Публикация
Велимир Петкович: «В прошлом сезоне лучшим тренером России был Валентин Бузмаков»
30.06.2024
1680

Велимир Петкович: «В прошлом сезоне лучшим тренером России был Валентин Бузмаков»

Экс-главный тренер мужской сборной России рассказал о своих планах

Вашему вниманию – третья и заключительная часть итогового интервью «Быстрого Центра» с экс-главным тренером мужской сборной России Велимиром Петковичем.

Напомним, что первая часть объемного разговора опубликована здесь, а со второй частью беседы можно ознакомиться тут.

Приоритет – работа в бундеслиге

– Вернемся к теме вашего ухода из сборной России. В отличие от прошлого года – вы теперь противник совмещения постов. Почему?

– В прошлом году была иная ситуация. Оба немецких клуба, которые меня приглашали, не возражали против совмещения. Да и я сам тоже, моя позиция действительно была в корне другой, чем сейчас, так как речь шла о краткосрочном сотрудничестве в конце сезона. Я думал: «Столько потерплю, «Вецлар» – моя бывшая команда, я у нее в большом долгу, готов собой пожертвовать».

Сейчас уже Федерация мне действительно предлагала совмещать. Каждый раз, когда мы с Львом Ворониным встречались, он не хотел слышать про мой возможный отъезд, всегда настаивал на том, что найдем способ, как продолжить сотрудничество. Так было вплоть до рождественского турнира, после которого я твердо сообщил, что планирую уйти, а он в качестве альтернативы предложил мне роль советника. Но тренерская работа меня интересует больше.

Главная причина моего ухода – продолжающаяся изоляция российского гандбола. Я чувствую, что еще в силах работать, каждый день смотрю матчи, регулярно слежу за бундеслигой и вижу, что там могу пригодиться. У меня по-прежнему довольно свежий, современный взгляд на гандбол, и я востребован как специалист.

Тем временем вот-вот начнутся Олимпийские игры, на которых нашей сборной не будет, а я знаю, что по своему уровню Россия заслуживает быть в Париже. Я не из тех людей, которые любят лежать на диване и просто получать деньги, хотя в чем-то таком меня как раз обвинял Владимир Максимов в одном из интервью, сказав: «Он остался только из-за денег». Я не знаю, как ему ответить, чтобы не обидеть его, а этого не хочу делать.

– Какие-то конкретные планы насчет новой работы уже есть?

– Сейчас самое главное – отдохнуть и не торопиться. У меня уже была пара предложений из стран Ближнего Востока. Когда я прибыл в Германию после заключительной встречи с Беларусью, в Берлине ко мне подошел знакомый агент и спросил: «Петко, хочешь завтра поехать тренировать в Саудовскую Аравию или Кувейт?» Предлагал работать там в клубах, но я сразу ответил, что не буду в этом возрасте переезжать в новую страну.

Кроме того, все тренерские посты в командах бундеслиги уже заняты, надо подождать. Кто-то выйдет на связь. Я никогда не ищу работу, она сама всегда находит меня, и я сегодня могу выбирать.

Не готов принимать любую команду, например, ту, которая борется за выживание, чтобы постоянно жить в стрессе и «выгорать» в каждом матче. Если же предложат возглавить серьезный клуб, который просто плохо стартовал в новом сезоне, но ставит большие цели, не испытывает финансовых проблем, имеет хорошо укомплектованный состав и хочет добиться успеха, то соглашусь.

В данный момент никакой спешки нет, уж точно необязательно соглашаться на первое предложение. Разумеется, приоритет – работа в бундеслиге.

Тренер сборной – всегда мишень для критиков

– Вам довольно крепко порой доставалось за то, что вы делали ставку на молодых игроков, говорилось, что сборная стала «каруселью», вы пробовали довольно много новых кандидатов. Что скажете в свою защиту?

– Это нормально, главный тренер сборной – всегда мишень для критиков. Многие специалисты претендуют на этот пост, но нужно уметь реагировать на критические замечания и понимать, кто авторы подобных высказываний.

Раньше я в большей степени дорожил мнением Трефилова с Максимовым, но когда понял, что они говорят не слишком искренне, моя позиция изменилась. Однажды я спросил у Трефилова: «Почему ты меня критиковал? Ведь не было причины!» А он ответил: «Я тебя не критиковал, это одна журналистка сама написала!» Ну ладно, проехали...

А вот Максимов разочаровал. Я уважал его и отправился на встречу в Чехов, несмотря на то что все меня отговаривали. Однако я сказал: нет, он – легенда! Поехал познакомиться с ним. Все было в порядке до матча со Словенией на ЧМ-2021, тогда я понял, что он за человек.

Зато мне звонят Игорь Лавров, Лев Воронин, мои европейские коллеги, которые также следят за матчами сборной России, анализируют, хвалят… И даже когда критикуют, я знаю, что это конструктивная, доброжелательная критика, за которую я им благодарен.

К слову, интересная деталь: когда я прибыл в Россию, то «Чеховские медведи» тратили на переход из защиты в атаку 7-10 секунд в среднем. Умножьте на 60 – это среднее количество атак каждой команды в матче, и получите 420-600 секунд. Иными словами, чеховцы лишь на доставку мяча вперед тратили от 7 до 10 минут за игру! А противник тем временем играет быстрый центр, двигается динамичнее и владеет мячом больше, чем они.

– Такой стиль игры как раз исповедуют «Пермские медведи» под руководством Валентина Бузмакова...

– Это европейский гандбол. Должен сказать, что Валя в прошлом сезоне был лучшим тренером России. С командой без единого гандболиста топ-уровня, который был бы постоянным игроком сборной или бывшим легионером, он за два года четырежды добирался до финалов разных турниров, включая Спартакиаду!

Мы виделись недавно на «финале четырех» Кубка России в Перми, там был и президент «Пермских медведей» (Алексей Никифоров – прим. «БЦ»), и Лев Воронин, и еще несколько сотрудников ФГР... Я хвалил Валю и сказал президенту пермского клуба, что часть заслуг принадлежит и ему, а затем добавил: «Только имейте в виду – до финала добираетесь благодаря хорошему труду, вашему и Валиному, а до трофеев – благодаря деньгам». В этот момент в комнате раздались аплодисменты.

ЦСKA неслучайно сегодня занимает ведущие позиции, когда у клуба есть возможность подписать Гирика, Рудя, Садовского...

Аксюков, Акрамов, Кандыбин, Синицын...

– Продвижение молодежи было одной из ваших основных целей с первых дней работы главным тренером сборной России?

– Да, меня критикуют, когда проигрываем, но что лучше – обыграть Беларусь в один мяч с 35-летними ветеранами или проиграть в один мяч с пятью 20-летними парнями в составе? Заодно пусть задумаются клубные тренеры, которые маринуют своих молодых игроков на лавке.

Аксюков, Акрамов, Кандыбин, Синицын… Я приглашал их в сборную, чтобы оценить их потенциал, понять, на что они способны. Нельзя забывать, что наши юниоры (категория до 18 лет) три года назад вылетели из первого дивизиона, заняв предпоследнее место на чемпионате Европы-2021.

Я давал им шанс, они были в восторге от тренировок – и потом рассказывали: «Мы мертвые после 15 минут, а в клубе на тренировке мы даже вспотеть не успеваем!» Я приглашал молодых ребят, чтобы создать пул из примерно 20 игроков, который в итоге даст нам десятерых уровня сборной. Иначе как – если пригласить только 10, максимально получим сколько сильных?

– Если представить, что Россия выступила бы на предстоящих Играх в Париже, кто из этих ребят мог бы усилить сборную?

– На этот момент точно никто, они пока не дотягивают до нужного уровня. Но еще обращу внимание на такой момент. Молодежи доставалось много критики, но я, например, пригласил Вадима Ибракова, который даже за юниоров не выступал. А потом все увидели его в сборной, поняли, как много он может.

Вадим был лучшим в «Каустике», а теперь Максимов забрал его в Чехов. Не это ли лучшее доказательство, что я что-то делал правильно в работе с молодежью?

Или возьмем, например, Синицына, у которого были серьезные проблемы личного характера – и от которого практически все отказались. Потом он уехал в Сербию, набрал там лишнего веса, после чего Бузмаков пригласил его в Пермь… Целый месяц Синицын только сгонял килограммы!

А затем я пригласил его в сборную на роль переднего игрока защиты в расстановке 5-1 или второго при 6-0. Для нас, тренеров, такой гандболист – настоящая находка. Я очень доволен его игрой. Когда уходил, обнял его и сказал: «Видишь, сколько можешь, продолжай работать не только на тренировках, не довольствуйся тем, что делаешь на занятиях!»

Кто слышал про Егора Кочуру, пока мы не пригласили его в сборную? Он был второй опцией в «Викторе» на позиции крайнего, но я видел, какой он крепкий, он напомнил мне тех старых российских крайних, которые шли в обводку один в один, а в обороне могли сыграть на любой позиции.

И у меня в сборной Кочура был первой опцией на краю атаки, после чего перешел в ЦСКА. А вот по переходу Гребёнкина хочу сказать вот что: он блестяще отыграл сезон в «Викторе», перебрался в Москву – и не получил соответствующего шанса. А это талант, который нужно взращивать и беречь, таких немного в России.

Или, например, Афлитулин, технически прекрасно оснащенный игрок, которого я также вызывал в сборную. Его критиковала пресса, телевизионщики… И в итоге он сказал мне: «Петко, я не могу больше приезжать в сборную, моя семья все это смотрит, мне обидно!»

Вообще же в России есть хорошие молодые ребята, но тренерам не хватает мужества ставить их в состав, наверное, боятся лишиться работы. За проигрыши ведь увольняют, и я как тренер могу понять позицию коллег.

Друзей не бросаю!

– Подводя итоги последних четырех лет: какие воспоминания увезете с собой из России?

– Я здесь получил огромный жизненный опыт. Никогда не забуду один эпизод. 24 февраля 2022 года я был в Берлине. Это был четверг, а в субботу я должен был улетать в Москву.

Собрались всей семьей, жена и сыновья спрашивают: «И куда ты теперь полетишь?!» А я отвечаю, что в Москве мои игроки, друзья...

Когда в понедельник я открыл дверь офиса в Федерации, все встали, посмотрели на меня и спросили: «Ты откуда?» Отвечаю: «Я друзей не бросаю! Приехал обсудить, как будем работать дальше». И тогда они показали мне, что такое русская душа, хотя до этого держались на определенном расстоянии, были закрыты по отношению ко мне.

И напротив – перед отъездом в Москву сыновья сказали: «Папа, это хорошо, что уезжаешь, только привыкай к мысли, что, если однажды решишь вернуться в немецкий гандбол, у тебя могут быть проблемы с некоторыми командами и людьми».

Они оказались правы, я это чувствую теперь каждый раз, когда возвращаюсь в Германию. Но в общении с журналистами по-прежнему говорю: «Я думаю своей головой! Давайте не вести себя, как болельщики, не занимайте ни одну из сторон».

Я много читал о России, много чего знал о ней и раньше, но за прошедшие годы имел возможность путешествовать по стране и узнать ее лучше. Приезжал в Казань туристом на 3-4 дня, брал экскурсию по городу. В Ставрополе побывал и в частном порядке, и по работе. В Саратове познакомился с замечательными людьми, директор «СГАУ-Саратов» Алексей Коротов встретил меня как члена семьи. Ходил ловить рыбу руками, потом ее жарили, выпили ракии – незабываемые впечатления.

Такие эпизоды нельзя забыть, в памяти остается не один гандбол. Россия – огромная страна, и сколько бы мы ни знали о ней, никогда нельзя сказать, что знаете все и видели все.

Здесь я познакомился с той самой славянской душой. У нас с русскими похожая история: за последние 30-40 лет с ними происходит практически то же самое, что и с нами…

Кстати, недавно я узнал интересный факт: во второй половине XIX века генеральным консулом Российской империи в Дубровнике был Константин Петкович, этнический болгарин, который обучался в Одессе и Санкт-Петербурге. После этого в моем окружении начали говорить, что и я – русский!

 

Боян Шоч/«Быстрый центр»
Фото: Василий Пономарёв/ФГР, Максим Серёгин/ФГР

Подпишись и следи за новостями сайта

Читайте также

Подпишись и следи за новостями сайта