Акопян: я не такой воспитанный тренер, каким кажусь со стороны

Акопян: я не такой воспитанный тренер, каким кажусь со стороны

27.07.2017
4734

Тольяттинская «Лада», которая в завершившемся сезоне завоевала серебряные медали чемпионата России по гандболу среди женщин, станет одной из главных загадок сезона предстоящего. Команду покинули два ведущих игрока, но главный тренер «Лады» Левон Акопян (помощник Евгения Трефилова на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро) не считает эти потери существенным по сравнению с теми, что были раньше. Он поделился мыслями о своих тренерских принципах, о том, кого можно называть лидером, об уровне гандбола и своей роли в нём.

— Насколько неожиданным был для вас уход из «Лады» Дарьи Самохиной и Елизаветы Малашенко, которые являлись лидерами?
— Никаких неожиданностей. Девочки не скрывали, что они покинут команду по окончании сезона, а мне сказали об этом до Нового года. Подошли и сообщили, что перейдут в «Астраханочку». Но кто вам сказал, что они лидеры? Это ведущие игроки, но их можно заменить. Я вообще крайне осторожно отношусь к определению «лидер команды» и почти его не использую. Самохина и Малашенко своей игрой на протяжении всего сезона доказали, что являются настоящими профессионалами, доросли до уровня сборной. Надеюсь, что они продолжат развиваться в спортивном плане.

— В чём была главная причина их ухода?
— Я не могу читать чужие мысли, поэтому точной причины назвать не могу. Но человек всегда ищет, где лучше. Скорее всего, в новом клубе им дали более высокую зарплату или другие привилегии. У нас в клубе нет таких возможностей, как представляется многим со стороны.

— Эти девушки играли в «Ладе» с момента вашего прихода в команду четыре года назад. Не обидно было терять, по сути, своих собственных воспитанниц?
— Знаете, от меня за мою длинную карьеру уходили гандболистки в 20 раз лучше и в 30 раз сильнее, которые входили в символические сборные мира. Я уже привык – такова спортивная жизнь. С того времени, когда я переехал в Тольятти, из «Лады» каждый год уходило по десятку игроков. Нынешнее межсезонье – первое, когда мы потеряли всего трёх. И при этом мы пригласили много новичков.

— Команду вновь придётся выстраивать заново?
— Да, придётся, и это проблема. К нам пришли не самые именитые, но вполне уже сложившиеся гандболистки, которых нужно будет встраивать в игру. Это не быстрый процесс. Давайте дождёмся января и посмотрим, кто на что способен.

— В прошлом году после победы на Олимпиаде «Ладу» покинули три олимпийские чемпионки. Тогда в волжанок мало кто верил, а команда завоевала серебро. Вас задевали высказывания скептиков?
— Нисколько. Так могли говорить только «большие знатоки» гандбола, которые в нём досконально «разбираются». У нас была очень хорошая команда. А наши молодые игроки, несмотря на то что их не привлекали в сборные своих возрастов, уже играли на уровне Суперлиги. Уверен, что в предстоящем сезоне все увидят ярких звёздочек тольяттинского гандбола.

— Евгений Трефилов недавно приводил в интервью ваше высказывание, согласно которому, если команда чего-то добилась, её можно разгонять и начинать новую работу. Но вам приходится делать это каждый год.
— На самом деле, он немного не так передал мои слова. Я всегда говорил и готов повторить, что любая команда имеет привычку привыкать. Если ты давно работаешь на одном месте, нужно либо каждые три года менять состав, либо самому искать новое место работы. Так что постоянная ротация состава – вовсе не так и плохо, как кажется. Это, если хотите, правильно. Тогда у тренера глаз не замыливается, он постоянно работает с теми, кто впитывает его требования как губка. Я за счёт регулярного обновления состава и держусь на своём месте. Но я никогда не утверждал, что выиграли – разгоняй всех.

— Вы не раз говорили, что хотели бы пошуметь в Лиге чемпионов с «Ладой», и когда можно подать заявку на «уайлд-кард» после серебра в чемпионате, команда остаётся без денег и игроков. Когда же получится сыграть в этом турнире?
— Про финансовую сторону я рассуждать не берусь, для этого есть президент клуба. Но, признаюсь, мы не можем поднять зарплату даже игрокам сборной хотя бы примерно до того же уровня, что им предлагают в других клубах. А Лига чемпионов – очень большие расходы, тут и говорить нечего. Что касается состава, он вполне боеспособный, но… Играть так, как играла в прошедшем сезоне в Лиге чемпионов «Астраханочка», я бы не хотел – не случайно же не было телевизионных трансляций с их участием. Если уж ты выходишь в такой турнир, нужно выглядеть достойно. Да нам и играть матчи такого турнира в данный момент негде. Разве что хоккеисты на время матчей будут свой дворец уступать.

— В вопросе строительства своего зала есть какие-то подвижки?
— Губернатор Самарской области Николай Меркушкин обещал нам помочь в этом вопросе. При таком руководителе региона, который всегда радеет за спорт, всё возможно. Он же превратил Мордовию в республику спорта, добился права проведения в этом регионе чемпионата мира по футболу! Так что и у нас всё будет. Мы верим, что в ближайшее время строительство начнётся. Свой зал даст нам возможность иначе работать с болельщиками, активнее продавать билеты и многое другое. Мы бы хотели арену на 5000 зрителей, чтобы принимать матчи сборной России. Поверьте, у нас такое количество людей точно пришло бы. У нас и сейчас болельщики за билеты деньги платят.

— Несмотря на все сложности, «Лада» продлила контракт с Дарьей Дмитриевой…
— Есть такие игроки, на которых денег не жалко, поскольку они являются системообразующими для команды. Даша Дмитриева – как раз такой игрок, ведущая на сегодняшний день гандболистка России. У неё не было никаких сомнений, она со мной уже лет 10 играет. Мы с ней прошли очень многое. Обратите внимание, после триумфальной Олимпиады в Рио именно Дмитриева дала меньше всех интервью. Вот такой она Человек, хотя вся игра «Лады» и сборной России строится через неё. Для этой девочки деньги – далеко не главное. Она в своём поведении никогда не переступает определённую черту, всегда выполняет свои обязанности.

— Тем не менее это не мешает вам её отчитывать едва ли не больше, чем всех остальных.
— Конечно, не мешает. Чем лучше играешь, тем выше ответственность. Но зато я знаю, что за моей спиной человек, который никогда не подведёт. Да, она может не забить или не отдать передачу, может неверно трактовать какой-то игровой момент, но она никогда не перестанет биться на площадке. Не всем это дано.

— Наличие такого игрока серьёзно облегчило строительство новой команды?

— Несомненно! Есть стержень, а остальных на него нанижем. Даша своим примером заставляет трудиться всех, кто находится рядом. Рядом с ней все остальные стараются показывать свой максимум. В прошлом сезоне у нас была не самая сильная по именам команда, но мы бились в каждом матче. Пусть не всё получалось, но рук не опускали никогда.

— В ответном матче финальной серии с «Ростовом-Дон» вы очень резко охарактеризовали игру своей команды. Часто применяете такие выражения даже в матчах с гораздо более сильным соперником?
— Признаюсь, бывает. Я не такой воспитанный тренер, каким кажусь со стороны. Может, я и не веду себя во время матчей столь агрессивно, как Евгений Васильевич, но могу и выпустить словечко-другое. Хотя это и неправильно. Но в данном случае игроки «Лады» заслужили. Сыграть так бездарно финал, к которому мы шли весь сезон! Возможно, и я в чём-то ошибся в том матче, но мы в любом случае не показали того, что можем, а «Ростов-Дон» сыграл на привычно высоком уровне. Попробую в свои 72 года исправиться, хотя горбатого, как говорится, могила исправит (смеётся).

— Подопечные после таких слов заводятся?

— Вы знаете, я – максималист. Всегда хочу быть первым и того же требую от игроков. Другое дело, что не всегда им хватает мастерства, но главное – желание. Отсюда и слова

— То есть в предстоящем сезоне вновь нужно ждать «зубастую» и агрессивную «Ладу», которая наведёт шороху?
— Такую «Ладу», пока я здесь работаю, стоит ждать всегда. Для меня каждое поражение, каждое – трагедия. Вот вы сказали про матч с «Ростовом-Дон», и это тоже для меня трагедия была. Я хочу выигрывать всегда. А что получится – сезон покажет.

— Уровень нынешнего чемпионата России сильно упал по сравнению с тем, чтобы был во времена СССР?
— Даже сравнивать нечего. Тогда даже чемпионат РСФСР, как мне кажется, превосходил по уровню нашу нынешнюю Суперлигу. А Высшая лига чемпионата СССР – другой мир. Сейчас практически нет таких игроков. Есть очень хорошие девочки, те же Аня Сень с Владой Бобровниковой. Но они серьёзно уступают тем полусредним, что играли тогда. Общий уровень мастерства игроков намного ниже того, что был раньше. Даже если не к СССР возвратиться, а на десяток лет назад. Один пример – Люда Постнова и сейчас, не имея той скорости и резкости, что раньше, является ведущим игроком в том числе и сборной. Потому прав Трефилов, когда жалуется на отсутствие игроков. У нас много хороших девочек, но они не доведены до высокого уровня. Я прекрасно понимаю, каково ему сейчас проводить обновление состава.

— Но Олимпиаду же выиграли, и выиграли очень красиво.
— Потому что та команда была полностью взаимозаменяемой. Тренерскому штабу удалось так подобрать игроков, что все 16 внесли свою лепту в итоговую победу. Я той же Татьяне Ерохиной после Рио сказал: «Если бы ты в «Ладе» так в воротах стояла, как в сборной, мы бы чемпионками России стали!»

— А вообще женский гандбол сильно поменялся?
— Очень! Раньше игра строилась на тактике и мастерстве, теперь главными критериями являются скорость и сила. Я не говорю, плохо это или хорошо. Просто констатирую факт.

— Как оцените уровень легионеров в нашем чемпионате?
— Да их мало совсем! Я не сторонник Евгения Васильевича в этом вопросе. Он говорит, что легионеров не должно быть в российском чемпионате, а я считаю – чем больше, тем лучше. Сейчас те легионеры, что есть, высокого класса. Пусть их мало, но рядом с ними растут наши девушки. У кого же ещё учиться? Приехала в «Ростов-Дон» сейчас Маисса Пессоа – прекрасно! Значит, в клубе рядом с ней вырастет такая же.

— «Лада» комплектуется своими воспитанницами и не самыми звёздными игроками. Ваше родное волгоградское «Динамо» вообще теряет всю основу по ходу чемпионата из-за конфликта с главным тренером, а теперь оттуда ушла ещё и Анна Кочетова, возобновившая карьеру. Как же тогда бороться с Ростовом, где есть деньги, и Астраханью, где деньги вновь появились?
— Я против любых ограничений. Есть возможность – пусть любой клуб покупает сильных иностранцев. Будем бороться теми, кто есть. Чем больше у нас будет матчей с такими сильными командами, тем лучше для чемпионата. Так и мы будем расти. А что касается Волгограда… Там вообще спорту при нынешних руководителях города и региона тяжело приходится. Конечно, мне больно смотреть на то, что там происходит. Но скажу без ложной скромности – я создал там такой крепкий фундамент, что клубу ничего не грозит – там выстроена полноценная гандбольная вертикаль: школа-училище-команда. Ушли одни – придут другие. Плюс туда пришёл новый тренер, который горит желанием работать. Хочу пожелать ему удачи.

— Если вас туда позовут обратно, вернётесь?
— Скажу честно: работать должны молодые. Там есть такие люди, и они вытянут команду без меня. Если же ко мне обратятся за советом – помогу, подскажу. Но не вернусь. Теперь для меня родным домом стал Тольятти, здесь у меня со всеми прекрасные отношения. Хочу работать здесь и создать новую сильную команду.

— Вам сложно было как тренеру перестраиваться на современную игру?
— На мой возраст намекаете (Левон Акопян – самый пожилой из действующих тренеров Европы. – Прим. «Чемпионата»)? Нет, совсем несложно. Я постоянно держу руку на пульсе того, что происходит в мире. Есть люди, которые в 16 лет ничего не делают, а есть те, кто в 80 получает Нобелевскую премию. В данном случае всё зависит от желания работать. Каждая девочка, которая раскрылась под моим руководством, давала мне несколько лишних лет жизни.

— Если судить по количеству звёзд, которых вы воспитали, должны себя чувствовать лет на 18?
— Это вы уж мне совсем льстите, но на 28 – вполне. Так что я ещё пошумлю, как и обещал. Гандбол – моя жизнь.

Источник: championat.com. Автор: Андрей Шитихин (фото – handball.ru)

4734
Читайте также
Гандбольные команды Суперлиги

Мужчины

Женщины