Публикация
Александр Бородин: «Детей я начал тренировать в 19-летнем возрасте»
27.09.2024
900

Александр Бородин: «Детей я начал тренировать в 19-летнем возрасте»

Лучший детский тренер – о победе в конкурсе и профессиональном пути

На вопросы «Быстрого центра» ответил Александр Бородин из ставропольской СШОР по гандболу имени заслуженного тренера России Виктора Лаврова. Именно этого специалиста ФГР признала детским тренером года.

Возглавляемые им сборные Ставропольского края из гандболистов 2010 и 2009 годов рождения заняли в этом году соответственно второе и третье места на первенствах страны по своему возрасту.

– Расскажите, пожалуйста, о себе. Как давно вы работаете в Школе имени Лаврова?
– Уже почти 20 лет.

– Так вам всего 38!
– Обстоятельства сложились так, что детей я начал тренировать в 19-летнем возрасте. Учился в ставропольском УОР, выступал за молодежную команду «Виктора». Ездил на сборы с основной командой, но в Суперлиге ни одного матча не сыграл. Когда случилась серьезная травма, решил получить тренерскую практику. Заинтересовался – и затянуло.
Видимо, хотелось добиться с ребятами в гандболе того, чего не было суждено достичь самому. Всегда старался оградить их от ошибок, которые допускал сам.

– Какие же серьезные ошибки вы успели совершить к 19 годам?
– Случалось обжигаться. Когда переходишь на тренерскую работу, волей-неволей анализируешь собственное поведение.
Помнится, участвовали в финальном турнире первенства для команд 1986 года рождения в Астрахани. Предстоял матч за 3-е место с соперниками из Санкт-Петербурга. Начали прикидывать, кто у кого выиграл. По всему выходило, что мы победим. Вместо того, чтобы спать, проболтали допоздна! На площадке же все произошло не так, как мы предполагали… Вот я и убеждаю своих ребят на собственном примере, что нельзя делить шкуру неубитого медведя и заранее вешать себе медали на грудь, что на финальных турнирах нет слабых соперников.

– Кто-то, наверное, надоумил вас заняться детьми?
– Мой тренер Валерий Петрович Отрезов. Я-то всегда считал, что работа с детьми – очень тяжелый труд, что у меня с ними ничего не получится. Но он думал иначе и убедил меня попробовать. Свел с учителями физкультуры в общеобразовательных школах. «Для начала сделай набор», – сказал Валерий Петрович.  
Послушал его и стал тренировать детишек 1993-1994 годов рождения в арендованном школой Лаврова спортивном зале 9х18 в общеобразовательной школе №6. Большинство ребят в ней и учились.
Среди мальчишек из моего первого набора был, кстати, Иван Харитонов, ныне правый крайний «Виктора». На соревнования он ездил как по своему 1993 году с Отрезовым, так и со мной в команде 1994 года: тогда разрешалось привлекать так называемых «поздников», ребят на год старше. Позже мы пересеклись с Харитоновым в дубле «Виктора», где я пять лет работал вторым тренером.

– Кто еще из ваших воспитанников заиграл на профессиональном уровне?
– Радомир Врачевич и Никита Ильтинский. Первый тренер Никиты – Алексей Сергеевич Соловьев, но в сборной Ставропольского края мы с ним работали вместе. Так что какую-то частичку в становление Ильтинского я внес. Та же история с Дмитрием Лукиновым, который начинал у Вячеслава Николаевича Лисовца.
Несколько ребят играли в дубле, даже получили звания мастеров спорта, но дальше в гандболе не пошли.

– Тренером года вас, очевидно, выбрали, оценив последние достижения с командами 2009 и 2010 годов рождения?
– Так вышло, что веду в школе два смежных возраста.

– Какая же из этих двух команд сильнее? Предположу, что младшая, проигравшая только в финале краснодарцам. Старшие же, заняв итоговое третье место, выходили из группы не без приключений.
– Командам 2010 года рождения по всей России повезло больше. И вот почему. Когда игроки 2009 года рождения должны были закладывать основы техники, разразилась пандемия. Ребята выполняли домашние задания, присылали видеоотчеты, но это в любом случае не полноценные тренировки. Как следствие – у парней 2010 года в целом лучше базовая подготовка.

– Значит, у них и конкуренция выше?
– И тем не менее постоянно ставил своим ребятам в пример команду 2003 года, с которой мы работали вместе с Соловьевым. Она лишь один раз сыграла вничью на межрегиональном турнире в Волгограде, а потом весь турнирный путь прошла без единой помарки.
Ребята 2010 года заразились идеей отыграть сезон без поражений: чем, мол, мы хуже! Но в финале Краснодар оказался им не по зубам. Пока что.

– Контактируете с тренерами «Виктора»?
– Постоянно. Тренеры и основной команды, и дубля, когда позволяет время, приходят на наши тренировки, проводят мастер-классы, что-то подсказывают. Когда работаешь с одними и теми же людьми, глаз замыливается. Коллеги же видят огрехи, которые ты не замечаешь. Вместе разбираем те или иные элементы игры.
Школа Лаврова всегда готовила кадры: не только игроков, но и тренеров. Константин Игропуло, Владимир Юрьевич Полетаев, Валерий Петрович Отрезов, Виталий Владимирович Волынченко, Виталий Владимирович Ряховский, да и сам директор «Виктора» и нашей школы Иван Фаддеевич Фиев – ее выпускники.
Под руководством Ивана Фаддеевича в школе поддерживается хороший микроклимат. Люди в коллективе приходят на помощь друг другу в любых ситуациях. Это способствует четкой и слаженной работе, приносящей высокие результаты.

– Вы ведь входили в тренерский штаб юношеской сборной, которая участвовала в 2021 году в первенстве Европы U-17?
– Сергей Иванович Крамской позвал ему помочь, поскольку в команде были ставропольские игроки. Заняли тогда в Варне 6-е место. А в дальнейшем, к сожалению, наши команды перестали участвовать в международных турнирах. Ставрополь – известная кузница кадров для пляжки. Да и мне она не чужда. Именно в пляжном гандболе стал мастером спорта, заняв в составе «Спартака» из Черкесска третье место на чемпионате страны. Основу той команды составляли игроки из Ставрополя. Впрочем, и местные обучались гандболу в нашем городе.

– Значит, все-таки удалось вернуться после травмы в гандбол, пусть и пляжный, который менее жесткий, чем классический?
– В этом плане разница значительная. Играл с бандажом на голеностопе. К тому же действовал в основном в защите, где не требуются пируэты и кульбиты. Турниры по пляжному гандболу скоротечны, проходят в период отпусков. Они не мешали моей работе. В результате сумел провести в пляжке несколько сезонов.

– Кто выдвинул вашу кандидатуру на конкурс ФГР?
– Школа Лаврова.

– И какова денежная премия для тренера года?
– Это не секрет – 100 тысяч рублей. Прекрасно, что ФГР проводит конкурс, отмечая детских тренеров в различных номинациях. И, конечно, приятно, когда твой труд оценивают. Тем более на федеральном уровне. Это повышает твой статус и дает дополнительную мотивацию для дальнейшей работы.
Иногда мне кажется, что к 38 годам я не избавился от юношеского максимализма. Считаю, что если ты выбрал в жизни какую-то стезю, то должен стараться делать все как можно лучше. Благодарен своей семье: она всегда поддерживала мое увлечение и с пониманием относилась к моему выбору профессии, в которой неизбежны частые выезды в другие города.

– Родители воспитанников помогают?
– Конечно. Без постоянного взаимодействия с ними было бы крайне сложно добиться результатов. Мне повезло: в моих группах самые крутые родители, которые всегда поддерживают идеи! Устраиваем совместный отдых с детьми, походы в кино, выезды на природу, общаемся в неформальной обстановке.
Хотелось бы сказать спасибо и Татьяне Васильевне Омельяненко, директору 180-й общеобразовательной школы Ставрополя, которая идет нам навстречу в вопросе организации спортивных классов на своей базе. А также – Сергею Николаевичу Асадчеву, директору СУОР, в котором наши выпускники продолжают обучение и получают профессию.

  

Александр Просветов / «Быстрый центр»
Фото: личный архив Александра Бородина

   

Подпишись и следи за новостями сайта
Подпишись и следи за новостями сайта