себя мы не переживали, так как знали, что никаких запрещённых препаратов не использовали, беспокоила общая ситуация. И только когда стало известно, что Россия будет принимать участие в Олимпийских играх, успокоились, и нам хотелось хорошо выступить не только за себя, но и спортсменов, которых не допустили до участия в соревнования. Чувствовали повышенную ответственность за всю страну.
– Перед началом Олимпийских игр сборную России не считали фаворитом. Сама команда верила, что способна завоевать медали?
– На Олимпиаду мы приехали где-то за неделю до первого матча, чтобы пройти акклиматизацию и адаптироваться. Нам казалось, что время до начала турнира длится долго и нудно. Наконец, прошёл первый матч против Южной Кореи, мы одержали победу и, как мне кажется, поймали кураж, на котором провели весь турнир. Определенно нам сопутствовала удача, всё сложилось воедино, чтобы мы выиграли Олимпийские игры. Самым волнительным матчем стала полуфинальная игра против сборной Норвегии. Здесь мы действительно испытывали мандраж, потому что норвежки на тот момент были двукратными олимпийскими чемпионами, а у нас таких регалий не было. Но когда мы вышли на площадку, волнение прошло, разве что когда игра перешла в овертайм, оно вновь вернулось, так как решалось, кто выйдет в финал. Рада, что нам удалось тогда одержать победу.
– На Олимпийских играх с командой не было тренера по вратарям. Как вы готовились к матчам – сами придумывали себе тренировки?
– Мне кажется, на Олимпиаде Евгений Васильевич Трефилов был для нас всем – и тренером команды, и тренером вратарей, и психологом, и врачом. Но мы и сами опытные вратари, в гандболе по 17-18 лет, у каждого есть своя техника, тактика. И представление, как нужно готовиться к матчам.
– Хорошо помните свою первую игру на Олимпиаде?
– Перед началом турнира было волнительно, потому что нужно не просто выходить и играть, а показывать всё, на что способен. Мне довелось выйти на площадку в первом же матче турнира против команды Южной Кореи. Я начинала игру на скамейке запасных, но затем Евгений Васильевич по ходу второго тайма сказал выходить на площадку. К тому времени мы проигрывали шесть или семь мячей, видно, у Ани Седойкиной игра не пошла. Как мне показалось, мне удалось сбить у кореянок кураж, и мы переломили ход встречи. После матча комментаторы, болельщики были в восторге от моей игры, мне действительно удалось показать высокий процент отражённых бросков. Но помогала вся команда, особенно мне бы хотелось отметить игру в защите.
– Во время олимпийского турнира травму получила один из вратарей нашей команды – Анна Седойкина. Как в сборной восприняли это? Может быть, после этого случая что-то изменилось внутри команды?
– Анна Седойкина считалась первым вратарём нашей команды, на нее возлагались большие надежды. Третьим голкипером на Олимпиаду поехала Татьяна Ерохина, которая оставалась в запасе. Было понятно, что после травмы Ани она будет включена в состав. Мы собирались вратарской бригадой, подбодрили Таню, сказали, что не сомневаемся в её классе, и что она поможет всей команде. И мне кажется, что травма Анны Седойкиной только сплотила нашу сборную.
– С чем сравнимы эмоции от победы на Олимпийских играх?
– Мы долгое время не могли осознать, что нам удалось принести России золотую медаль Олимпийских игр. И только где-то через неделю, а то и больше, когда во время отпуска нас начали приглашать на различные мероприятия, направленные на популяризацию гандбола, стали понимать, что значит наша победа. Многие люди просили рассказать, что такое гандбол, как нам удалось завоевать золотые медали в Бразилии.
– Какое у вас осталось самое яркое впечатление от олимпийского Рио?
– Во время Олимпийских игр мы были сконцентрированы на матчах. Но мне бы хотелось сказать большое спасибо президенту нашей федерации Сергею Николаевичу Шишкарёву. В один из выходных дней он показал нам пляж Копакабана и организовал командный ужин. Нам удалось немного отвлечься от гандбола и в то же время набраться новых сил для продолжения борьбы за медали Олимпийских игр.
– Каким получился для вас год после победы на Олимпиаде?
– Я бы сказала, что этот год не прошёл, а пролетел. Всё прошло очень быстро, мигом, мы даже успели выступить на чемпионате Европы, который, правда, сложился для нас неудачно, и отобраться на чемпионат мира. За это время сильно изменился состав нашей команды, многие игроки завершили выступление за сборную России. Год после Олимпийских игр прошёл и всё больше думаешь, что нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо ставить перед собой новые цели, двигаясь к результатам. Словом, надо идти дальше.
– Как победа на Олимпийских играх сказалась на вашей жизни?
– Мы заметили, что после Олимпийских игр на матчи чемпионата России стало собираться больше болельщиков. Особенно это касается детей, которые приходят вместе со своими родителями. Я часто слышала, что люди следили за матчами сборной России на Олимпийских играх, болели за нашу команду, они интересуются, как можно попасть в гандбол и добиться результата. Я рассказывала о своем пути в спорте и своем опыте. И, судя по реакции родителей, которые говорили детям, что нельзя давать себе поблажку и надо упорно трудиться, мои советы оказались полезными.
– Как долго вы планируете играть в гандбол?
– После Олимпиады хотелось взять паузу, так как чувствовала дискомфорт в колене. Но я видела, что много игроков по разным причинам завершили карьеру, и решила остаться, чтобы помочь национальной команде и постараться достигнуть новых результатов. Пока я продолжаю карьеру, но как долго это будет, загадывать не могу. Нужно думать о том, чтобы устраивать свою личную, семейную жизнь. Ведь надо учитывать, что мне уже не 18 лет, да и здоровье не железное. Поэтому обещать, что точно останусь в сборной до Олимпийских игр в Токио, не стану.
Пресс-служба Федерации гандбола России