Как приготовить календарь Суперлиги? Кухня Антона Чайкаускаса

Как приготовить календарь Суперлиги? Кухня Антона Чайкаускаса

02.10.2018
4202

У каждого спортивного турнира есть непременное предвкушение — соревновательный календарь.

Если речь о турнире долгом, как стартовавшие в России гандбольные чемпионаты, такой пролог превращается в важнейший компонент сюжета. Расписание матчей во многом предопределяет течение соревновательных споров, корректирует тренировочные планы, становится темой дискуссий болельщиков, поводом для критики журналистов и лазейкой для оправданий неудачливых рулевых.

Почему календарь мужской и женской Суперлиг на сезон-2018/19 обнародован в небывало поздние сроки? Какова технология его подготовки? В чем специфика календарной кухни в российском гандболе? На эти и другие вопросы отвечает Антон Чайкаускас — член комиссии по организации и проведению соревнований ФГР, разработчик расписаний чемпионатов и Кубков страны.

— Как и когда федерация начинает работу над календарем предстоящего сезона?
— Как правило, в марте мы получаем календарь Европейской федерации гандбола. Там проставлены игровые дни еврокубковых турниров, а также обозначены «недели сборных», которые отводятся для тренировочных и игровых сессий национальных команд. Эти исходные данные заношу в свою электронную форму, а затем отправляю для ознакомления и дальнейшей корректировки тренерам национальных сборных. У нас давно вошло в практику, что штаб женской сборной России просит найти порядка семи дополнительных дней для работы вне официальных «окон» ЕГФ. У мужской национальной команды ситуация проще. Там большинство игроков выступают в европейских клубах, а те строго придерживаются сроков европейского календаря и раньше установленного времени никого в сборные не отпускают.

— Ваши следующие шаги?
— К середине мая с учетом всех согласований мы располагаем полной информацией о планах сборных России. Далее приходится ждать финиша национальных чемпионатов, поскольку только тогда становится ясна картина распределения еврокубковых квот между клубами: кто представит Россию в Лиге чемпионов, кто — в Кубке ЕГФ и Кубке вызова. Но и здесь еще далеко до полной ясности. Потому что только в начале июля ЕГФ окончательно утверждает списки участников клубных турниров и определяет, кто из них на какой стадии берет старт. К примеру, в нынешнее межсезонье сложилась интересная ситуация: «Лада» подала заявку на бонусный допуск в Лигу чемпионов через участие в квалификации. В то же время Россия располагала квотой на участие в Кубке ЕГФ трех клубов. Одним из них была «Лада». Но с учетом ее намерения попасть в Лигу чемпионов свою заявку подала и «Звезда», которая по итогам прошлого сезона стала пятой. После этого мы ждали, допустят ли тольяттинский клуб к лигочемпионской квалификации. В итоге конкурсный отбор «Лада» не прошла. После этого оставалось узнать судьбу «Звезды». Мы все же рассчитывали, что подмосковный клуб получит допуск в Кубок ЕГФ. С учетом этого к 5 июля у комиссии по организации и проведению соревнований уже был готов проект календаря по шаблону прошлого сезона. Тогда во втором по значимости женском евротурнире выступали четыре российских клуба, причем стартовали они не ранее второго квалификационного раунда.
Что произошло в этот раз? ЕГФ допустила-таки к турниру «Звезду», но со стартом в первом раунде. И заранее составленный календарь рухнул, как карточный домик. Все пришлось переделывать. Вот это и стало главной причиной задержки. Но не единственной.
При составлении календаря мы стараемся максимально учитывать интересы клубов. Каждый год я обращаюсь к ним с просьбой прислать пожелания и предложения к расписанию на следующий сезон. И некоторые, оговаривая себе особые условия, выходят за грани возможного, а иногда и за грани разумного. Например, «Кубань» и СКИФ выставили стоп-лист на пятьдесят дат в интервале с сентября по декабрь, в которые они не могут играть в Краснодаре. У других особые пожелания по логистике.
Когда суммируешь то, о чем просят, становится понятно: реализовать все предложения нереально. Поэтому приходится тратить время на порой непростые переговоры и согласования нюансов с клубами.

— Такие принципы и практика составления гандбольного календаря в России кажутся не имеющими аналогов.
— Да, сезон-2018/19 станет третьим с применением у нас уникальной и интересной календарной системы. Такой нет больше нигде. В других странах, согласно спортивному принципу, за основу берется в различных вариациях таблица Бергера. Она предусматривает ритмичное чередование игр дома и на выезде в строго оговоренные для туров дни. Мы последние три года исходим из экономических соображений. Поэтому команды, как правило, за один выезд проводят по два матча в городах, недалеких один от другого. А в женской Суперлиге сразу шесть клубов из одиннадцати — «Астраханочка», «Кубань», «Ставрополье», АГУ-«Адыиф», «Динамо-Синара» и «Луч» — за один выезд «закрывают» по три города. При этом четыре такие команды путешествуют на автобусах, и протяженность турне равна примерно пяти тысячам километров. Представляете? Естественно, вся эта четверка хочет заполучить тройные выезды на осень, когда еще терпима погода и передвижениям не мешает снег. Только как я могу пойти здесь навстречу всем разом? Тогда получится, что команды из Ижевска, Уфы и Тольятти (а именно они фигурируют в логистических пожеланиях названного квартета) до Нового года будут играть только дома, а потом оставшуюся часть чемпионата — на выезде. Но это ведь абсурд. Вот и приходится постоянно что-то изобретать.

— Просьбы Евгения Трефилова о дополнительных «окнах» для женской сборной сильно усложняют вашу задачу?
— В этот раз была просьба о проведении такого сбора вне официальных международных сроков в середине октября. Комиссия по проведению соревнований рассмотрела эту просьбу: реально ли такое? В итоге пришли к выводу, что свободных дней попросту нет.

— Есть ведь еще множество интересных и важных деталей.
— Конечно. Скажем, ФГР приняла решение не планировать для участников еврокубков выездные матчи чемпионата в недельных паузах между играми «на Европе». То есть играть в эти периоды они могут только дома. Исключения возможны только для случаев, когда соперники располагаются в соседних городах. Например, из Волгограда в Астрахань или обратно по железной дороге можно добраться за четыре часа. Есть еще короткие выезды: Краснодар — Майкоп, Звенигород — Москва, Ростов-на-Дону — Ставрополь.
И вот смотрите. В сезоне-2018/19 в еврокубках играют девять российских клубов. Особенно жесткий календарь у женщин — в том же Кубке ЕГФ до группового раунда осенью предусмотрена громоздкая квалификация. В итоге с учетом оговоренных ограничений в сезоне находим всего четыре «окна» в пять-семь дней, куда можно вместить противостояния «Ростов-Дона», «Астраханочки», «Лады», «Кубани» и «Звезды», причем их должно быть по два!
Это поначалу кажется, что в сезоне есть целых двести дней на то, чтобы уместить в них календарь. Но на поверку все оказывается не так просто.

— Колоссально сложно! Но ведь это специфические сложности, которых можно избежать с применением других упомянутых вами календарных схем. Почему не сделать календарь, например, как в футболе?
— Федерация и прежде всего клубы должны определиться: чего же мы хотим? Если играть по заранее очерченной схеме чередования туров «дома — на выезде», то должны понимать: это повлечет дополнительные логистические расходы для клубов. В таком случае все равно не избежать переносов, как в сезоне-2015/16. Тогда из 242 игр предварительных этапов мужской и женской Суперлиг более ста были перенесены из соображений логистики и экономии.
За счет нынешней системы клубы в зависимости от региона экономят от полутора до двух миллионов рублей при проведении выездных игр. Согласитесь, это немалые деньги, и при другой календарной схеме их предстоит найти.
Кроме того, мы сталкиваемся с еще одной проблемой. Абсолютное большинство российских клубов не являются собственниками игровых площадок, где они проводят матчи. Отсюда частая занятость арен под другие мероприятия и такие просьбы, как упомянутые от краснодарских клубов.
Если вас интересует мое мнение как разработчика календаря, то, конечно, удобнее перейти на систему чередования туров. Это создаст соревнованиям ритм, упорядочит таблицы. Уже в июне можно будет отправлять командам предварительный календарь. В результате клубы смогут заранее договариваться о проведении матчей, планировать переезды. Здесь, правда, снова упремся в экономику и логистику — перелеты через Москву недешевы.
И все же некоторые клубы в последнее время чаще признают, что туровая система с чередованием домашних и гостевых игр удобнее. Слышал, что за нее ратует, к примеру, ставропольское «Динамо-Виктор». У таких клубов есть свои резоны: в сдвоенных выездах команды проводят по четыре-пять дней. А это дополнительные траты на проживание и питание, которые порой превышают экономию на логистике.

— Сложно ли выстраивать взаимоотношения с клубами при огромном числе рабочих контактов, на которые вы обречены?
— Знаете, на меня сложно надавить. Стараюсь быть равноудаленным от клубов и вести все согласования в деловом рабочем порядке.
Приведу свежий пример. Еще 30 июля у меня были сведения, что «Спартак» планировал играть дома по выходным, а в начале августа все изменилось: в 2018 году — только по будням. И лишь получив проект календаря, спартаковцы обратились ко мне с просьбой перекроить расписание. Приходится объяснять, что могу помочь и предложить другие дни проведения матчей. Но теперь уже «Спартаку» самому нужно согласовывать это с другими клубами, идя по цепочке. Сам я, разумеется, делать этого не мог, дабы у других клубов не возникло резонных подозрений касательно лоббирования мною спартаковских интересов. Мой принцип: все клубы одинаковы — будь то участник Лиги чемпионов, либо новичок Суперлиги.

— Понятно, что мнение и интересы клубов важны для федерации. Но при этом она должна стремиться и к максимальной популяризации вида. Вряд ли этому способствует рваный и ломающий таблицы календарь.
— Перефразирую известную цитату: бытие определяет действие. Конечно, федерация может поставить и жесткие условия. Но что из этого получится? К сожалению, из-за финансовых проблем российский гандбол уже потерял в Суперлиге воронежскую «Энергию», и игра высшего уровня в этом регионе зачахла. По-моему, должен искаться разумный компромисс, худой мир всегда лучше доброй ссоры. Не учитывать мнения и пожелания клубов нельзя. Должен быть диалог. Повторюсь, важно четко расставить приоритеты: что важнее — развивать чемпионат либо помогать клубам экономить?
К слову, есть ведь еще один вариант туровой системы. Когда команды, как в советские времена, собираются в одном городе и несколько дней играют там, потом через месяц-полтора отправляются в другой. Но здесь тоже надо считать: организация каждого такого тура обойдется как минимум в 400-500 тысяч рублей. Да и окон в плотном европейском календаре для таких туров найти невозможно.

— Вас не обижает критика, звучащая порой на «календарную» тему?
— На обиженных воду возят. Слежу за публикациями в прессе, высказываниями тренеров. Считаю, что всегда важна обратная связь, неправильно закрываться. Критику слышу постоянно. Но зачастую она популистская, за ней ничего не стоит: плохо, и все тут! А почему плохо? Как сделать лучше? Конструктивных предложений очень мало. Знаете, сделать наш календарь — это не кубик Рубика собрать, а гораздо сложнее — составить огромный пазл. Бывает, сложишь в голове комбинацию из игр, а потом следует звонок с уточнением мелкого нюанса, и все рушится. В результате имеешь дело с десятками разных вариантов календарей. Часто приходится работать ночами.

— Тогда объясните такую привязанность именно к этой игре.
— Так я же с тринадцати лет играл в гандбол в Литве! Потом судил матчи. После армейской службы вернулся к любимой игре и вот тружусь на благо Федерации гандбола России. Колдую над календарями уже три сезона подряд…

Источник: Быстрый центр 

4202
Читайте также
Гандбольные команды Суперлиги

Мужчины

Женщины